Суд вынес очередной приговор бывшему мэру Сыктывкара
17 октября Сыктывкарский городской суд огласил приговор бывшему руководителю администрации столицы Коми Роману Зенищеву, который ранее уже был осужден за совершение коррупционных преступлений и приговорен к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. Впрочем, очередного приговора суда экс-мэр дожидался в СИЗО, где останется до вступления нового приговора в законную силу. На этот раз Роман Зенищев признан виновным в получении крупной взятки.
Зарубин и компаньоны
Как следует из материалов дела, в 2004-2005 годах бывший советник главы Коми Александр Зарубин, предприниматели Валерий Веселов, Антон Файерштейн, Юрий и Александр Бондаренко, Николай Шлопов взяли под контроль ООО «Сыктывкаравтотранс». Их целью, естественно, было получение прибыли от осуществления пассажирских перевозок в столице Коми. Позже было создано несколько мелких автопредприятий: ООО «Пегас», ООО «ПАЗ», ООО «Рейс», ООО «Гермес», ООО «Курс», ООО «Эскорт», ООО «Торос», ООО «Верас». Прибыль от их деятельности получали вышеуказанные граждане.
В декабре 2005 года решением регионального агентства по управлению имуществом было создано ГУП РК «Пассажирские автоперевозки Республики Коми» («ПАРК»). Генеральным директором нового госпредприятия назначили Николая Шлопова – говорят, это назначение организовали его влиятельные компаньоны. В апреле 2006 года в результате реорганизации учредителем ООО «Сыктывкаравтотранс» стало ГУП «ПАРК». После этого фирма «Сыктывкаравтотранс» под контролем Шлопова занялась пассажирскими автоперевозками в столице Коми от лица ГУП «ПАРК».
В 2006 году Зарубин и компаньоны решили стать монополистами на рынке пассажирских перевозок Сыктывкара. Поскольку мэр города мог этому поспособствовать, бизнесмены как минимум два раза встречались с Романом Зенищевым. Они предложили градоначальнику взятку за создание им комфортных условий для работы подконтрольных им предприятий. Зенищев согласился совершать действия, которые входят в его служебные полномочия, направленные на создание условий для максимального извлечения прибыли фирмами, подконтрольными Зарубину и его компаньонам. Содействовать обогащению этих граждан мэр намеревался с выгодой для себя: он сообщил, что сумма его ежемесячного вознаграждения должна составить 600 тысяч рублей. Предприниматели согласились, но обговорили, что ежемесячно будут отдавать по 200 тысяч рублей, а оставшуюся сумму выплатят позже.
В тот момент на маршрутах столицы Коми работало несколько фирм-перевозчиков, которых вдруг начали буквально выдавливать с транспортного рынка. Ситуацию описал экс-руководитель компании, которая осуществляла перевозки на половине маршрутов Сыктывкара. Предприятие приносило прибыль, никаких проблем в деятельности не возникало, до 2006 года фирма работала стабильно. В 2006-2007 годах из администрации Сыктывкара поступило письмо за подписью Зенищева о том, что договор с компанией расторгается. Предприниматель решил, что его нишу в сфере пассажирских автоперевозок хотят занять другие люди, интересы которых может лоббировать мэр города. По словам бизнесмена, в тот же период сотрудники контролирующих органов начали подвергать его предприятие и работников многочисленным и разноплановым проверкам, в том числе и на маршрутах. Автобусы опаздывали из-за таких непредвиденных задержек, все эти опоздания фиксировали сотрудники администрации. Водителям неизвестные лица очень настойчиво предлагали прекратить работу на этих маршрутах, перейти в другую компанию. В конечном итоге фирма лишилась «фронта работ» и прекратила свое существование.
«Скидка» в 10 миллионов
В тот же период мэр города принял на работу двоих граждан, «лояльных» Николаю Шлопову, задачей этих сотрудников, в том числе была организация открытых конкурсов на осуществление пассажирских перевозок на условиях, которые обеспечили бы победу ООО «Сыктывкаравтотранс». По результатам этих конкурсов между администрацией города и ООО «Сыктывкаравтотранс» были заключены договоры на транспортное обслуживание 37 маршрутов в столице Коми с 2007 по 2010 год. Самые прибыльные на условиях субподряда передали «дочерним» фирмам: ООО «Пегас», ООО «ПАЗ», ООО «Рейс» и так далее.
