Перспективы сельской школы

До 2025 года в рамках проекта «Сельская школа» в Коми планируется решить проблему ветхих и аварийных сельских школ. Об этом сообщила зампред правительства – министр образования региона Наталья Михальченкова на прошедшем 28 августа республиканском семинаре-совещании «О состоянии и перспективах развития сельских школ».

Семинар был приурочен к празднованию Дня сельской школы в Коми, который учрежден 16 августа текущего года указом главы республики Сергеем Гапликовым. Согласно указу 28 августа будет праздничным, но не выходным днем.

– Более половины всех школ республики – сельские и поселковые. Для сельчан – это не просто образовательные учреждения, это центры культурной и общественной жизни села. Поэтому, чтобы повысить престиж сельской школы, привлечь внимание к решению ее проблем, начиная с этого года в нашей республике 28 августа будет отмечаться День сельской школы, – прокомментировал указ глава региона.

По инициативе Сергея Гапликова с целью поддержки сельских школ с 19 марта по 15 июня в республике впервые был проведен конкурс «Лучшая сельская школа Республики Коми». В нем приняли участие 16 школ из девяти муниципалитетов. На семинаре, который прошел в Сыктывдинском районе на базе Зеленецкой средней школы, были названы имена победителей этого конкурса. Дипломы и денежные сертификаты им вручил член Совета Федерации Валерий Марков. В тройке лидеров оказались средняя школа села Усть-Нем Усть-Куломского района, Зеленецкая средняя школа Сыктывдинского района и Едвинская средняя школа Удорского района.

Определить лидеров среди сельских школ, имеющих высокий творческий потенциал и обеспечивающих высокое качество образования, был призван еще один республиканский конкурс, проходивший с 15 марта по 18 мая – «Топ лучших сельских школ». Награды победителям этого конкурса вручила заместитель председателя Госсовета Коми Валентина Жиделева. В топ лучших сельских школ вошли Выльгортская средняя школа Сыктывдинского района, Летская средняя школа Прилузского района, Айкинская средняя школа Усть-Вымского района, Визингская средняя школа Сысольского района и Койгородская средняя школа Койгородского района.

Особое внимание к сельской школе со стороны правительства республики обусловлено давно назревшими проблемами. Как рассказала в своем докладе министр образования Наталья Михальченкова, 190 из 344 общеобразовательных организаций Коми – сельские школы. Причем 109 (30 процентов) из них – малокомплектные. Два здания из числа этих школ, в которых обучается в общей сложности 150 человек, признаны аварийными, и 23 здания, в которых учатся 3165 школьников, находятся в ветхом состоянии. Более сорока процентов сельских школ – в деревянном исполнении, 33 школы – с печным отоплением, а в 17 школах нет теплого туалета. Еще одна проблема – низкая наполняемость школ в глубинке. Так, в одиннадцати сельских школах Коми сегодня обучается менее десяти детей. В 75 школах – от 10 до 50. И в 74 сельских школах – от 51 до ста учеников.

Обучение одного сельского школьника обходится государству чуть ли не в два раза дороже, чем городского. Средний объем бюджетных расходов на одного городского учащегося в день 58,2 рубля, на сельского – 104,1 рубля, а на учащегося малокомплектной школы – 149,7. Такая невеселая картина характерна в основном для удаленных поселений.

О многом могут сказать и цифры анализа качества образования городских и сельских учащихся. Так, больший процент не получивших аттестат об окончании девяти и одиннадцати классов в этом году приходится на сельских школьников. Доля получивших сто баллов при сдаче ЕГЭ среди сельских школьников ниже, чем среди городских. Не выдерживают конкуренции с городскими сверстниками сельские ребята и в предметных олимпиадах. В текущем году до регионального этапа в олимпиадах дошли 714 школьников, 216 из которых – сельские. Из этого числа победили только 32 городских школьника, среди сельских ни один.

Для сельских ребят создаются дополнительные возможности для профессионального обучения. Так, семь школ имеют лицензию на реализацию программ профессионального обучения более чем по 15 профессиям. В двенадцати школах, предлагающих более десяти профессий, профессиональное обучение проходит в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования. Пять малокомплектных сельских школ в рамках республиканского проекта используют обучение с применением дистанционных технологий.

С целью развития инфраструктуры образования в сельской местности правительством республики разработана стратегическая карта, согласно которой до 2025 года в пяти школах должны быть созданы дополнительные учебные места, а в 25 школах решены проблемы ветхости и аварийности. Проект «Сельская школа» и строительство быстровозводимых модульных школ планируется реализовать в рамках двух программ – «Создание современной образовательной среды» и «Устойчивое развитие сельских территорий».

Напомним, согласно «апрельским поручениям» главы Республики Коми перед правительством региона стоит задача обеспечить строительство и ввод новых школ в Сыктывдинском, Усть-Куломском, Троицко-Печорском, Сысольском и Вуктыльском районах.

Галина ГАЕВА

Фото school-pyioldino.ru

Оставьте первый комментарий для "Перспективы сельской школы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.