Полвека назад образовалась не имеющая границ «Коми Болгария»
В самом начале очередной познавательной прогулки по Сыктывкару, организованной Коми отделением российского общества «Мемориал», один из ее ведущих журналист Игорь Бобраков заявил: «Если бы пришлось ставить памятник коми-болгарской дружбе, то на его постаменте я бы выбил две даты: 3 декабря 1967 года – 30 сентября 1994 года». Почему выбраны именно они, Игорь Бобраков пояснил в ходе самой экскурсии.
На фундаменте политики и экономики
Появлению болгар в Коми республике были предпосылки, как политические, так и экономические.
Политическая состояла в том, что Народная Республика Болгария была лучшим другом Советского Союза. Существовала даже поговорка: «Курица – не птица, Болгария – не заграница».
Экономическим обоснованием зарождения «Коми Болгарии» стал тот факт, что дружественная социалистическая страна после проведения индустриализации переживала небывалый в своей истории рост промышленного производства. При этом Болгария остро нуждалась в лесе, и как один из соучредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) она обратилась за поддержкой к другому соучредителю – СССР.
Советские власти с радостью откликнулись, но предложили славянским братьям заготавливать лес в Хабаровском крае. Однако их это не устроило – слишком далеко. После длительных переговоров выбор пал на Удорский район Коми АССР. Причин тому было несколько.
Во-первых, европейская Удора находилась не так далеко от Болгарии, как Дальний Восток или Сибирь.
Во-вторых, в 60-е годы развернулось строительство железной дороги, соединившей село Кослан – административный центр Удорского района – со станцией Микунь. Появилась возможность для вывозки леса от Удоры до самой Болгарии.
И, в-третьих, этот район считался лесоизбыточным и обладал огромными запасами спелой и переспелой древесины.
Болгар этот вариант устроил, и 3 декабря 1967 года было подписано советско-болгарское соглашение о совместных лесозаготовках в Удорском районе Коми АССР. Появилось совместное предприятие «Мезеньлес». 60 процентов заготавливаемого леса оставалось в СССР, а 40 процентов вывозилось в Болгарию.
«Комский синдром»
Первая партия болгарских рабочих прибыла на Удору в феврале 1968 года и поселилась в недавно созданном поселке Усогорск.
– На территории поселка срочно возвели 18 щитовых деревянных домиков, – рассказала соведущая экскурсии Нина Нолкен. – Это был очень холодный год, температура опускалась до минус 37 градусов. Теперь представьте себе, какие трудности испытывали теплолюбивые болгары, проживая в этих домиках.
Между тем болгарская молодежь очень охотно ехала осваивать коми тайгу. В первую очередь их привлекали весьма высокие заработки. Но постепенно они влюблялись в Коми край. По словам Игоря Бобракова, они сами назвали это явление «комский синдром». Суть его заключается в том, что в первый год пребывания на Коми земле болгарин очень тоскует по своей родине и считает дни до отпуска. На второй год ему уже не так хочется домой, а в отпуске мечтает поскорее снова вернуться в Коми. А на третий год уже и не хочется ехать в Болгарию.
В течение нескольких лет на Удоре вслед за Усогорском появились болгарские поселки Благоево, Междуреченск и Верхнемезенск. Болгарам разрешили беспошлинно завозить на территорию Коми продукты питания и медикаменты. Таким образом в сыктывкарских магазинах появились дефицитные консервированные огурцы, томаты, сладкий перец, которые очень быстро расхватывались. Зато их свободно можно было приобрести в «Коми Болгарии», поэтому командировки в Усогорск или Благоево рассматривались чуть ли не как заграничные. Люди возвращались оттуда с целыми ящиками деликатесов.
Дипломатические приемы со вкусом мастики
Коми-болгарская дружба отразилась на топонимике и архитектурном облике Сыктывкара. В 1972 году улица Транспортная была переименована в улицу Димитрова в честь известного болгарского революционера, первого руководителя социалистической Болгарии.
Переименование улицы приурочили к 90-летию Георгия Димитрова, спустя десять лет к столетнему юбилею установили его бюст возле школы №16, носящей имя болгарского революционера.
А в 1974 году на улице Бабушкина по проекту советского архитектора Вячеслава Ширшова было построено здание Генерального консульства Народной Республики Болгарии. В эти годы численность болгар в Коми достигала 17,5 тысячи, и консульство занималось решением их проблем, выдачей виз, оформлением документов.
Впрочем, этим деятельность консульства не исчерпывалась. Генеральный консул и его заместители налаживали культурные связи и регулярно проводили дипломатические приемы. Как правило, их приурочивали к определенным праздникам, таким как День освобождения Болгарии от османского ига или День славянской письменности.
По словам Нины Нолкен, на этих приемах выступали фольклорные коллективы из Усогорска и Благоево, приезжали передовики производства, подавались блюда болгарской кухни.
