В Госсовете Коми обсудили вопросы поддержки малого и среднего бизнеса на севере
Без четко разработанной системы федеральной и региональной поддержки малый и средний бизнес на севере неконкурентоспособен и обречен на выживание. Об этом шла речь на прошедшем 30 марта в парламенте республики совещании, посвященном вопросам развития бизнеса в условиях северной специфики территорий. В обсуждении принимали участие представители региональной власти, сенаторы и депутаты Госдумы от Коми, а также представители федеральных органов власти.
О том, какие условия сегодня определяют ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса, рассказала министр экономики Коми Марина Анисимова. Она отметила, что сегодня зарплата в малом и среднем бизнесе на порядок ниже, чем в среднем по республике. Наметилась тенденция к стагнации развития предпринимательства. Во многом это снижение связано с заметным оттоком людей из республики: из-за миграционных процессов северные территории республики теряют численность населения.
Такая, казалось бы, долгожданная мера, как повышение МРОТ, для малого и среднего бизнеса стала еще одной трудностью. Без дополнительных преференций предприниматели однозначно не справятся с задачей выплаты заработной платы в новом размере. По предварительной оценке, в Коми потребность в дополнительных расходах на заработную плату в малом и среднем бизнесе с учетом повышения МРОТ составляет пять миллиардов 427 миллионов рублей.
Потенциал для развития предпринимательства в северных районах Коми сдерживается достаточно развитым сектором крупных ресурсных компаний. Кроме того, в числе факторов, заметно сдерживающих развитие, общая удаленность от основных федеральных магистралей, неравномерное распределение населенных пунктов, низкая плотность населения и как следствие – ограниченность рынка сбыта и увеличение транспортных расходов. Поставки товаров в удаленные пункты для предпринимателей убыточны. Еще один важный фактор – это долгий отопительный сезон, что в свою очередь заметно влияет на повышение себестоимости товаров и услуг.
Большой нагрузкой на бизнес в условиях севера является и необходимость выплаты работникам северных льгот. Развитие предпринимательства тормозят также высокое фискальное давление, высокие процентные ставки на банковские кредиты. В этом году сумма просроченной задолженности банкам возросла в 1,6 раза, а средневзвешенная процентная ставка с 1 января по 1 февраля этого года поднялась на 1,5 процента. Говоря о финансовой поддержке предпринимательства, Марина Анисимова отметила резкое снижение федеральных субсидий. Если в 2013 году республика привлекла на эти цели 114,6 миллиона рублей, то в 2018 году региону выделено 20 миллионов рублей. Сокращение в 5,6 раза. При этом Республика Коми не только не снижает, но и в сравнении с прошлым годом на 40 процентов увеличила объемы финансирования на поддержку предпринимательства.
– В таких условиях наш бизнес не может конкурировать с центральными и южными регионами, – констатировала Марина Анисимова. – Это выводит к вымыванию региональной экономики, а снижение доходной базы регионального бюджета создает дефицит ресурсов для финансирования социальных расходов. В этой связи необходимо проведение единой с федеральными органами государственной политики, ориентированной на создание условий для создания внутреннего потенциала республики и повышения привлекательности региона для потенциальных инвесторов.
В числе предложений для выравнивания ситуации министр назвала возврат налога на добычу полезных ископаемых, что позволило бы обеспечить конкурентоспособность северных территорий. Для работающих на Крайнем Севере необходимо снизить НДФЛ, отнести суммы северных и районных выплат к необлагаемым доходам. Рассмотреть возможность внедрения для предпринимателей отдельных доступных моделей кредитования. Дополнить закон 44-ФЗ отдельной главой, в рамках которой закрепить преференции. Запустить специальные программы поддержки инновационных организаций и проектов северных территорий.
После доклада министра слово взяли представители бизнеса, чьи выступления были уже более эмоционально окрашенными. В частности, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Коми Игорь Бобков сообщил, что постановление Конституционного суда от 7 декабря 2017 года о повышении МРОТ «было крайней каплей, которая сегодня доводит бизнес до закипания».
– Бизнес на севере и так становится неконкурентоспособным, имея под боком крупные промышленные центры, которые могут предоставить аналогичные нашим товары и услуги. Предприниматели из-за пределов Коми выходят на конкурсы с более низкими ценами, в которых нет тех издержек, которые есть у местного бизнеса, – рассказал омбудсмен. – Естественно, они демпингуют, потому что могут себе это позволить. А наш бизнес либо из торгов исключается, либо идет потом на субподряд, потому что деваться некуда. Причем обычно участники конкурсов из других регионов не собираются сюда везти ни технику, ни людей, они берут на субподряд местный бизнес. И что нам делать?
