Принесенный ледником реликтовый камень-следовик, десятиметровое можжевеловое дерево, живописное озеро Эжолты, деревянные кресты в деревенских дворах – все это и многое другое можно увидеть на Коквицкой горе. Так называется расположенное в Усть-Вымском районе одно из самых загадочных мест республики. Здесь на высоком берегу Вычегды сохранились тринадцать старинных сел и деревень. Каждое селение имеет свою богатую историю и свои легенды. С некоторыми из них познакомились участники экспедиции, организованной председателем республиканской Федерации туризма Геннадием Марковским. Поездка прошла в рамках проекта «Родовой пас». Вместе с его участниками на Коквицкой горе побывал и корреспондент «Республики».
Горячий камень
По всему миру раскидано множество дарующих исцеление и собирающих толпы паломников чудо-валунов. В России их издавна называют следовиками, потому что на этих камнях иногда проступают отпечатки рук или ног. Еще Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» упомянул: «Памятником древних славян остались большие гладкие плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт». Следы на камнях называли «Божьими ножками», «следами Христовыми», «стопами Богородицы» или «чертовыми следами». Считалось, что вода из такого «козьего копытца» излечивает от болезней.
Ближайший от Сыктывкара такой камень лежит на Коквицкой горе – в деревне Эжолты. По преданию, на этом камне сюда из Усть-Выми приплыл сам Стефан Пермский. До советской власти около камня стоял большой крест, и к камню от церкви ходили крестным ходом. Паломники приписывали огромному валуну силу исцелять от ревматизма, женских болезней, зубной боли и других недугов. После революции местные комсомольцы решили уничтожить святыню. Деревянный крест сломали легко, а вот выкопать камень и сбросить его с обрыва не смогли. Решили обкопать валун со всех сторон, чтобы он скрылся под землей. Но чем дольше копали, тем больше камень открывался людям. Зарыли яму и оставили валун в покое. Уже в этом веке камень вновь освятили и установили рядом четырехметровый деревянный крест.
С этого камня и началось знакомство с Коквицкой горой. На поверхности валуна отчетливо проступает громадный след, похожий на человеческий. В углублении следа вода и горсть монеток. Летом на солнце камень нагревается как печка. Вероятно, согревающий эффект от аккумулирующей тепло громадины имеет реальную целебную силу прогревающего лечения. Несколько лет назад камень исследовала экспедиция республиканского отделения общества «Космопоиск». Оказалось, что валун не обладает ни магнитными, ни гравитационными, ни другими физическими аномалиями. Единственное, что можно отметить, — повышенный фон гамма-излучения – 12-15 микрорентген/час. Хотя это вдвое больше, чем в окружающей почве, но вполне нормально для большого куска гранита. Размеры камня около пяти метров, но это только та часть, которая над землей. Что скрывается ниже – неизвестно. В деревне много больших валунов, которые предприимчивые сельчане используют под фундаменты домов. Но камень-следовик здесь единственный.
В России известно около четырехсот следовиков, которым поклонялись финно-угорские народы. В Эстонии – более тысячи культовых камней, примерно столько же в Финляндии. По мнению историков, русские переняли древний культ камней у коренных северян. На Псковщине был известен Ольгин камень, на котором виднелся след женской ножки. Его взорвали в тридцатых годах прошлого века, и сейчас там пирамида из валунов, увенчанная кованым крестом. В Ярославской области на берегу Плещеева озера лежит Синь-камень. Его подножие усыпано монетами и цветами. Паломники приходят к нему «набираться силы и здоровья». Синь-камень поражает своей способностью к передвижениям. В XVI веке Василий Шуйский распорядился зарыть языческий «блуждающий» камень в землю, но через два века тот чудесным образом снова оказался на берегу озера. А когда его утопили, за несколько лет буквально выполз из озера. Но сейчас камень с каждым годом все глубже уходит под землю и вскоре может совсем исчезнуть. Следовики известны и в других частях света, где они также служили предметом почитания. Один из самых знаменитых – это так называемый След Адама на Цейлоне.
Дом, где собираются доски
Буквально в нескольких метрах от камня-следовика находится гостевой дом «Эжолты». Геннадий Марковский приобрел его около десяти лет назад и тогда же начал обживать. В возведенном еще до революции доме есть зимняя и летняя части, большое хозяйственное помещение, во дворе две баньки: по-черному и обычная с трубой. В планах хозяина построить на территории несколько небольших гостевых домиков для туристов.
Изюминкой гостевого дома стала разделочная доска. Геннадий Марковский нашел в приобретенном доме старую деревянную разделочную доску, на поверхности которой была вырезана дата «1913 г.» и инициалы «И.Т.» (возможно, что мастера звали Иван Туркин). Повесил доску на стенку и потом начал привозить сюда разделочные доски из разных районов республики и российских регионов. Попали в коллекцию и зарубежные доски. За десять лет накопилось уже полторы сотни разделочных досок разнообразных форм и размеров. Зная о хобби хозяина, его гости привозят разделочные доски из своих городов и стран. В коллекции уже есть финские, голландские, французские и другие зарубежные доски.
