В середине января тренеру по боксу Михаилу Мартынову присвоили почетное спортивное звание «Заслуженный тренер России». Мастер спорта СССР по боксу, многократный чемпион Коми, он начал тренерскую карьеру с 1994 года, подготовил шестерых мастеров спорта, в том числе бронзового призера бразильской Олимпиады Владимира Никитина. О перспективах бокса в регионе и тренерском ремесле специалист рассказал в интервью «Республике».
– До вас заслуженными были только два ухтинских тренера – Виктор Леонидович Заславский и Леонид Дмитриевич Мартынюк. Что для вас значит это звание? Просто признание или и в финансовом плане прибавка?
– Каждый тренер стремится стать заслуженным. Для этого надо подготовить высококлассного спортсмена, внести вклад в развитие бокса. Это оценка нашей работы. На зарплату звание никак не влияет.
– В 2012 году в Сыктывкаре прошел чемпионат России по боксу. Тогда в призерах были ваши воспитанники: Никита Елфимов и Владимир Никитин. Насколько боеспособна сборная Коми сейчас на уровне страны?
– После этих ребят пока в призерах на чемпионатах России не было никого.
– В чем причина?
– Сложно сказать. Россия большая, воспитать призера чемпионата страны тяжело. Надо работать. Бокс – субъективный вид спорта, и много разных нюансов есть.
– Никита Елфимов почему-то быстро пропал. Что случилось?
– К сожалению, да. Он не тренируется. Молодой парень, 24 года ему будет в ноябре. Перестал тренироваться. Он просто погас, появились друзья, разные соблазны. У Вовы Никитина никогда не было друзей в боксе. Он один всегда был, своего рода гадкий утенок, который превратился потом в белого лебедя. Ходил такой маленький, невзрачный.
– Вы как-то сказали, что Владимир Никитин – это уникум и такие ребята в тренерской карьере могут быть лишь раз. В чем секрет его успеха?
– Секрет только в самом ученике. Надо пахать и иметь характер. Он хотел этого, и он добился. Я только помогал, направлял. Владимир уже в тринадцать лет по своему возрасту был победителем первенства России. Шел, тренировался, рвал всех. В 19 лет уже стал чемпионом страны. Он постоянно работал, я писал план, и он четко по нему занимался. Объем работы большой, надо было тренироваться и в зале, и на улице бегать кроссы.
– Семья большую роль сыграла?
– Вова один у мамы. Обычная семья. Он ездил на автобусе тренироваться ко мне в Коми национальную гимназию из Максаковки. Расстояние немаленькое. Я живу в Затоне и, когда мог, подбирал его и еще некоторых ребят по пути на машине.
– Не обидно было, что Владимира довольно рано забрали тренироваться в Старый Оскол? (Уже на чемпионате России в 2012 году сыктывкарский боксер выступал в параллельном зачете за Коми и Белгородскую область, ныне живет и тренируется в Старом Осколе – авт.)
– Нет. Отсюда выйти на такой уровень у него было меньше шансов. Многое зависит от среды, а Старый Оскол – город с большими традициями. Там его целенаправленно к этому готовили.
– Знаю, что после Олимпиады в Рио, где Владимир показал ярчайший бокс, сыктывкарец избалован вниманием СМИ, его стали узнавать на улицах. Испытание славой пройдет?
– Справится. Он знает, что такое пахать и что надо вкалывать, чтобы чего-то добиться. Когда своим трудом все сделано, то это ценит человек.
– Каким вы видите будущее Владимира в профессиональном боксе? Другой известный боксер из Коми Виктор Оганов, перейдя в профессионалы, довольно быстро погас.
– Владимир поздравлял меня с присвоением звания, и мы как раз об этом говорили. Он точно перейдет в другую весовую категорию, в шестьдесят килограммов. Ему были предложения от именитых тренеров из профессионального бокса, но пока он в любителях и сейчас на сборах в Сочи.
– Он нацелен на очередной олимпийский цикл?
– Если он в сборной России, то наверняка цели есть. Амбиции есть. Сейчас он уже зрелый боксер, но в принципе-то еще не старый. Через три года ему будет тридцать лет. Что такое тридцать лет? В 32 года в 1988 году на Олимпиаде в Сеуле Вячеслав Яновский стал чемпионом.