– Мне, как и Нине, тоже доводилось бывать на этих приемах, так как на них приглашали и журналистов, – поделился воспоминаниями Игорь Бобраков. – Пишущая и снимающая братия такие приемы очень любила, поскольку на них устраивались фуршеты. На огромном столе стояли бутылки с ракией, коньяком «Слынчев бряг», мастикой. Мастика в данном случае вовсе не строительная замазка, а очень крепкая анисовая водка. Закуски были такие, которые мы в то время не только не пробовали, но и не знали, что они существуют.
Консульство проработало до 1997 года, то есть продолжало действовать и после того, как уехали болгарские лесозаготовители, но в Коми жили сотни болгар, оставшихся по разным причинам в полюбившейся им республике. В самой Болгарии шли трудные экономические реформы, как и Россия, она переходила от социализма к капитализму и была вынуждена экономить на всем, в том числе и на содержании дипломатических учреждений.
Через четыре года после закрытия консульства в этом здании разместился Дворец бракосочетания.
В доме на улице Пушкина
В 1979 году на первом этаже пятиэтажного здания по улице Пушкина, 46 открылся Дом дружбы и мира. Причиной его появления, как пояснила Нина Нолкен, стало все более расширяющееся сотрудничество с Болгарией.
К этому времени в учебных заведениях Коми училось около двухсот болгарских студентов. Они часто собирались в этом доме. На его базе был создан клуб болгарских семей. Семейные болгары приходили, чтобы пообщаться друг с другом на родном языке.
В республику приезжали артисты из братской страны, и Нина Нолкен, проработавшая несколько лет в Доме дружбы и мира, занималась организацией этих гастролей. Выступали артисты на больших площадках – в музыкальном театре и теперь уже не существующем ДК «Металлист». В кинотеатре «Парма» устраивалась фотовыставка, посвященная 42-й годовщине социалистической революции в Болгарии. Однако экспонаты рассказывали не о революционных событиях, а о жизни и работе болгар в республике.
27 мая 1980 года Коми АССР подписала договор о побратимских связях с Ловечским округом Болгарии. С этого времени в республике несколько раз проходили Дни культуры этого региона братской страны, а в Ловечском округе устраивались Дни культуры Коми АССР.
– В Ловече мы побывали в мастерской очень известного художника Дочева, – рассказала Нина Нолкен. – И он приезжал к нам, жил несколько месяцев. Наша северная природа была для него очень необычной, а глаз художника всегда отзывается на что-то необычное. Он рисовал прекрасные северные натюрморты. Несколько его работ висело в Доме дружбы и мира. И до сих пор, бывая в гостях, я часто вижу его картины.
Увы, сотрудничество с Болгарией в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века постепенно затухало, и Дом дружбы и мира плавно переместился в Финно-угорский культурный центр.
Дома, дороги и «город-призрак»
Активист Комитета спасения Печоры Валентина Семяшкина в ходе экскурсии заявила, что след, оставленный болгарами за время их пребывания в Коми, имеет как бы две стороны одной медали.
– Сейчас говорят, что болгары вырубили наш лес подчистую, и это на самом деле так, только они в этом не виноваты, – отметила эколог. – В то время такого рода сплошные рубки проводились везде. И сейчас только на окраинах Удорского района остался нетронутый лес. Но болгары при этом построили дороги, возвели благоустроенные поселки. Правда, один из них – Верхнемезенск – ныне представляет собой город-призрак.
Когда-то в Верхнемезенске проживало более полутора тысяч человек. Там были школа, детский сад, Дом культуры, поликлиника, баня, магазин. После отъезда болгар поселок полностью опустел. Одно время была идея создания на его основе «города-солнца» для реабилитации людей, имеющих проблемы со здоровьем. Эту идею обсудили, поговорили и забыли.
– Сейчас он производит удручающее впечатление, очень жаль, что мы не сумели воспользоваться в полной мере всем тем, что болгары оставили после себя, – сказала Валентина Семяшкина. – И все-таки на Удоре очень тепло вспоминают о времени дружбы с болгарами. Этот период отражен и в местном краеведческом музее, и в Доме детского творчества. И я ни разу не слышала, чтобы кто-то сказал что-то плохое про болгар.
Добре дошли!
Период коми-болгарской дружбы отразился и на театральном искусстве республики. Режиссер Эраст Попов поставил в республиканском драмтеатре пьесу болгарского драматурга Ивана Радоева «Красное и коричневое» о самом ярком эпизоде жизни Георгия Димитрова, когда ему в Германии на судебном процессе, возглавляемом Герингом, удалось доказать непричастность болгарских коммунистов к поджогу рейхстага.
