Илья Можайский: «Все построено на радостном конфликте»

5 и 7 марта в Государственном театре оперы и балета Коми состоится премьера оперетты «Бабий бунт». Музыкальная комедия в двух действиях Евгения Птичкина написана по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова (либретто Кирилла Васильева и Михаила Пляцковского). О том, почему главный режиссер театра Илья Можайский решил поставить оперетту и как шла работа над спектаклем, он рассказал в интервью «Республике».

– Казацкая комедия, в которой бабы в знак протеста против мужского пьянства и рукоприкладства покинули свои дома, после чего жизнь казаков «пошла вертопрахом», много лет держит пальму первенства во многих российских театрах. В прошлом году, например, спектакль поставил московский театр фольклора, главные роли исполнили Надежда Бабкина и Федор Добронравов. А что лично вас побудило сегодня ставить эту оперетту?

– Основной причиной, побудившей нас поставить спектакль в начале весны, послужило желание приурочить его к 8 Марта. Нам очень хотелось сделать подарок женщинам республики, ну и потом – чисто практическая идея. Одно дело ставить оперы большого формата, с серьезным философским началом, а другое – сделать веселый и озорной спектакль, который бы любили зрители и который бы помог театру заработать. Нам очень бы хотелось сделать спектакль, на который бы пришло как можно больше людей.

Есть еще одна причина, побудившая нас к постановке именно этого спектакля, – это возможность занять всю труппу. Материал этот непростой: 24 танцевальных номера, в спектакле танцуют все – и солисты, и хор, и балет, разговорные диалоги, построенные на материале Шолохова, которые не так-то просто исполнить, прекрасная музыка Птичкина. По сути это большой народный мюзикл. Столько танцующего народа у нас в спектаклях еще не было, мы репетируем везде и даже в нижнем фойе театра. При всем том, что на репетициях великолепно работают солисты, артисты балета, особенно хотелось подчеркнуть, как работает хор. Такого коллектива нет ни в одном театре. Для артистов хора не существует ничего невозможного, только и слышишь: «Давайте сделаем, давайте попробуем!» Ребята горят, и это здорово. Еще во время постановочной работы над оперой «Кармен», когда специалист по фламенко – балетмейстер из Москвы ставил танцы, он был удивлен пластическими возможностями хора театра. Во многом благодаря тому, что коллективом руководит большой профессионал, энтузиаст своего дела Наталья Петровна Масанова.

– Кто ставит танцы?

– В театр специально приглашен из Москвы известный хореограф, работающий в разных жанрах, в том числе прекрасно знающий народные и характерные танцы, – Андрей Альшаков. Вместе со мной он придумал и поставил все танцевальные номера в оперетте, особенно интересны девять балетных номеров, среди них есть даже трюковые, с которыми, на удивление балетмейстера, очень хорошо справляются наши балетные артисты. С Андреем мы искали совершенно новые ходы. Сначала было желание поставить спектакль в современном варианте, сделав этакий нахальный ход – одев женщин в камуфляж, но потом мы выбрали другой вариант, мы поняли, что зрителю хочется окунуться в аромат того и ощутить ностальгию по тому времени, когда было все открыто, просто и ясно. Мы решили поставить радостный спектакль, где по ходу много интересных конфликтных ситуаций, но при этом – никакой ругани. Можно сказать, все построено на радостном конфликте.

– Сколько составов подготовлено?

– Практически три состава солистов. Хочу заметить, что некоторые артисты хора исполняют сложные главные роли. Характерных героев, например, играют Юрий Баянбаев, Денис Панев и новый артист, он же ассистент режиссера спектакля – Евгений Недокушев, который учится на режиссерском отделении и помогает мне в организационных и творческих вопросах. Интересно то, что роль главного персонажа Стешки играют три солиста театра: Николай Глебов, Анатолий Измалков и молодой артист Алексей Петров, который ничего подобного до этого не играл, но в этой роли он потрясающе себя заявил. Вообще у нас вырисовываются несколько отличных составов, в том числе крепкий молодежный коллектив.

Что касается женских ролей, то главную героиню, заводилу Настю, играют ведущие артистки театра Ольга Сосновская, Альфия Коротаева, Елена Лодыгина и Оксана Клипка. Все репетируют с огромным удовольствием, что называется, закусив удила. Актеры вообще меня по-хорошему удивляют; поначалу я не думал, что будет столько составов, но все артисты выразили желание участвовать в постановке. В оперетте множество колоритных женских ролей: Семеновну играют Майя Быстрова, которая просто великолепна в комических ролях, хороша и Надежда Баталова, и Тамара Савченко. Мне приятно, что назначенная на две роли Оксана Клипка с большим удовольствием репетирует и характерную роль Дуняши, которая ей очень понравилась своим озорством и возможностью раскрыть себя в другом амплуа. Помните в «Свадьбе с приданым» был такой герой Курочкин? Сродни ему в «Бабьем бунте» есть и наш герой Николка, его у нас играют Виталий Гудовский и Андрей Ковалев. Для обоих эта работа будет очень интересна раскрытием новых вокальных и артистических возможностей.

Три исполнителя планировались и на роль Федота. Это одна из проблем, там нужен низкий баритон. Мне в этой роли очень хотелось видеть ведущего артиста театра Анатолия Журавлева, несмотря на то, что он тенор. И тогда мы с нашими дирижерами Азатом Максутовым и Юрием Фоминым переложили вокальный материал на голос конкретного артиста. И мне кажется, что это будет очень интересная актерская работа. Кроме него исполнять эту роль будет артист хора Юрий Баянбаев. Что касается Юры, то могу сказать, что он не только лидер хора театра, но и актерски очень одаренный человек. Он также является моим ассистентом по спектаклю. Роль Маринки играют наш «бриллиантик» Настя Морараш и наша новая солистка Ксения Макарова.

– А как работается оркестру?

– Были определенные сложности. Мы получили несовершенную оркестровку из Казахстана, некоторые номера были хорошо оркестрованы, а некоторые приспособлены конкретно под их оркестр. Что касается авторской оркестровки, то оказалось, что ее очень сложно найти. Дело в том, что в Москве разделился Союз композиторов, практически стала недоступной библиотека союза, и театрам приходится выручать друг друга тем материалом, который у них существует. Но нас в плане оркестровки очень выручил дирижер спектакля Юрий Фомин, который сам прекрасно оркестровал многие номера этого спектакля.

– Как проходила работа по оформлению спектакля?

– Пару слов хочу сказать о работе художника спектакля Юрия Самодурова. Работа с ним проходила интересно, так его очень увлек этот материал. Был сделан прекрасный макет спектакля, все цеха работали на подъеме, но особенно хочется остановиться на работе пошивочного цеха. В оперетте около 200 костюмов, все замечательные, их автор Наталья Кравченко. И в этом плане наши швеи – огромные молодцы, и впору им дать выдохнуть – работа в этом сезоне была чрезмерно напряженной. Надеюсь, зритель оценит нашу совместную работу на премьере спектакля 5 и 7 марта. Надеюсь, понравится это и женской половине нашего города, тем более что премьеру спектакля мы посвящаем им.

Марина Щербинина

Оставьте первый комментарий для "Илья Можайский: «Все построено на радостном конфликте»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.