В Коми собираются увеличить стоимость патента для найма работников из-за рубежа. Соответствующий законопроект, внесенный главой республики Сергеем Гапликовым на рассмотрение регионального парламента, позволит создать более справедливые условия на рынке труда для местного населения. О том, что конкретно изменится с введением этого закона, в интервью «Республике» рассказал руководитель Управления занятости Минтруда Республики Коми Александр Хохлов.
– Что послужило причиной для разработки подобного законопроекта? Ведь сегодня приток иностранной рабочей силы в республику регулируется необходимостью приобретения патента, да и статистика показывает, что количество приезжающих на работу иностранцев не растет, а остается примерно на уровне прошлых лет.
– Действительно, привлечение иностранных граждан из пяти государств – Молдовы, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Таджикистана – производится на основании патентов. То есть сами приехавшие из этих стран граждане или работодатели, пригласившие их, покупают право на работу в нашей республике, заплатив определенную сумму за патент. До 2015 года эти вопросы были в ведении Управления Федеральной миграционной службы и Управления Республики Коми по занятости населения. Специальная комиссия рассматривала, какому предприятию и на каких иностранных специалистов нужно предоставить разрешение. Существовал довольно обширный список возможностей для отказа предприятию в привлечении иностранной рабочей силы.
После 2015 года ситуация для работников и работодателей упростилась: им либо дают, либо не дают патент. А в дальнейшем, если мы видим, что в определенной отрасли экономики привлечено достаточно большое число иностранцев, в то время как местное население, которое вполне способно заменить иностранную силу, остается без работы, мы можем запретить принимать граждан из этих стран на эти виды экономической деятельности. Иногда, конечно, бывает, что на определенную профессию или в определенную отрасль действительно нужны специалисты, которых нет среди местного населения, и в этом случае не стоит запрещать привлекать работников из-за рубежа. Но в отдельных случаях лучше запретить их въезд в отдельные муниципалитеты, так как у нас есть районы, где ситуация на рынке труда напряженная. И когда работодатели приглашают иностранных граждан, потому что им можно меньше платить, чем работникам из числа местного населения, это несправедливо по отношению к своим землякам. К сожалению, такое регулирование по отдельным профессиям или территориям федеральное законодательство нам не позволяет.
В результате всего этого в настоящее время у нас сложилась ситуация, когда в Республике Коми появилось одно торговое предприятие, где половина работников – иностранцы. И это при том, что среди местного населения достаточно тех, кто мог бы занять эту нишу: в республике сегодня 200 безработных продавцов. Если даже у человека нет образования по этой профессии, но он хочет работать в торговле, мы можем отправить его на профессиональное обучение.
Одним словом, сложившаяся подобная практика требует введения новых способов ограничения для приема на работу иностранных граждан. Поэтому для стабилизации ситуации и был разработан законопроект «О коэффициенте, отражающем региональные особенности рынка труда». Если он будет утвержден, то позволит установить такой коэффициент на минимальную российскую стоимость патента, который будет достаточно высоким для того, чтобы препятствовать привлечению недостаточно квалифицированных работников из-за рубежа.
– Чему сегодня равен этот коэффициент и на сколько его планируется увеличить?
– В целом российский коэффициент ориентирован на заработную плату около 16 тысяч рублей. Если коэффициент не повышать, то получается, что все, кто получает больше 16 тысяч рублей, находятся в равных условиях – независимо от того, иностранный это работник или российский. Ранее в нашей республике коэффициент был установлен 1,22 и примерно был равен размеру подоходного налога с заработной платы в 19,5 тысячи рублей. Почему именно 1,22? Потому что, по статистике, средняя заработная плата в Коми на 22 процента выше среднероссийской. Но практика показала, что этот коэффициент недостаточно высок для того, чтобы работодатель при приеме на работу сделал выбор в пользу местных рабочих кадров.
К примеру, одна из организаций ведет большое строительство в Усть-Вымском и Княжпогостском районах, ей требуется много подсобных рабочих. Служба занятости подбирает им сотрудников, но выясняется, что служба безопасности этого предприятия не пропускает для трудоустройства подсобными рабочими людей, имеющих погашенную судимость или освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Но, согласитесь, это уже похоже на дискриминацию. Ведь по решению специальных комиссий людям, в прошлом совершившим преступление, не связанное с нанесением вреда жизни и здоровью человека, иногда позволяется заниматься даже педагогической деятельностью. То есть человека с педагогическим образованием, совершившего когда-то много лет назад кражу и отбывшего за это наказание, в отдельных случаях могут допустить к работе с детьми в школе. А в эту организацию ранее судимых не допускают даже рыть ямы и траншеи.