По данным следствия, за содействие Роман Зенищев не менее семнадцати раз получил от Николая Шлопова, действовавшего в личных интересах, а также в интересах компаньонов, взятки на общую сумму не менее 3 757 000 рублей. Но эта сумма складывалась лишь из частичных взносов, а долг – 400 тысяч рублей в месяц – копился, и мэр города о нем не забыл. Он знал, что автокомпаньоны являются еще и фактическими владельцами нескольких жилищно-коммунальных компаний, поэтому предложил в качестве оплаты образовавшегося долга продать фирмы со скидкой своей супруге Полине Головановой. Предприятия были оценены в 21 миллион рублей, «задолженность» предпринимателей – в 10 миллионов рублей. Договорились, что стоимость коммунальных компаний будет снижена на сумму долга. Полина Голованова, которая якобы не подозревала о договоренностях супруга, купила доли в уставных капиталах коммунальных фирм по заниженной цене, предприятия перешли под ее полный контроль.
Роман Зенищев вину в совершении преступления не признал, в ходе судебного заседания сообщил, что между ним и Зарубиным с его компаньонами не было никаких договоренностей о создании условий для победы ООО «Сыктывкаравтотранс» в муниципальном конкурсе на организацию автобусных перевозок в городе. Подсудимый заявил, что в должности мэра Сыктывкара намеревался навести порядок в сфере пассажирских перевозок, поскольку его деятельность на посту градоначальника жители оценивали в том числе и по положению дел в этой отрасли. А оно в тот момент оставляло желать лучшего: перевозчики не контролировали техническое состояние автобусов, состояние водителей перед выходом в рейс, выгодные маршруты были заполнены, а рейсы по неприбыльным либо не осуществлялись вовсе, либо производились по остаточному принципу, нарушалось установленное расписание, отсутствовало согласование тарифов. Вопрос о транспортных перевозках в Сыктывкаре стоял на контроле руководства Коми.
Администрация столицы республики подготовила конкурсную документацию, проведением конкурса занимались сотрудники мэрии, сам градоначальник в их работу якобы не вмешивался, только подписал постановление о проведении конкурса. Выиграло его ООО «Сыктывкаравтотранс», собственником которого было государство в лице минимущества Коми.
По словам мэра, он и к коммунальному бизнесу своей супруги отношения не имел, не помогал ей в приобретении коммунальных предприятий, не «выторговывал» для нее скидки.
На полгода больше
Суд счел, что вина Романа Зенищева подтверждается показаниями многочисленных свидетелей. В частности, сам Николай Шлопов рассказал, что ежемесячно приносил около 200 тысяч рублей в кабинет мэра города и клал деньги в комод. При этом градоначальник ни разу не спросил его, что это за деньги, а гость тем более ничего не объяснял – оба все понимали без слов.
Интересные показания дала свидетельница, являвшаяся в описываемый период секретарем мэра города. Она подтвердила, что Шлопов приходил регулярно, она его очень хорошо запомнила, поскольку все посетители снимали верхнюю одежду в приемной, и только этот ни разу не задержался у вешалки – шел прямо в кабинет. Наблюдательная секретарь подметила, что верхняя одежда визитера топорщилась так, как будто он нес что-то за пазухой.
Бывший заместитель главы администрации Сыктывкара Сергей Лученков сообщил, что в 2007 и 2008 годах лично видел, как Шлопов заносил Зенищеву деньги, передал наличные мэру из рук в руки.
Также свидетели утверждали, что Зенищев в бытность мэром имел большой административный ресурс в Сыктывкаре, мог как поспособствовать решению каких-либо вопросов в сфере предпринимательской деятельности, так и создать определенные проблемы, поэтому с ним необходимо было «договариваться».
Суд счел доказательства, собранные сотрудниками регионального следственного управления СК России, которые расследовали уголовное дело в отношении экс-мэра, достаточными для вынесения обвинительного приговора.
В 2015 и 2016 годах суд уже признал Романа Зенищева виновным в совершении ряда коррупционных преступлений и приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 1,1 миллиона рублей.
В среду суд по совокупности приговоров назначил Зенищеву наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 1,5 миллиона рублей и конфискацией полученных в качестве взятки денежных средств. Кроме того, Зенищев лишен права занимать определенные должности на госслужбе сроком на три года. Приговор не вступил в законную силу. Поскольку Роман Зенищев с февраля 2014 года находится в СИЗО, то до освобождения ему осталось около шести лет.
Людмила ВЛАСОВА
Фото Виктора БОБЫРЯ
Зенищев украл ,Зенищева посадили.Ситуация и сейчас не изменилась, думаю что через год или полтора обнаружат еще ОПГ. Республику разваливают а не кому и дела нет.