А главный режиссер республиканского музыкального театра Ия Бобракова в двух городах – Сыктывкаре и древней столице Болгарии Велико-Тырново – осуществила постановку оперетты Двоскина и Дружинина «Розы для Красимиры». Это история любви местного паренька Виктора Багина и болгарской девушки Красимиры, приехавшей вместе с родителями на Удору. Любопытно, что поначалу автор либретто Иринин назвал паренька Ваня Морозов. Но когда об этом узнал первый секретарь Коми обкома КПСС Иван Морозов, то попросил сменить имя главного героя, дабы никто не подумал, что речь идет о юности руководителя республики.
Дни культуры Ловечского округа в Коми завершались, как и полагается, банкетом. Банкеты устраивали в кафе «Дружба» на улице Советской, где сейчас располагается ресторан «Спасский». Над входом в кафе висел плакат «Добре дошли!» («Добро пожаловать!»). Закуски по нынешним меркам были весьма скромными, но вино лилось рекой.
– Мне довелось участвовать в подобном мероприятии поздним летом 1979 года, – признался Игорь Бобраков. – Вина действительно было много, но болгары очень мало ели и пили. После трех тостов они высыпали на улицу и прямо на проезжей части, обнявшись, стали танцевать хору, вовлекая в свой круг прохожих. Прохожие аккуратно освобождались от братских объятий, но не уходили, а наблюдали танец со стороны. Потом гости и хозяева расселись по автобусам и поехали в Дом отдыха в Лемъю, где разместили приезжих болгар. Всю дорогу они пели наши любимые песни – Высоцкого, Окуджаву, из репертуара Аллы Пугачевой и Софии Ротару. Я предлагал нашим вспомнить какие-нибудь болгарские песни, но никто ничего так и не смог вспомнить.
Прощание славян
Летом 1991 года СЭВ был расформирован, бывшие социалистические страны переходили к рыночной экономике и уже на этой основе строили взаимоотношения. Советско-болгарское предприятие «Мезеньлес» прекратило существование, болгары стали покидать Коми республику. Последний поезд с болгарскими лесозаготовителями уехал со станции Кослан 30 сентября 1994 года.
– Я был среди журналистов, кто провожал этот поезд, – рассказал Игорь Бобраков. – Усогорск выглядел тускло и безжизненно. Магазины, некогда изобиловавшие дефицитным товаром, своими пустыми полками напоминали годы перестройки. Столовые и рестораны не работали. В домах и единственной гостинице напрочь отсутствовала горячая вода, батареи отдавали мертвецким холодом. И все потому, что болгарские работники котельной уже уехали, а новые русские хозяева еще не смогли разобраться в хитросплетениях труб и котлов.
Самих болгар отъезд на теплую родину совсем не радовал. Многие плакали и обещали вернуться. Они признавались, что Коми республика стала для них не менее родной, чем Болгария. В автобусе один из уезжавших затянул «Прощай, любимый город». А на перроне они показали себя истинными болгарами – врубили через динамики свои мелодии и затанцевали темпераментную хору, размахивая национальным флагом.
Последнее совместное мероприятие было самым позорным за всю 27-летнюю историю коми-болгарской дружбы. Никто из официальных лиц республики не приехал проводить старых друзей. Пришли только представители власти Удорского района и члены ликвидационной комиссии.
Лица членов комиссии – и болгар, и наших – были очень хмурыми. Накануне обе стороны предъявили друг другу весьма серьезные претензии. Болгары потребовали, чтобы Госкомимущество России и правительство Коми выплатили им почти сто миллионов долларов в качестве компенсации за оставляемое ими имущество. В свою очередь российская сторона потребовала заплатить за нанесенный экологический ущерб, а также за невыполнение согласованных объемов работ и упущенную выгоду.
Впоследствии пришли к нулевому варианту, но дружба закончилась на очень неприятной ноте.
Впрочем, Нина Нолкен не согласна с тем, что дружба закончилась.
– Все равно мы связаны с Болгарией и историческими корнями, и верой, – сказала в завершение экскурсии бывший сотрудник Дома дружбы и мира. – Болгары до сих пор очень тепло принимают у себя в стране жителей Коми. Да и в нашей республике осталось жить немало болгар.
Григорий АЛИН
Фото автора, Дмитрия НАПАЛКОВА и с сайта Удорского краеведческого музея
Очень интересная и познавательная статья. Узнала почему закончилась дружба. Спасибо за информацию,10-ть лет прожила и проучилась с болгарским народом,очень теплые воспоминания.Это было самое счастливое наше детсво и юность. Очень рада,что сайт»одноклассники» помог нам через много лет встретиться и обмениваться своими новостями.
