На домашнем режиме

О том, какую помощь могут получить родители дошколят в специальных консультативных центрах методической и психолого-педагогической помощи, рассказали во время прошедшей 19 октября в Общественной приемной главы Коми прямой линии. На вопросы звонивших отвечали руководитель сыктывкарского управления дошкольного образования Тамара Горбунова и эксперты центров.

Сегодня в Сыктывкаре более шести тысяч детей в возрасте до семи лет не посещают детский сад по разным причинам: кто-то еще слишком мал, кто-то не получил пока места в детском саду, а некоторых детей родители предпочитают воспитывать дома. Вот для помощи родителям неорганизованных детей и были созданы в 2016 году консультативные центры на базе 17 детских садов города.

– Многие родители до сих пор полагают, что детский сад – это место, где они могут оставить ребенка с утра до вечера, где его накормят и за ним присмотрят, – рассказала Тамара Горбунова. – Однако согласно закону об образовании, детский сад – это первая ступень общего образования, и дошкольник к моменту поступления в школу должен обладать соответствующими его возрасту умениями и навыками, а обязанность взрослых в этом ему помогать. Далеко не все родители неорганизованных детей знают, чем и как нужно заниматься с ребенком, чтобы его правильно развивать. И в этом им призваны помочь консультативные центры.

Консультативные центры организовывались таким образом, чтобы попасть в них могли желающие из самых разных районов Сыктывкара, чтобы жителю Лесозавода, к примеру, не нужно было с ребенком ехать куда-нибудь в Орбиту. Кроме того, под центры подбирали детские дошкольные учреждения, в которых созданы все необходимые условия. Звонившие на прямую линию родители интересовались, можно ли оставить в этом центре ребенка хотя бы на час. На что им ответили, что основная цель этой недавно созданной структуры – научить родителей правильно развивать ребенка с учетом его возрастных и физиологических особенностей. К примеру, если у ребенка есть отклонения в речевом развитии, логопед центра продиагностирует его, объяснит причину патологии и проведет с ребенком несколько занятий в присутствии родителя.

Как рассказала руководитель детского сада №61 для детей с нарушениями речи Светлана Трофимова, в центре, который располагается на базе их детского сада, на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная карта сопровождения на полтора месяца. Родитель приходит с ребенком, и логопед в присутствии родителя проводит занятие с целью обучить родителя тому, как с ним работать.

– То есть у нас не логопедический пункт, мы не ставим с ребенком звуки, мы обговариваем с родителями, как им можно с этой проблемой работать. Учим родителей играть в игры на развитие внимания, на слуховую память, и, если необходимо, логопед предлагает родителю поиграть с ребенком в его присутствии. Папам и мамам подробно рассказывают, почему речевое нарушение у ребенка существует и как к этой проблеме подходить, – рассказала Светлана Трофимова.

Такую же помощь в центрах могут оказать детям с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития. Цель этих занятий – научить родителей самостоятельно заниматься развитием ребенка. Иными словами, в центрах преподают азы образовательных и развивающих программ дошкольного воспитания. Кроме того, специалисты центра дадут рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, как отучить от соски, от памперсов. По словам Тамары Горбуновой, «сегодня половина детей приходят в детсад в памперсах, что неправильно».

Сначала, как только эти центры открылись, особой активности родители не проявляли, считали, что сами справятся со своими детьми. Многие даже возмущались, полагая, что лучше бы давали место в детсаду.

– Мы не можем увеличить места в детских садах, это не от нас зависит, но мы можем оказать посильную методическую помощь родителям тех детей, которые не могут пока ходить в садик, – заметила руководитель УДО.

Постепенно, когда родители узнали, что это действительно помощь для семьи, число клиентов центров заметно выросло. В этом году проведено уже более двух тысяч мероприятий для таких детей. Это консультации, практическая помощь для детей и родителей, родительские семинары. В каждом центре есть специальные программы, где прописано все начиная от диагностики семьи и заканчивая результатами работы с ребенком. С детьми этой категории занимаются 84 специалиста: воспитатели, психологи, логопеды, музработники.

Каждый центр имеет свое положение и свою программу. Образцы необходимых документов для обращения в консультативный центр, время работы и образовательные программы центров размещены на сайте управления дошкольного образования и на сайтах детских дошкольных учреждений. По словам Тамары Горбуновой, для посетителей консультативных центров практикуется также такая форма работы, как вовлечение детей в организованную группу. Для этого необходимо и самому ребенку, и родителю иметь медицинскую справку, только при наличии такой справки руководитель детского сада может безбоязненно включить детей из центра в действующую группу, чтобы ребенок мог там побыть часа два. Детям там дают с условием возврата на дом игрушки и книжки. После нескольких таких занятий ребенок приходит в детсад уже адаптированным, готовым к общению в группе.

Один из позвонивших на прямую линию посоветовал давать больше рекламы о таких центрах, так как далеко не все родители догадываются зайти на сайты детских садов или УДО, а дело это нужное и полезное.

Галина ГАЕВА

Фото skr.su

Добавить комментарий