Виктор Боярский оценил белый снег Коми

Известный путешественник рассказал сыктывкарцам, как покорить полюс

Почетным гостем прошедших 11 и 12 февраля в Сыктывкаре Дней Арктики стал известный путешественник, почетный полярник России, председатель Полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский. В читальном зале Национальной библиотеки Коми он два дня рассказывал сыктывкарцам о своих полярных одиссеях. Всего на его счету более шестидесяти экспедиций. Темой бесед стали международные трансгренландская и трансантарктическая экспедиции. Также он представил свои книги и раздал автографы. После одной из встреч с читателями библиотеки полярник за чашкой чая побеседовал с корреспондентом «Республики».

Лауреат Нобелевской премии

Четыре года назад Виктор Боярский стал лауреатом Нобелевской премии. Правда, это была не та известная премия, которую учредил Альфред Нобель. Премию, которую вручили полярнику, учредил старший брат изобретателя динамита и основателя шведской нобелевки – Людвиг Нобель.

– Вручение российской нобелевки происходит не менее торжественно, чем вручение ее шведского аналога, – рассказал Виктор Боярский. – Пришлось надеть бабочку и парадный костюм.

Виктор Боярский поведал и краткую историю российской нобелевки.

– Людвиг Нобель – ученый, инженер, промышленник и меценат, швед по происхождению, он всю жизнь жил и работал в России, был похоронен в Санкт-Петербурге, – рассказал полярник. – Вместе с братьями он основал акционерное предприятие «Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель» («Бранобель»), фактически став основателем нефтяной промышленности России. После кончины Людвига Нобеля в июле 1888-го, то есть за семь лет до составления Альфредом Нобелем его знаменитого завещания, старший сын Людвига Эммануил, товарищество «Бранобель» и Русское техническое общество в память о Людвиге Нобеле учредили золотую медаль и премию его имени за исследования в области технических наук и изобретения в сфере металлургии и нефтепромышленности.

Премия Людвига Нобеля просуществовала до 1917 года и возродилась только в 2005 году. Теперь она вручается ежегодно и во многих областях – науке, искусстве, промышленности, спорте, а также в сфере меценатства и благотворительности. Основные критерии, по которым присуждается премия, – это честь, достоинство, созидательное служение России и активная гражданская позиция. Этим объясняется и отсутствие денежной составляющей. Награжденным вручаются памятная медаль и знак лауреата.

Помимо Виктора Боярского, лауреатами этой премии в разные годы стали писатель Чингиз Айтматов, журналист Генрих Боровик, кинорежиссер и артист Станислав Говорухин, поэт Евгений Евтушенко, гроссмейстер Анатолий Карпов, певец Иосиф Кобзон, космонавт Алексей Леонов, хоккеист Владислав Третьяк, президент России Владимир Путин.

О врачах и учителях

Виктор Боярский, по его словам, покорил уже все, что можно было покорить. Прошел на лыжах через Северный и Южный полюсы. Но он уверен, что существует множество профессий не менее героических, чем полярник.

По его словам, одним из примеров героической профессии можно назвать врачей. Сын самого полярника избрал именно эту профессию. Но в отпуске он вместе с отцом работает на дрейфующей ледовой базе «Барнео».

– Очень большое мужество и призвание нужно иметь для того, чтобы работать доктором в областной больнице, – уверен Виктор Боярский. – И притом почти никто этой работы не видит. Ведь врач, который вылечил и спас человека, редко становится героем на телевидении. Поэтому у детей формируется ложное представление о том, что герои должны быть известными. А настоящие герои – это люди таких мирных профессий, как врач.

Другая достойная и нужная профессия, по мнению собеседника, это учитель.

