Семейные знаки финно-угров

Коми пасы и удмуртские пусы представлены на одной выставке в Сыктывкаре

В рамках Дней родственных финно-угорских народов в отделе этнографии Национального музея Коми открылась передвижная выставка «Семейные знаки удмуртов». Экспозиция привезена в Сыктывкар из Ижевска – из Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай».

В фондах удмуртского музея под открытым небом, который расположен недалеко от столицы Удмуртии, собрано более пяти тысяч предметов, а «Знаки» – это лишь небольшая часть коллекции. Каждый экспонат выставки уникален тем, что он отмечен родовым знаком – пусом. Это орудия ткачества и прядения, утварь и посуда, ступы и кадки для теста, столярные инструменты. А также тканые и вышитые изделия удмуртских мастериц с кисточкой – чук из разноцветных ниток. Чук удмуртки нашивали во избежание сглаза мастерства хозяйки. Большинство предметов с пусами датированы прошлым веком, что свидетельствует о долгом сохранении этой древней традиции. Но есть предметы и девятнадцатого столетия. Удмуртские пусы имели широкое бытование в общественных и судебных процессах, торгово-экономических отношениях, в ведении сельского хозяйства. Они выступали в качестве наследственного знака собственности и использовались вместо личной подписи и печати.

Родовые знаки чаще наносили топором на дерево, реже на кость и вещи из других материалов. Новый пус создавался при появлении нового хозяйства на основе родового и отцовского знака и при этом не должен был повторять уже имеющиеся знаки в селении. Обычный способ видоизменять основной пус состоит в прибавлении черты, пересекающей одну из линий родового знака, удлиняющей ее, либо лежащей особняком. Кроме черточек, еще употреблялись крючки, крестики, точки и более сложные фигуры. Таким образом, пус первого отделившегося сына отличался от отцовского только одной чертой, второго – двумя и так далее. В некоторых случаях семейный знак видоизменялся путем упрощения – удаления элементов. С распространением христианства и письменности у удмуртов наблюдались случаи употребления в качестве пусов инициалов собственных имен, иногда с добавлением деталей, характерных для родовой тамги.

Подобные символы обозначения собственности и семейно-родовых отношений встречаются в культурах многих народов, в том числе и финно-угорских. Семейные знаки известны у эстонцев, финнов, саамов, мордвы, мари, хантов и манси и других народов. У коми такой знак называется пас.

Открывая выставку, заместитель директора Национального музея Коми Светлана Бандура рассказала, что на одной экспозиции представлены предметы из Удмуртии и фонда коми текстиля.

– Интересно наблюдать сопоставление пасов коми-зырянской культуры и пусов удмуртской культуры, – отметила она. – Я думаю, такие проекты подталкивают к размышлениям – новым исследовательским работам.

Заместитель министра национальной политики Коми Вячеслав Попов напомнил, что коми и удмурты – родные по языку и культуре народы.

Экспонаты из Удмуртии представила куратор выставки – старший научный сотрудник музея «Лудорвай» Светлана Данилова. Она рассказала, что музей «Лудорвай» создавался с целью сохранения памятников народной архитектуры и расположился на историческом месте бывшего починка Ильинка, основанного в середине XIX века переселенцами из Ижевского завода.

– Наш язык очень близок к коми языку, но вот наши традиционные народные костюмы сильно отличаются, – отметила она. – Впрочем, даже в самой Удмуртии отличаются северные и южные наряды. Если одежда северных удмуртов похожа на коми и коми-пермяцкие костюмы, то южные удмуртки любили пестрые ткани, и одежда их близка к татарской и башкирской.

Сотрудницы удмуртского музея угостили первых посетителей выставки традиционными удмуртскими пирожками – кокроками с яблоками. А также представили элементы свадебного обряда – надевание невесте головного убора – айшона. На свадьбу невесте надевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью. Также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

Выставка «Семейные знаки удмуртов» будет работать до 6 декабря. В ее рамках состоятся тематические экскурсии и интерактивные занятия для детей и взрослых.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Дни родственных народов – одно из важнейших культурных событий в финно-угорском мире. История праздника уходит корнями в прошлое столетие. Впервые Дни родственных финно-угорских народов отметили 28 февраля 1928 года в Финляндии одновременно с Днем Калевалы. В 1931 году на IV Конгрессе финно-угорской культуры было решено праздновать Дни родственных народов в Эстонии, Финляндии и Венгрии ежегодно в конце третьей недели октября. В это время проходили торжественные собрания, культурные мероприятия, службы в храмах. В связи с началом Второй мировой войны проведение торжеств было прекращено. В 1991 году праздник возродился, и к нему присоединились народы России. Дни родственных народов стали отмечаться в финно-угорских регионах Российской Федерации концертами, фестивалями, выставками и дружескими встречами. Новой точкой отсчета стал декабрь 2000 года, когда делегаты Всемирного конгресса финно-угорских народов объявили третью субботу октября Днем родственных финно-угорских народов. В целом ряде регионов России в течение всего октября проходят мероприятия, посвященные этому событию.

Оставьте первый комментарий для "Семейные знаки финно-угров"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.