В свою очередь ректор Института переподготовки и повышения квалификации работников АПК Григорий Семяшкин уверен, что без специальных программ Арктику не поднять.
– Я где только не побывал, и везде сельхозпроизводители говорили: мы не сможем такую зарплату платить, – рассказал он. – Если мы хотим сельское хозяйство сохранить, мы должны увеличить его поддержку через дотации на продукцию, на удобрения. По малому и среднему бизнесу, конечно, надо ставить вопрос компенсации районных и северных коэффициентов. Но сегодня надо хотя бы убрать с северного коэффициента единый социальный налог, и уже бизнес полегче вздохнет. Ни Север, ни Арктику мы не поднимем без специальных программ. Раньше все ехали на север за длинным рублем, копили здесь деньги, лет через 15 покупали кооператив и уезжали. Сейчас смысла нет здесь жить. Сегодня в Воркуте 15 тысяч человек стоит в очереди на переселение. Половина очередников не доживет до получения квартиры.
Тема поддержки бизнеса незаметно перешла в межбюджетные отношения. Вновь был поднят вопрос снижения налогов с республики, перечисляемых в федеральный бюджет. Кто-то из выступавших задал представителю минфина России Елене Денисовой вопрос, в каких пропорциях распределяется федеральный бюджет в Китае или в Америке. Обсуждать межбюджетные отношения других стран Елена Денисова не посчитала нужным.
– За 2017 год только 46 процентов налогов ушло в Федерацию, 54 процента осталось в субъектах, – напомнила она. И тут же на возражение, что «это средняя температура по больнице», дополнила: – Когда где-то убывает, нужно, чтобы где-то прибывало. Субъекты России, которые получают дополнительные трансферты, должны предложить доходы, которые поступят в федеральный бюджет.
Подводя итог совещания, заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Виталий Шуба отметил, что высказанные предложения требуют доработки и будут вынесены на федеральный уровень. Сразу после совещания в ходе брифинга на вопрос корреспондента «Республики», будут ли субъектам страны выделены дополнительные средства на расходы, связанные с повышением МРОТ, сенатор ответил:
– Выделенных правительством России в начале этого года 20 миллиардов будет недостаточно. В мае при рассмотрении уточнений в бюджет 2018 года я буду предлагать увеличить сумму поддержки регионов.
На вопрос, какие из высказанных на совещании предложений он считает наиболее оптимальными для поддержки бизнеса на севере, Виталий Шуба ответил:
– Я бы здесь выделил несколько направлений поддержки. Это единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, патентная система и единый сельхозналог. Мы должны получить предложения в части настройки этих налоговых инструментов, которые позволили бы развиваться малому бизнесу. Следующее направление поддержки – через федеральные программы поддержки малого бизнеса. К сожалению, в 2018 году цифры поддержки снижены, их необходимо кратно увеличивать. В сельском хозяйстве требуется увеличить дотации на литр молока и на килограмм продукции. И еще одна мера – поддержка малочисленных и коренных народов. Сюда попадают и коми. Вообще, специальный налоговый режим – это определенные налоговые послабления. В данной ситуации они пока недостаточны. Но бизнес есть бизнес. Если государство возьмет на себя все проблемы, то что это будет на деле? Создается бюджетная организация, и она будет решать определенные задачи. Но тогда мы будем иметь монополию, низкое качество и все вытекающие отсюда последствия. Поэтому поддерживать бизнес следует прежде всего налоговыми инструментами.
Депутат Госдумы от Коми Ольга Савастьянова отметила, что одно из достижений прошедшего совещания заключается в том, что в данном случае подходы республики и Федерации совпали. А чтобы принимать государственные решения, позиция по этим вопросам должна быть солидарной.
– Что касается северов, сегодня это не только вопросы заработной платы и малого бизнеса, но и вообще перспективы развития. И закон об Арктике точно эту проблему не решит, потому что туда входит только Воркута. Мы сегодня говорили о том, что нужен системный закон. В прошлом году в Госдуме создан специальный экспертный совет по формированию законодательного пакета, который бы обеспечил решение базовых вопросов, касающихся северных территорий, – рассказала депутат.
Галина ГАЕВА
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Бизнесу требуются налоговые послабления"