– У современных детей знание географии бывает разное, – отметил полярник. – Все зависит от школьного географа. Если учитель хороший, то его ученики знают, чем отличаются Арктика от Антарктики. Во время бесед со школьниками я стараюсь объяснить, что геройство не в том, что ты покоряешь на лыжах полюсы. Я советую не зацикливаться на этом и объясняю, что у каждого должны быть свои цели и подвиги в жизни. И самое важное – это понять и определить, что тебе нужно в жизни. Полюс не должен быть конкретно Южным или Северным. Это путь, цель, которая есть у каждого человека. Что такое жизнь, каждый понимает по-своему. Я, например, люблю перемещаться в пространстве. Я везучий человек – до сих пор, во всяком случае, мне удавалось практически все, о чем я мечтал. Полярники не боятся ничего, кроме голода, холода и работы, и отдыхать любят в тепле. Поэтому я отдыхаю с семьей на Канарских островах, где нет льдов и снегов.

И все же полярник – это профессия, которая непосредственно связана с риском для жизни.

– Самые крутые эмоции возникают не после финиша, а за сутки до него, – рассказал Виктор Боярский. – А после финиша наступает упадок. Самый большой страх в экспедициях – это страх заболеть. К счастью, серьезных болезней у нас не было. Обходилось локальными обморожениями. Перед экспедициями мы подписывали бумаги, в которых было указано, что делать с телом в случаем гибели. Я написал, что если я провалюсь в глубокую трещину и погибну, чтобы меня не вытаскивали и понапрасну не рисковали. А если есть возможность, то тело нужно доставить на нашу станцию, а там уже дальше. Но если ты идешь в экспедицию с мыслью там остаться, то не стоит и идти. Нужно верить в удачу. Но в Арктике и Антарктике по-прежнему холодно, непредсказуемо, и случиться может всякое. Можно провалиться под лед или в трещину, потеряться в снежной вьюге. Но самое страшное в таких условиях – это пожары.

В Антарктиде есть кладбище на необитаемом скалистом острове Буромского. В 1956 году здесь похоронили 20-летнего полярника Ивана Хмару, а сейчас здесь покоятся уже более сорока человек, и это не единственное православное кладбище в Антарктиде. На станции «Молодежная» – девятнадцать могил, на «Прогрессе» – три, на «Новолазаревской» – одна.

Два капитана

Одним из самых известных российских путешественников можно назвать Федора Конюхова. Он практически ровесник Виктора Боярского, дружит с ним, а порой их даже путают.

– Когда у меня борода и длинные волосы, то нас часто путают с Федором Конюховым, – рассказал полярник. – Но в отличие от меня он путешественник-одиночка, а я привык работать в команде. А то, что нас путают, мне даже пару раз помогло в жизни. Например, как-то в Москве грузчик бесплатно донес мне на вокзале багаж. Хотя я признался, что не Конюхов, но носильщик денег так и не взял. Было еще несколько подобных случаев.

На встречах с читателями Виктор Боярский много рассказывал о ездовых собаках, которые помогали ему покорять полюсы, объяснял, чем отличаются хаски от маламутов, как вырубать ледоколом поутру собаку из снежного сугроба, сколько нужно брать корма собакам и так далее.

– Собаки прошли через всю мою жизнь, – сказал он. – Я часто подбирал собак, и они жили в моем загородном доме. В основном у меня были овчарки – люблю эту породу. Но сейчас живет беспородный пес Грим, которого я подобрал на заправке. Я подъехал заправить машину, увидел этого пса и решил, что если он зайдет в машину, то я возьму его себе. Он заскочил в машину и остался со мной.

Все оттенки белого

Главное отличие двух полярных областей Земли, по словам Виктора Боярского, обусловлено тем, что Арктика – это покрытый льдом океан, а Антарктика – это скованный мерзлотой материк. Поэтому здесь совершенно разные температурные и ветровые режимы.

– В Арктике климат все-таки помягче, а в Антарктиде он значительно холоднее, – рассказал полярник. – В Антарктиде меня потрясла тишина, которая ощущается физически. Считается, что лед и снег белые. На самом деле у снега масса оттенков. А в Республике Коми меня порадовали чистый белый снег, легкий мороз и солнечная погода.