Как мы выяснили, предприятие при этом без работников не осталось – туда приехала группа иностранных граждан. Получается, что для руководства предприятия отказ брать ранее судимых был просто возможностью не принимать местное население, потому что им платить надо было бы больше. И наши люди опять оказались не защищены.
А поскольку на должность разнорабочих принимают чаще всего низкоквалифицированных рабочих, то понятно, что страдают малообеспеченные слои населения. В такой ситуации повышение коэффициента – вполне оправданная мера. Повышая его с 1,22 до 1,89, тем самым мы делаем невыгодным для работодателя привлечение иностранцев, потому что он уже не сможет назначить им зарплату меньше 29 тысяч рублей. Если учитывать, что мигранту нужно будет сдать еще и экзамен на знание русского языка и приобрести добровольное медицинское страхование, то получается, что работодателю будет экономически невыгодно привлекать иностранца и дешевле взять на работу местного работника.
– Но почему именно такое повышение? Как обосновывается эта цифра?
– Когда этот закон начал рассматриваться, мы были примерно на одинаковом уровне с другими субъектами Северо-Запада – Карелией, Мурманской, Архангельской областями и т.д., где коэффициент был 1,3. Но в этом году там начали действовать другие, повышенные, коэффициенты. Так, в Мурманской области коэффициент составляет 1,4 (повышение на 40 процентов), в Архангельске – 1,7 (повышение на 70 процентов). И получилось, что среди всех одиннадцати субъектов Северо-Запада у нас самый низкий коэффициент и, соответственно, самый дешевый патент. Конечно, это делает нашу республику более привлекательной для рабочих мигрантов из названных пяти стран.
Мы решили предложить депутатам Государственного Совета Республики Коми повысить коэффициент, и повысить серьезно – на 55 процентов. Выше при этом только Ненецкий автономный округ, где коэффициент 3,85, и Карелия, где коэффициент 2,01. Разрабатывая закон, мы были уверены, что повышение коэффициента не дестабилизирует ситуацию на рынке труда, а если предприятию действительно нужны высококвалифицированные специалисты, то оно, безусловно, заплатит за патент. Потому что зарплата высококвалифицированного специалиста уж точно будет выше 30 тысяч рублей.
Глава Коми Сергей Гапликов справедливо указывал на необходимость разработки механизмов первоочередного предложения вакансий жителям республики. Мы, таким образом, создаем этот механизм, который позволит трудоустроить наших земляков.
Для тех, кто считает, что это слишком большое повышение, отмечу, что согласно Налоговому кодексу коэффициент может быть повышен только один раз в год. Значит, повышать его плавно каждые два месяца в течение года мы не имеем возможности, а оставлять его на прежнем уровне тоже нельзя.
Что касается самого показателя в 1,89, то 89 процентов – это средневзвешенный районный коэффициент плюс северная надбавка в Коми республике. При таком коэффициенте стоимость патента будет приблизительно около 30 тысяч рублей.
Учитывая, что на патент в основном привлекаются мужчины, не нужно забывать о том, что в районах с напряженной ситуацией на рынке труда они занимают рабочие места, которые могли бы занять мужчины из местного населения. Ведь мужчина – глава семьи, и от того, есть ли у него работа, зависит благосостояние всех членов его семьи. Но, принимая новый законопроект, мы думаем также об интересах тех иностранных граждан, например, из Украины, которым их местные власти не создали условия для работы. Нам важно, чтобы и их заработная плата была не менее 30 тысяч рублей. Понятно, что при этом мы повышаем планку минимальной заработной платы до той же суммы и для местного населения, работающего на аналогичных должностях.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото предоставлено Управлением занятости Минтруда Республики Коми
Региональные коэффициенты, установленные субъектами Северо-Западного федерального округа, применяемые при расчете фиксированных авансовых платежей по НДФЛ для иностранных граждан на 1 ноября 2017 года:
Ненецкий АО – 3,85;
Вологодская область – 2,45;
Новгородская область – 2,1;
Республика Карелия – 2,01;
Калининградская область – 2,00;
Архангельская область – 1,7;
Псковская область – 1,65;
Санкт-Петербург – 1,54;
Ленинградская область – 1,54;
Мурманская область – 1,4;
Республика Коми – 1,22.
Оставьте первый комментарий для "Александр Хохлов: «Наша первейшая задача – трудоустроить местное население»"