Балет Михаила Герцмана очаровал сыктывкарцев

Спектакль по мотивам «Маленького принца» в музтеатре прошел с оглушительным успехом 

Премьерой балетного спектакля Михаила Герцмана, созданного по либретто Бориса Лагоды «Подари мне детство», увенчалась прошедшая неделя в Государственном театре оперы и балета Коми. Либретто написано по мотивам повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Спектакль поставлен на грант главы республики.

Спектакли прошли с оглушительным успехом. Написать музыку к этой сказке – и именно к балету – давняя мечта композитора. И это был не первый опыт обращения к «Маленькому принцу» Михаила Герцмана: в 18 лет, учась на первом курсе консерватории, он написал музыку к драматическому спектаклю, который был поставлен в Перми. Пришло время, и удачно все сложилось и в Сыктывкаре, для работы над спектаклем собралась отличная команда: харизматичный автор, музыкальный режиссер Борис Лагода, который еще на встрече с журналистами отметил, что залог успеха любого спектакля для детей – умение слышать и прислушиваться к ним. Именно этот фактор и стал главной его составляющей при написании либретто.

Директор театра Дмитрий Степанов пригласил интересных московских молодых балетмейстеров-постановщиков – лауреата международного конкурса Нину Мадан, которой ассистировал ее супруг, постановщик Вячеслав Пегарев. Сценографом и художником по костюмам выступили тоже молодые, яркие, креативно мыслящие авторы Наталья Павлицкая и Анастасия Юрьева, которые работают в театре драмы имени Виктора Савина. Зрители почувствовали абсолютно иной подход и к оформлению сцены, и вообще ко всей визуальной составляющей балета.

Еще на пресс-конференции музыкальный руководитель проекта, главный дирижер театра и большой любитель сюрпризов Азат Максутов предупреждал о том, что и на сей раз зрителей будут ждать всякие неожиданности от оркестра. И слово сдержал, сюрприз удался, музыканты не только извлекали звуки, играя на инструментах, а очень смешно имитировали некоторых героев голосом. Кроме того, в финале спектакля в исполнении молодой оперной певицы Анастасии Марараш прозвучала «Ангельская песня», которая лейтмотивом звучит на протяжении спектакля. Сдержал в отношении сюрпризов слово и Михаил Герцман. Во втором акте можно услышать и отголоски страстного танго Пьяццоллы, а также джаза и блюза.

Как отметила музыковед Ольга Мойсеевич, композитор четко прописал образы каждого героя, что для детского балета очень важно, так как маленький зритель эмоционально ощущает доброго и злого героя, музыка ему в этом помогает. И очень важно, что правильно подобраны исполнители главных партий, и они отлично справились со своими сценическими задачами.

Две яркие, но абсолютно противоположные, как добро и зло, партии – отца Леона и Черного Короля танцует один и тот же артист – Ринат Бикмухаметов. И это не случайно. Как отметила постановщик Нина Мадан, отец, убивший мечту в ребенке, в какой-то степени и есть воплощение зла. Маленький Леон, которому Экзюпери и посвятил сказку, мечтал стать художником, но отец видел его летчиком и сломил волю мальчика.

Как всегда, праздником для любителей балета было появление на сцене Натальи Супрун, также станцевавшей две противоположные партии: капризную, изящную белую и нежную розу-бутон, в которую влюбляется Леон, и страстную черную розу, ставшую возлюбленной Черного Короля, которая предает и убивает Леона. Предательство – новая тема в балете, написанном по мотивам Экзюпери, в его оригинальном произведении этой темы нет. Но таким образом авторы спектакля внесли очень важный «воспитательный» момент в сказку, приблизив ее к земным реалиям, ведь по сути с этой жестокой стороной жизни сталкиваются практически все, и задуматься над этим нужно прежде всего родителям.

Безусловной похвалы заслуживают также и солисты балета Роман Миронов (Летчик), Владимир Ли (Лис), Григорий Абдуллин (Фонарщик) и вновь Наталья Супрун, уже как руководитель детской балетной студии при театре, воспитанники которой очень мило и, что важно, синхронно сыграли «звездочек», став еще одним замечательным штрихом спектакля. Ну и, конечно, многие зрители открыли для себя еще одну, не только яркую танцовщицу, станцевавшую заглавную партию Леона, но и великолепную драматическую актрису Елену Быкову. Постоянные зрители балетных спектаклей узнали в ней и Амурчика в «Дон Кихоте», и Китайскую куклу в «Щелкунчике», и Зюльму в «Жизели».

Несмотря на то что маленький Леон и его друг Лис погибают в финале, спектакль оставляет очень светлое впечатление, зритель успевает и поплакать, и очароваться, и посмеяться.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Сергея ПАРШУКОВА, БНК

Добавить комментарий