Виктор Боярский считает Коми неотъемлемой частью Арктики. Коснувшись темы российской Арктики, он отметил тот печальный факт, что сейчас заполярные города сильно обезлюдели – их население мигрирует на юг. На северные территории претендуют очень многие, и именно для того, чтобы понятно было, кто там главный, сейчас российское присутствие на Севере особенно необходимо. Арктическую границу также имеют Канада, США, Дания (под ее протекторатом находится Гренландия) и Норвегия. Россию выделяет практически из всех этих государств самый мощный атомный ледокольный флот.

– В 1990-е пострадала вся жизнь, связанная с Севером: обслуживание Северного морского пути, инфраструктура была разрушена практически вся в течение нескольких лет, – рассказал он. – Сейчас восстановление включает в себя колоссальные затраты. Мне посчастливилось побывать в центральных узлах нашей арктической жизни: поселках Диксон, Тикси, Певеке, в Чокурдахе, в Анадыре, когда работала магистраль Северного морского пути, там везде кипела жизнь. В 2009 году я прошел по Северному морскому пути на яхте со шведской экспедицией и увидел совершенно удручающую картину. Например, Диксон был узловым портом в устье Енисея, где в период расцвета жили до шести тысяч жителей.

По его словам, найти квартиру было невозможно, и в Диксоне стали строить пятиэтажки. Сейчас там живут шестьсот человек. Поселок пуст, и дома стоят с выбитыми окнами.

– Меня страшно опечалили эти заброшенные пятиэтажки, стоящие с выбитыми окнами. И таких заброшенных домов  целые районы и поселки. Когда объявили прекращение государственного «северного завоза» и «передали» Арктику в частные структуры – это стало началом конца. Сейчас есть перспективы возвращения в Арктику в области добычи газа и нефти, а также в области «оборонки». А в остальном пока не знаю. Массовый арктический туризм развивать сложно по нескольким причинам. Первая из них – дороговизна таких туров, второе – слабая инфраструктура, это все-таки пограничные зоны, и нужно получать официальное разрешение на их посещение. А его могут и не дать. Но так получается, что на плечах стабильно действующей «оборонки» в Арктику приходит и «гражданка». Если у Воркуты не будет перспектив экономического возрождения, опорным пунктом ей будет сложно стать. Важное преимущество Воркуты – город имеет железнодорожное сообщение, – считает собеседник издания.

С 2005 года Виктор Боярский совместно с экспедиционным центром РГО «Полюс» участвует в реализации международного проекта «Барнео», в рамках которого в районе Северного полюса ежегодно строятся ледовый аэродром и полевой лагерь для осуществления программ экстремального туризма и научных наблюдений. Как он заметил, российским туристам это не очень интересно, и в основном туда едут иностранцы.

– До последнего финансового кризиса наши туристы составляли десятую часть от групп, а сейчас их остались единицы, – рассказал полярник. – Только очень богатые россияне могут себе позволить такое экзотическое путешествие. А среди иностранцев, которые могут купить тур на Северный полюс, много людей среднего по их меркам достатка. Например, учителей. Мы забрасываем группы на разные расстояния от полюса, и потом они в сопровождении опытных проводников идут на лыжах на полюс. Там их встречаем и вывозим на материк. Оптимальный размер группы – пять человек на одного гида. Дистанции самые разные: от двухсот километров для подготовленных людей до пятисот метров – для пенсионеров. У меня ведь и бабушки, которым по семьдесят пять лет, ходят.

Самостоятельно до Северного полюса добраться нереально. Можно только через организуемую базу, где обеспечивается безопасность. Морской лед в постоянном движении – он ломается, появляются разводья, да и белые медведи не дремлют. Поэтому с людьми всегда работают профессиональные гиды. Экспедиции проходят в апреле-мае.

Завершая беседу, Виктор Боярский рассказал о том, что не верит в то, что Германия в прошлом веке создала тайные военные базы в Антарктиде, а также не верит в глобальное потепление

– Весь лед в Антарктике не растает никогда. Говорить о том, что лед может растаять из-за парникового эффекта, – смешно. На самом деле с точки зрения климата у нас сейчас эпоха похолодания.

Артур АРТЕЕВ

Фото nbrkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Виктор Боярский оценил белый снег Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.