– Теперь у меня единственный в Коми музей разделочной доски, – с гордостью продемонстрировал свою большую коллекцию хозяин дома. – И я придумал сувенир нашего гостевого дома – магнитик в форме разделочной доски с надписью: «Эжолты».
А еще в окрестностях Эжолты водятся медведи. Как-то сюда приезжали иностранцы специально для того, чтобы посмотреть на хозяина леса в его естественной среде обитания.
– Сделали мы приманку из старых костей, а сами поднялись на лабаз, – вспоминает Геннадий Марковский. – Ночью пришел медведь. Да еще и не один. Привел с собой то ли родственника, то ли друга. Съели они приманку, показалось мало. И решили мишки закусить уже нами. Сидим мы наверху и по мере возможности шумим, кричим. Не знаю, чем бы это кончилось, но я заранее договорился с местным охотником. И под утро он пришел с собакой, спугнул медведей. Но после этого переводчица уже не решалась выйти из дома. Пришлось даже машину к крыльцу подгонять для нее.
Во время поездки медведей увидеть не довелось, а вот рыжая лисица дорогу перед машиной перебежала и хвостом махнула.
Старожилы Коквицкой горы любят пугать гостей рассказами о хозяине леса – лешем, который по-коми называется вöрса. Еще здесь бытуют легенды о том, что идол Зарни Ань спрятан где-то в местном лесу. А в Гажакересе записывали легенды о чуди.
– Говорят, что прокудливая береза, которую Стефан Пермский срубил в Усть-Выми, была не настоящей святыней зырян, – рассказал очередную местную легенду Геннадий Марковский. – А настоящая береза росла около озера Эжолты.
Во время прогулки по берегу озера можно увидеть немало чудес природы. Это и причудливо заплетенные сердечком древние березы, и уходящие в небо вековые лиственницы, и сосна с двумя вершинами. А десятиметровое можжевеловое дерево, по словам проводника, единственное в республике. Обычно можжевельник – это все-таки невысокий кустарник.
А во дворах кресты стоят
В деревне Коквицы Геннадий Марковский рассказал быличку про местный памятник солдатам Великой Отечественной войны.
– Говорят, что поставили его еще в начале пятидесятых годов, – показал монумент экскурсовод. – И делал скульптуру заключенный ГУЛАГа. И чтобы никто из начальства не осмелился критиковать его работу, он придал воину черты лица Сталина. Вот и стоит по сей день усатый солдат на берегу Вычегды.
Коквицы – одно из немногих мест в Коми, которое посетил в 1898 году во время своего визита в северный край дядя Николая IIСергей Александрович. Местные жители постелили ему дорогу из лучших половиков от парохода до храма, но высокий гость демонстративно пошел по грязи вдоль половиков. Видимо, не решился топтать такие красивые вещи. Сельчане его за это зауважали, а тропинку и по сей день называют дорогой князя.
В Гажаркересе удивляют кресты, стоящие во дворах. Кресты похожи на кладбищенские, но никто под ними не похоронен. История этого обычая такова: у одного из местных жителей дед вернулся с войны. На фронте он дал обет Богу, что, если останется жив, установит крест в честь святителя Николая. После войны поставил крест у себя во дворе. По его примеру и другие жители установили у себя во дворах деревянные поклонные или обетные кресты. А дети и внуки соблюдают традицию и обновляют кресты.
В центре Гажакереса открыта «Крестьянская библиотека» – это буккроссинг в небольшой теплице. Вместе с книгами здесь можно прочитать и рукописные местные кулинарные рецепты. А рядом с этой библиотекой стоит указатель, стрелки которого направлены в разные стороны. До Сыктывкара – 97 километров, до парома – семь, до Усть-Выми – 94 километра. И еще одна стрелка указывает в направлении Европы. На стрелке написано: «Брюссель – недалеко».
Как рассказал «Республике» Геннадий Марковский, проект «Родовой пас» реализуется Федерацией туризма Республики Коми с использованием гранта президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Основная цель проекта – проведение профориентационной работы в сфере туризма среди сельской молодежи с вовлечением ее в практическую деятельность. Итогом проекта станут создание молодежной туристской компании «Родовой пас» и подготовка из сельчан нескольких специалистов в сфере туризма.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
http://www.kzsrk.ru/news/5159/
Эта газета сейчас не издается, но о Тайнах Коквицкой Горы она написала в августе 2014. Проект разработан молодежью Кожмудора и Микуня.
С какого боку здесь Марковский?