Темпы обеспечения жильем детей-сирот в Коми отстают от темпов роста очереди этой категории на получение жилья. Число сирот не уменьшается, а все возрастает, и бюджетных средств на приобретение для них жилых помещений требуется все больше и больше. По сути, это тупиковый путь решения сиротского квартирного вопроса. Корни проблемы – социальные, ведь подавляющее большинство сирот в регионе – это дети-сироты при живых родителях. Значит, и подходы к решению вопроса пора изменить. К такому выводу пришли участники заседания президиума Госсовета Коми, посвященного этой актуальной теме.
По данным на 1 января текущего года, общая численность в регионе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, – 4940 человек. Причем настоящих сирот из этого числа – только порядка 16 процентов (776 человек), а почти 85 процентов (4164 человека) – социальные сироты, их родители лишены родительских прав и не стремятся эти права восстановить.
Как констатировала председатель Контрольно-счетной палаты региона Елена Филимонова, численность детей-сирот, у которых не реализовано право на обеспечение жильем, 1314 человек. В отношении 479 из них имеются неисполненные судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями.
Несколько иные данные привел замминистра труда, занятости и социальной защиты Коми Валерий Коротин. По его информации, на 1 января 2018 года численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляла 1882 человека, то есть даже значительно больше, чем выявила КСП. В целом, чтобы предоставить квадратные метры всем нуждающимся лицам этой категории в республике, необходима огромная сумма – один миллиард 743 миллиона рублей. И не факт, что эта цифра окончательная, потому что число сирот не убывает.
Коллизия заключается в том, что субвенций, которые получают муниципалитеты на приобретение жилья для сирот, катастрофически не хватает, поэтому сразу выполнить решение суда (часто не одно, а несколько) власти на местах не могут. За это муниципалитеты караются штрафами, размер которых порой достигает стоимости целой квартиры. Получаются дополнительные абсолютно неэффективные траты, тяжким грузом ложащиеся на скудный муниципальный бюджет. За три года – с 2015 по 2018 – с органов местного самоуправления взыскано штрафов и исполнительских сборов на общую сумму 21 миллион 854 тысячи рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить жильем почти два десятка детей-сирот.
Например, Усть-Куломский район, который по количеству сирот-очередников на получение жилья на втором месте после Сыктывкара, тратит из своего бюджета на штрафные санкции более миллиона рублей в год. Как пояснил глава администрации этого района Сергей Рубан, некоторые сироты, дабы ускорить решение своего квартирного вопроса, обращаются в суд, но моментально предоставить подходящее жилье местные власти не в силах. На выделяемую из региональной казны субвенцию в размере 20, максимум 24 миллионов рублей администрация района может обеспечить жильем 20-22 ребенка-сироты, а очередь огромная. К тому же в Усть-Куломском районе катастрофически не хватает жилья на вторичном рынке, которое можно приобрести.
Выход из положения – строить самим. До прошлого года усть-куломские власти возводили малоквартирные дома для сирот на условиях долевого строительства, но со вступлением в действие изменений в законодательстве о долевом строительстве ситуация изменилась. Поменялись и финансовые условия, и теперь у подрядчиков, возводивших небольшие дома, не хватает уставного капитала – он должен быть значительно большим. А крупным подрядчикам предложение построить малоквартирное жилье абсолютно неинтересно. Тем не менее, как заверил Сергей Рубан, власти района планируют до конца года завершить строительство двух восьмиквартирных домов и выкупить квартиры в двухквартирном доме, построенном частным инвестором.
В ходе своей проверки КСП выявила и нарушения в муниципалитетах при самой процедуре выделения жилья сиротам. В отчете контрольного органа подробно расписан их перечень.
Главное же, на чем акцентировала внимание участников совещания председатель Контрольно-счетной палаты, – это причины роста «сиротского населения» региона. Все за те же проверяемые КСП три года родительских прав лишили 1649 человек. Поэтому решение вопроса не только и не столько в поиске дополнительных средств из бюджета, сколько в искоренении социального неблагополучия. Такой пилотный проект по внедрению механизма оперативного выявления семей, нуждающихся в социальной и государственной помощи, запущен в нескольких субъектах РФ, и необходимо изучить наработанный регионами опыт, создать единую систему учета семей, которым требуется господдержка. Нужен комплекс эффективных мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, констатировала Елена Филимонова.
В свою очередь депутаты также внесли ряд конструктивных предложений. Нужно добиваться увеличения софинансирования из федерального центра на решение этой проблемы, создать специальный фонд на выплату судебных штрафов и закрыть все долги муниципалитетов. И еще предусмотреть возможность выделять сиротам не только квадратные метры, но и деньги, чтобы те, кто уже обзавелся семьей, могли, добавив свои накопления, приобретать жилье нужных размеров.
Галина ВЛАДИС
Фото samregion.info
Оставьте первый комментарий для "Квартирный ответ на сиротский вопрос"