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! РАД БыЛ ПРОЧИТАТЬ ЧТО ЛИБО О БОЛГАРО- СОВЕТСКОЙ- КОМСКОЙ ДРУЖБЕ! Я БыЛ УЧЕНИКОМ ТОГДА! УЧИЛСЯ ТАМ 5 ЛЕТ! МОЙ ОТЕЦ ПЕРВыЙ РЕШИЛСЯ ПРИВЕСТИ ВСЮ СЕМЬЮ ИЗ БОЛГАРИИ В КОМИ! ТАКЖЕ МАТЬ И ОТЕЦ СТАЛИ КРЕСТНыМИ ПЕРВОМУ РЕБЕНКУ РОДИВШЕМУСЯ В УСОГОРСКЕ! ЕТОТ РЕБЕНОК СОФИЯ СЕРЕГИНА ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ И РАБОТАЕТ В БОЛГАРИИ В г.СОФИИ,ПИШУ О НЕЙ ПОТОМУЧТО ЕТО ТОЖЕ СОБыТИЕ В УСОГОРСКЕ- КОМИ! Я ТОЖЕ ТОСКУЮ ПО КОМИ,УСОГОРСК,ТАЙГУ,МЕЗЕНЬ И МАЛЕНЬКОЮ РЕЧКУ УС — ВОЗЛЕ СТАРОГО ПОСЕЛКА — УСОГОРСК!
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! РАД БыЛ ПРОЧИТАТЬ ЧТО ЛИБО О БОЛГАРО- СОВЕТСКОЙ- КОМСКОЙ ДРУЖБЕ! Я БыЛ УЧЕНИКОМ ТОГДА! УЧИЛСЯ ТАМ 5 ЛЕТ! МОЙ ОТЕЦ ПЕРВыЙ РЕШИЛСЯ ПРИВЕСТИ ВСЮ СЕМЬЮ ИЗ БОЛГАРИИ В КОМИ! ТАКЖЕ МАТЬ И ОТЕЦ СТАЛИ КРЕСТНыМИ ПЕРВОМУ РЕБЕНКУ РОДИВШЕМУСЯ В УСОГОРСКЕ! ЕТОТ РЕБЕНОК СОФИЯ СЕРЕГИНА ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ И РАБОТАЕТ В БОЛГАРИИ В г.СОФИИ,ПИШУ О НЕЙ ПОТОМУЧТО ЕТО ТОЖЕ СОБыТИЕ В УСОГОРСКЕ- КОМИ! Я ТОЖЕ ТОСКУЮ ПО КОМИ,УСОГОРСК,ТАЙГУ,МЕЗЕНЬ И МАЛЕНЬКОЮ РЕЧКУ УС — ВОЗЛЕ СТАРОГО ПОСЕЛКА — УСОГОРСК!
Спасибо за статью!Все так и было
Я закончила 10-ый класс в Усогорске,училась в Сыктывкаре,у меня много русских друзей,я сохранила самые лучшие воспоминания о коми крае и его людях.Коми моя вторая родина и я очень по ней скучаю!!!
Все верно ! бях в Усогорск 1969 — 1974 г. Живял съм в същите тези щитовитки, но тези в Старо силшще бяха останали от стар лагер за немски военнопленници. Същият лагер съм го посещавал , беше на 3 км от старо селище, землянки и издигнат вал около тях. Първата година съм бягал три пъти от Усорогск, а накрая ,след две удължаения на договора ми, не ми се тръгваше. И досега мисля за коми с най добри чувства, а с колегите от Коми и досега сме приятели! Коми, страна далечна и близка,студена по климат и топла по чувства за всички българи, които са работили в нея! Сърдечни поздрави! Все още я сънувам !
Болгарский след в КомиАССР это теплота и радость молодости, мне пришлось работать педагогом а п. Волжский. В Благоево ездили как в заграницу. Курсировал купейный состав Москва — Усогорск. Года 1976 по 1978 вспоминаю со слезами счастья. На склоне лет по доброй памяти купила недвижимость в Болгарии, уже 10 лет каждое лето отдыхаю 3 месяца в Разделе и счастлива. Счастья тебе Родная Болгария
А я проходил срочную службу в в/ч 42127. Наша часть находилась недалеко от поселка Благоево.По долгу службы, мне довольно часто приходилось ездить в болгарские поселки. Я имею исключительно теплые воспоминания о болгарах. У меня даже друг появился, болгарин, мой коллега, водитель «скорой помощи». Очень теплый дядечка. Под новый год он пригласил меня в гости. Первый раз пробовал ракию. Хорошая штука.
Запомнился довольно строгий порядок, хорошая оснащенность на нижних складах, где шла отгрузка древесины. И вообще, веяло теплом и надежностью. Болгары действительно наши братья. Правда янки так хотят вбить клин раздора между нами…. Думаю клин они вобьют, а вот поссорить их с нами им не удастся.
Жила в Благоево в 1972 году .Много фото. Сейчас мне 69 лет .Хотелось бы списаться с теми ,кто жил там в это время.Мой т.89505524537