В понедельник в Санкт-Петербурге открылся VII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Его основной повесткой станет развитие опорных зон и моногородов. Этой теме был посвящен и доклад главы Коми Сергея Гапликова «О Воркутинской опорной зоне развития», с которым он выступил на пленарном заседании форума, сообщает пресс-служба руководителя региона.
По словам главы Коми, Воркутинская опорная зона обладает целым рядом преимуществ, чтобы стать одним из центров освоения Арктики. В частности, позволяет создать защищенную транспортную инфраструктуру и сформировать транспортно-логистический узел для увеличения грузопотоков Северного морского пути.
– Через порты Карского и Белого морей ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия Европейского Севера, Урала и Сибири смогут выйти на перспективные мировые рынки на Западе и на Востоке. Для этого требуется продлить железнодорожную ветку Северной железной дороги «Карскомур» от Воркуты до порта «Арктур» на берегу Карского моря в местечке Усть-Кара и продолжать развитие Северного широтного хода, – отметил Сергей Гапликов.
Уникальный природно-ресурс-ный потенциал разрабатываемых и новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений металлических и неметаллических полезных ископаемых в условиях повышенного спроса на юго-восточных рынках делает их освоение перспективным.
Воркутинский геолого-промыш-ленный район располагает самыми большими разведанными в Европе запасами угля – порядка 340 миллиардов тонн и обладает высоким промышленным потенциалом освоения в объеме семи миллиардов тонн. В районе Воркуты расположено самое крупное в России Хойлинское месторождение баритов, промышленные запасы которого составляют около трех миллионов тонн.
Кроме того, Воркута имеет потенциал стать научно-техническим центром развития арктических телекоммуникационных систем; формирования, хранения и передачи баз данных; центром подготовки и адаптации кадрового потенциала для дальнейшего изучения арктических территорий и освоения их ресурсного многообразия, а также изучения и освоения ресурсов шельфа Баренцева и Карского морей; полигоном для утилизации накопленного экологического ущерба в Арктике.
– Для дальнейшего развития Воркутинской опорной зоны необходимо решить ряд стратегически важных задач. Мы должны достроить автомобильную дорогу Сыктывкар – Нарьян-Мар, провести реконструкцию аэропортового комплекса, заняться разработкой новых угольных месторождений с учетом всех вопросов экологии, создать достойные условия проживания через благоустройство городской среды, обновление инженерно-технической инфраструктуры, рациональное использование жилищного фонда и функционирование сферы социально-бытовых услуг, – заявил глава Коми.
Реализация проектов по развитию опорных зон в Арктике требует значительных финансовых вложений. Одним из финансовых источников, по предложению главы Коми, может стать возврат пяти процентов норматива зачисления НДПИ в региональный бюджет, что для Республики Коми дополнительно ежегодно составит более трех миллиардов рублей, или один годовой бюджет Воркуты. За 2006-2016 годы поступления от налога на добычу полезных ископаемых с территории Республики Коми в федеральный бюджет составили более 511 миллиардов рублей.
Еще одним источником дополнительного поступления средств на реализацию проектов по освоению Арктики может стать пересмотр перечня общераспространенных полезных ископаемых. Так, за 10 лет (с 2006 по 2016 год) на территории Республики Коми выдано 92 лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Общая сумма средств, поступивших в бюджет Российской Федерации от их продажи, составила более 11 миллиардов рублей.
Напомним, предложения главы и правительства региона по развитию транспортной инфраструктуры Воркутинской опорной зоны как части Арктической зоны России получили одобрение президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, который состоялся в сентябре этого года. Соответствующие поручения выданы федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с федеральной госпрограммой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» деятельность Воркутинской опорной зоны может способствовать увеличению добычи угля до 21,4 миллиона тонн в год, увеличению протяженности автомобильных дорог на 450 километров, вводу в эксплуатацию 1161 километра железнодорожных линий (из них строительство новых – 712 километров), приросту грузооборота до 24 миллионов тонн в год, приросту площади покрытия Арктической зоны России высотными телекоммуникационными платформами до 3000 квадратных километров ежегодно.
– Развитие Арктической зоны России на основе инновационной модернизации экономики и устойчивого экономического роста обеспечит национальную безопасность в акватории и на суше российской Арктики, а также позволит укрепить роль и место Арктики в экономике Российской Федерации, – заявил Сергей Гапликов.
Лина ПЕРОВА
Фото rkomi
Оставьте первый комментарий для "Потенциал Воркутинской опорной зоны представлен на Арктическом форуме"