– Мечта любого тренера воспитать олимпийского чемпиона. Чувствуете в себе еще силы?
– Я всегда говорю на тренировках: «Сегодня мы делаем один шаг к олимпийской медали». Сил много. Готов к работе. Сейчас мне и надо работать, потому что ничего не держит. Дети взрослые, соблазнов никаких. Шаг вправо, шаг влево уже не делаешь. Остается только работать и работать. Почти все время посвящаю подготовке и поиску новых талантов.
– Практикуете походы в школы, как в советское время?
– Обязательно. Правда, сейчас стало труднее в связи с тем, что просто так в школу не попасть, везде охрана, пропускная система. Не дают иногда банально повесить объявление о наборе. Приходится по каждой мелочи с директорами договариваться.
– Юные боксеры занимаются бесплатно?
– Бокс – это бесплатный вид спорта. Мы никогда не берем с детей деньги. Ребята ездят на соревнования за счет государства: питание, дорога, размещение. Все оплачивает государство, потому что это олимпийский вид спорта, и он строго на бюджете.
– Сколько приходит и сколько отсеивается детей?
– Двадцать человек в группе. Они постоянно меняются, формируется некий костяк. Так через пять лет, может, этих двадцати уже и не будет. Они растут. Все время работаешь, ищешь новых ребят. Смотришь, кто-то всего полгода потренировался и уже бьет того, кто три года занимался. Это бокс, понимаете, это специфический вид спорта. Тяжелый не столько физически даже, сколько психологически.
Республика богата талантами, начиная с Корткероса и заканчивая Воркутой. Только надо работать, и мы работаем. Нам есть куда расти. Давайте возьмем Челябинскую область. Там около двадцати заслуженных тренеров России, своя школа олимпийского резерва. А на Олимпиадах оттуда мужиков не было с 1996 года. Правда, среди женщин Анастасия Белякова из Златоуста бронзу в Рио взяла.
– Что в республике с женским боксом сейчас? Вы девушек тренируете?
– Я с девочками не работаю. Считаю, что девочка должна быть девочкой. А вообще у нас есть талантливые девчата. Вот Виктория Крылова, которую Федор Альфредович Лайер тренирует. Она же член сборной России. Ей всего 23 года, и у нее еще все впереди. Могла попасть и в сборную на Олимпиаду. Немножко не получилось.
– Вы трудитесь в новом дворце единоборств (открылся в 2013 году – авт.). Довольны ли условиями и достаточно ли финансирования?
– Условия великолепные. Четыре тренера, включая меня, работают тут, еще три на центральном стадионе. Крупный тренерский состав, охват ребят большой. Все говорят: «Деньги-деньги». Да, это важно, но они нужны под спорт-смена. Что толку кричать, что денег нет? В нашем виде спорта их достаточно. Государство дает все условия, отправляют на соревнования, на поездки на чемпионаты СЗФО министерство деньги дает. Выигрывай округ – и тебя министерство отправит на финал России, станешь там призером – попадешь в сборную страны, и тебя возьмут на ставку, обеспечив всей необходимой экипировкой, все за федеральный счет.
– В боксе все просто.
– Да. Только вперед.
– Каков Михаил Мартынов вне бокса?
– Живу в своем доме. Работаю по дереву и выращиваю огурцы. Могу построить что-то. Например, построил себе летнюю кухню. Строю не спеша, получаю от этого удовольствие. Футболом раньше увлекался, но после развала Союза перестал смотреть.
– А с кем-то из других видов спорта дружите?
– Хорошо общаемся с Николаем Серафимовичем Бажуковым. Это вообще мой друг хороший. Он часто на соревнования по боксу приходит. Кроме того, что двукратный олимпийский чемпион по лыжным гонкам, он так, на всякий случай, еще и бронзовый призер, и двукратный чемпион мира. Талант, а нос никогда не задирает. Прост в общении.
– Вы весной прошлого года стали депутатом горсовета. Вам политика близка? Занимаетесь вопросами спорта?
– Я занимаюсь вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Не скажу, что мне близка политика. Предложили. Интересно стало попробовать свои силы.
Ярослав СЕВРУК
Фото Дмитрия Напалкова и из личного архива Михаила Мартынова
Оставьте первый комментарий для "Михаил Мартынов: «Нам есть куда расти в боксе»"