«Комиавиатранс» потерял 400 миллионов на содержании аэропортов
Аэропортовое хозяйство республики продолжает служить причиной серьезных убытков компании «Комиавиатранс», что в итоге становится одной из причин невысокой оценки деятельности предприятия Росавиацией. Эта тема стала предметом обсуждения на рабочем совещании в Госсовете Коми.
Бюджетные слушания по госпрограмме «Развитие транспортной системы» включали в себя обсуждение вопросов дорожного строительства и ремонта, железнодорожных, автомобильных и водных перевозок, однако авиационная тема на этой встрече встала особенно остро. Министр промышленности, природных ресурсов, транспорта и энергетики Коми Николай Герасимов подчеркнул, что авиация дотируется из республиканского бюджета заметно больше другого транспорта: в этом году – почти 423 миллиона против 17 миллионов для автомобильного, 13 – для водного и 140 – для железнодорожного транспорта.
– Мы один из немногих регионов, который имеет свою авиакомпанию, и ее надо развивать, поскольку это позволяет решать как внутренние вопросы по перевозкам, так и межрегиональные. Но средств на развитие нет ни у бюджета, ни у компании. Работаем по принципу – сколько есть денег, так и развиваемся, – резюмировал министр. – Несмотря на это, несколько лет «Комиавиатранс» держит планку – более 400 тысяч пассажиров в год, расширяет сеть между городами и районами. Основную проблему составляет нагрузка по содержанию аэропортового комплекса. С нашим низким пассажиропотоком только аэропорты Сыктывкара и Усинска дают прибыль. Кроме того, мы встаем перед проблемой капитального ремонта почти всех взлетно-посадочных полос.
Гендиректор «Комиавиатранса» Александр Пономарев напомнил парламентариям о своей встрече с ними в середине февраля, которая принесла явную пользу. Например, прислушались к рекомендациям по поводу субсидирования, перенесли акцент с поддержки пассажирских перевозок на поддержку аэропортовой деятельности. В прошлом году на аэропорты выделяли 22,5 миллиона, а в этом – 280 миллионов.
– Но за прошедшие полгода нам так и не удалось решить вопрос привлечения займов. Предприятие с оборотом практически в три миллиарда рублей работает с заемными средствами в объеме 20 миллионов. На это даже вертолет не отремонтируешь, – отметил Александр Пономарев.
Гендиректор компании заявил, что, несмотря ни на что, зарплата сотрудникам выплачивается, вопросы уплаты налогов решаются и даже идет рост объемов по перевозкам.
– У нас есть положительная динамика, но особо гордиться нечем, все это делается в условиях туго затянутых ремней. По итогам года убытки только от аэропортовой деятельности составят около четырехсот миллионов рублей, – сообщил он. – И нас очень огорчило решение федеральных властей об исключении из федеральной целевой программы средств на реконструкцию аэродромов Ухты, Усинска и Воркуты.
Александр Пономарев пояснил, почему ограничены полеты в аэропорт Ухты: сейчас там нельзя сажать самолеты с низко расположенными двигателями из-за плохого состояния полосы. Любой камень, попавший в двигатель, может вывести его из строя. А стоит двигатель порядка трех миллионов долларов, не говоря уж о ценности человеческих жизней.
Отдельно гендиректор предприятия рассказал об убытках, получаемых от аэропорта Воркуты. Они сейчас составляют порядка 65 миллионов рублей в год.
– Нужно обратиться в федеральное правительство по возмещению нам затрат по исполнению государственных функций, – сказал Александр Пономарев, обратившись к депутатам. – Авиация пограничных войск базируется в Воркуте, при этом ничего нам не платит. Раньше хотя бы два-четыре миллиона в год были за дополнительные услуги, а сейчас нам и в этих деньгах отказано. И говорят, что регламент их деятельности в Воркуте должен стать еще шире. У меня от этого просто раздвоение личности. Как гражданин я понимаю, что обороноспособность государства – это важно, а как руководитель коммерческого предприятия знаю, что мне теперь надо набрать еще персонал и понести дополнительные затраты, которые не компенсируют. И убытков по Воркуте у меня будет не 65 миллионов, а сто.
Еще одна проблема, озвученная на совещании, – становятся строже сертификационные требования. Ужесточение, как правило, происходит после крупного скандала, как было в этом году с ВИМ-авиа. И это отразилось на «Комиавиатрансе», который в результате попал не во вторую, вполне благополучную группу по классификации Росавиации, а в вызывающие опасения третью.
– Та методика, по которой оценивают деятельность авиакомпаний, не учитывает особенности их структуры. Одинаково оценивают и нас, и Аэрофлот. Но Аэрофлот – это монолитная компания без инфраструктуры практически, а «Комиавиатранс», помимо авиакомпании, несет на себе убыточные аэропорты, – сообщил Александр Пономарев. – Росавиация уже несколько лет обещает пересмотреть эту методику, но все так и остается.
Николай Герасимов на этом же совещании, говоря об автотранспорте, полушутя рассказал, как он завидует Москве и Московской области, когда слышит, как там в огромных количествах закупаются новые автобусы. Александр Пономарев заявил, что лично он завидует соседнему НАО.
– Правительство округа для нарьян-марского авиапредприятия закупило два вертолета Ми-8 новейшей модификации, два модернизированных Ан-2, полностью заменило весь парк наземной техники. Одна машина для удаления обледенения стоит порядка 18 миллионов рублей, – начал перечислять гендиректор авиакомпании. – Машина для перевозки и погрузки инвалидов в самолет – 15 миллионов, трап – в районе 12 миллионов.
– Доживем и мы до этого, – прервал его Николай Герасимов.
Депутаты поддержали министра, предложив не тратить время, завидуя соседям, но попросили прокомментировать слухи о том, что некоторые самолеты, не так давно закупленные в лизинг, стоят на земле и уже разбираются на запчасти.
– У нас есть проблемы с эксплуатацией самолетов, – признал Александр Пономарев. – Сейчас не можем решить вопрос со своевременной оплатой покупки двух двигателей, свободных средств нет. Но, надеюсь, к концу года все решим. А насчет разбора на запчасти, так в авиации это вполне допускается, когда за счет одного самолета поднимается другой. Не нужно искать средства на покупку того, что можно временно снять с другого самолета. Тем более что зимой спрос на авиаперевозки меньше.
Анна ПОТЕХИНА
Фото из архива «Республики»
Во время программы «Открытый разговор» в эфире телеканала «Юрган» глава Коми ответил на вопрос о ремонте аэропорта Ухты. По словам Сергея Гапликова, он уже обращался с этим вопросом к премьер-министру страны Дмитрию Медведеву, есть прямое поручение минтрансу включить этот аэропорт в новую госпрограмму развития транспортной системы России на условиях софинансирования. Параллельно ведутся переговоры с компанией «Газпром» по подписанию дополнительного соглашения о выделении средств на капремонт взлетно-посадочной полосы.
Оставьте первый комментарий для "Убыточное поле"