В Сыктывкаре на базе Отделения профилактики безнадзорности и социального сиротства несовершеннолетних «Семья» открылся специальный кабинет под названием «Зеленая комната». Помещение предназначено для проведения следственных мероприятий и психологической реабилитации детей, пострадавших от насилия.
При Центре социальной помощи семье и детям Сыктывкара давно уже существует служба особого сопровождения, в которой оказывается психологическая помощь семьям. Поскольку основной контингент центра – семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и дети, подвергшиеся насилию, психологи и социальные работники давно и тесно сотрудничают со Следственным комитетом.
Как рассказала директор центра Галина Цуман, сегодня появилось много людей, неравнодушных к тому, что происходит вокруг них. И в «Семью» нередко поступают сигналы о подозрениях на случаи насилия над детьми. В основном сигнализируют соседи, которые часто слышат плач детей за стенкой или пьяные крики. Во многих случаях к следственным мероприятиям приходится привлекать детей. До сих пор такие беседы следователя с ребенком или подростком проводились в строгой официальной атмосфере рабочего кабинета. Всегда при этом присутствовал психолог, который тактично останавливал разговор, если вопросы задавались некорректно или ребенок начинал нервничать. Но в любом случае такая обстановка была не самой благоприятной для ребенка, который намного легче шел бы на контакт в более теплой и душевной атмосфере.
Решив, что нужно что-то менять в практике допросов, специалисты социального центра начали изучать опыт других регионов. Выяснилось, что в Перми практикуют проведение следственных мероприятий с детьми в специальных помещениях, где ребенок может расслабиться, поиграть и ненавязчиво пообщаться с психологом. Начинали соседи-пермяки тоже с одного кабинета, а сейчас их уже семь. Еще одна такая комната открыта в Кировской области.
Изучив опыт соседей, специалисты центра написали проект на конкурс Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проект прошел конкурсный отбор и выиграл грант на сумму 398,5 тысячи рублей. Кроме того, 200 тысяч выделила республика. На эти деньги сделали ремонт, приобрели компьютерное оборудование, зеркало Гезелла, игрушки и все необходимое для работы психолога. Четыре специалиста-психолога центра прошли специальную учебу для работы с детьми с девиантным поведением в Санкт-Петербурге.
«Зеленая комната» состоит из двух смежных кабинетов, совмещенных перегородкой с зеркалом Гезелла, которое выглядит как зеркало с одной стороны и как затемненное стекло – с другой. Одна комната предназначена для работы психолога с ребенком, другая – для наблюдения. В комнате для наблюдений могут находиться следователи, криминалисты и законные представители ребенка. При этом ребенок их не видит. Все происходящее во время работы психолога с детьми выводится на экран монитора, производится видеозапись, которая потом используется в суде. Такая практика допроса позволяет сделать все настолько корректно, что ребенок не поймет и не почувствует, что он участвует в следственном процессе. Никто не задает ему прямых вопросов, с ним просто общаются и играют. Сюжетные игры позволяют психологу выявить, какие страхи мучают ребенка, и разобраться в ролях близких ребенку взрослых людей. Кроме того, такая процедура позволяет не подвергать детей неоднократным допросам.
Помимо этого, в комнате будет проводиться и реабилитационная работа, которая необходима для душевного исцеления детей, подвергавшихся насилию.
– «Зеленая комната» позволяет свести к минимуму риск возникновения стресса для ребенка, – отметил на церемонии открытия министр труда и социальной защиты Коми Илья Семяшкин. – В непринужденной обстановке без присутствия лишних людей он сможет легче раскрыться. Здесь и цвета подобраны соответствующие – оптимистичные, жизнерадостные, и обстановка мягкая, располагающая ребенка к общению.
По словам министра, открытие «Зеленой комнаты» – очень значимое для республики событие, которое должно положить начало развитию сети таких комнат.
Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "Допрос без пристрастия"