«Ночной командир» на страже света

Под наблюдением диспетчера Сыктывкарских электрических сетей – тысяча километров линий электропередачи в столице республики

Когда сыктывкарец Александр Ульныров только начинал работать диспетчером электрических сетей, ему сказали, что теперь он – «ночной командир», которому нужно самому без подсказок решать, куда оперативные бригады высылать, какое оборудование срочно выводить в ремонт, что отвечать на звонки горожан, у которых свет в доме погас. И нужны для этого железные нервы, быстрая реакция, хорошая память. Всего этого у него оказалось с лихвой, так что место работы Александр Ульныров не меняет уже 36 лет.

ANT_9383

По большому счету все новые записи в его трудовой книжке оттого, что подразделение, в котором он трудится все это время, меняло название, а «Комиэнерго» – статус. В 1980 году его должность называлась «диспетчер Сыктывкарского района электрических сетей Южного предприятия электрических сетей РЭУ «Комиэнерго», сейчас – «диспетчер предприятия сетей оперативно-диспетчерской службы производственного отделения «Сыктывкарские электрические сети» ПАО «МРСК Северо-Запада» «Коми-энерго». А работа осталась та же: к восьми часам вечера, если смена ночная, или к восьми утра, если дневная, прибыть в диспетчерскую, принять смену и провести на рабочем месте 12 часов, беспрерывно следя за работой электросетей города.

На вопрос, как при таком рабочем графике он по ночам борется с желанием поспать, наверное, без кофе никак, Александр Ульныров только смеется, говорит, что работа здесь такая, что никакой кофе не нужен, телефоны звонят практически беспрерывно.

Служба эта по уровню нервного напряжения сравнима с работой участкового терапевта в поликлинике, да и суть похожа. Врач в течение смены оценивает состояние здоровья проходящих через его кабинет людей, определяет, что не так в их организме, направляет на обследование, выписывает рецепты. А диспетчер точно так же оценивает «здоровье» электросетей, ставя предварительные «диагнозы».

В энергетику Александр Ульныров попал «за компанию», школьные друзья уговорили вместе с ними идти учиться в целлюлозно-бумажный техникум в Эжве на техника-электрика. В сентябре начал учиться, а в ноябре его забрали в армию. Вернулся через два года и сразу же продолжил обучение. К концу учебы выяснилось, что профессию он выбрал востребованную: предлагали ехать на работу и в Карелию, и в Ленинград, и в Ригу, квартиру служебную давали. Однако Александр Ульныров решил не уезжать из Сыктывкара, чтобы не оставлять маму одну в городе. В марте 1980 года он нанялся в «Коми-энерго» электромонтером. В
«Комиэнерго» говорят, что 90 процентов нынешнего персонала начинали электромонтерами, такова уж специфика работы: послужить монтером – значит получить необходимые азы, практику, без которой потом на любой должности в энергетике будет трудно.

Александр Ульныров в «поле» провел полгода, выезжал на осмотр и ремонт сетей. С транспортной доступностью в окрестностях Сыктывкара дела тогда обстояли куда хуже, чем сейчас, так что, бывало, даже летали на осмотры линий на вертолете.

А затем молодому электромонтеру предложили попробовать себя в роли диспетчера.

– В первый рабочий день пришел в диспетчерскую, смотрю на все это, на схему эту во всю стену, и думаю: «Ни за что не справлюсь», но ничего, разобрался, – вспоминает Александр Ульныров. – Но все новички так реагируют. А я так считаю, если есть у человека рвение, желание работать и терпения будет достаточно – он со всем разберется. Смотри, как другие работают, учись, набирайся опыта – и все поймешь и освоишь.

Громадная схема электрических сетей, о которой говорит диспетчер, и до сих пор на стене перед его рабочим местом. Раньше, когда на ней загорались лампочки, диспетчер понимал, что на том или ином участке произошел сбой. Сейчас эта схема служит больше наглядным пособием и элементом интерьера, а все происходящее в сетях демонстрируется на мониторах. С компьютерами, по словам Александра Ульнырова, работать стало куда проще и удобнее. Но и в старой схеме за столько лет работы он уже ни за что не потеряется, это для стороннего человека бывший рабочий пульт – непонятное переплетение линий, тумблеров и букв с цифрами, а для него – фактически карта города (хотя и немного устаревшая), только вместо улиц и домов – схема электроснабжения. Кстати, настоящая карта Сыктывкара и его поселков, на которой обозначены подстанции и линии, здесь тоже есть, так что можно наглядно оценить, каким образом протекают по столице Коми электрические реки.

Первое, что бросается в глаза на рабочем столе в диспетчерской, – несколько телефонных аппаратов, которые звонят практически беспрерывно, если и замолкают, то минуты на три, не больше. Работа диспетчера – это постоянная связь с оперативным персоналом, ремонтниками, другими коллегами из «Комиэнерго». Ну и, конечно, с горожанами.

Про звонки населения в оперативно-диспетчерскую службу, наверное, можно целый роман написать, чего только Александр Ульныров за годы своей работы здесь не наслушался.

– Бывает, звонит бабушка, причитает: «У меня в квартире света нет, и во всем доме света нет, и в соседних домах тоже! Приезжайте!» Ребята приезжают, а выясняется, что везде свет есть, и в подьезде в том числе, а проблема только в одной квартире, – рассказывает диспетчер. – Но мы отвечаем только за наружные сети, а то, что внутри дома, – в ведении обслуживающей организации, с которой работает управляющая компания или ТСЖ, в которую и надо звонить. Но вот выбило пробки в квартире, а звонят тут же к нам. Объясняю, что не по адресу. Спрашивают: «А куда тогда? Я телефон не знаю!» Приходится еще и справочной службой работать. Телефоны некоторых управляющих компаний я уже наизусть знаю, мы им сами вызовы передаем, когда приезжаем и понимаем, что это не наш сбой.

Особая категория – вызовы пожарным, на которые должны выезжать и энергетики, чтобы обесточить здание. А вызовы эти бывают ложными. Не раз бывало, что оперативная бригада выезжала, потому что «у дома крыша горит», а выяснялось, что это оптическая иллюзия – отражение солнца в кровле.

Сейчас, по словам Александра Ульнырова, горожане в оперативно-диспетчерскую службу «Комиэнерго» звонят несколько реже, чем это было двадцать-тридцать лет назад. Система электроснабжения города сейчас устроена так, что любой скачок напряжения в отдельной ее части диспетчер сразу видит на мониторе и отправляет туда оперативную бригаду.

– Человек звонит, говорит, что у него свет погас, а к этому моменту наши сотрудники уже там находятся, неполадку устраняют. Бывает, что потом звонят второй раз и благодарят, что так быстро отреагировали, все починили, – говорит Александр Ульныров. – Раньше хвалили куда реже. Но раньше у нас и оборудование другое было, мы зачастую о сбое только от населения и узнавали, больше времени на выяснение причин тратили. Сейчас и работать стало проще, и сети стали надежнее, и реагируем мы куда оперативнее.

Самыми нервными для диспетчера были, пожалуй, 90-е годы, тогда агрессивных клиентов было куда больше, звонили, угрожали «приехать и разобраться», если сейчас же свет не дадут, сулили увольнение, мол, не знаешь ты, кого без электричества оставил. Старушки ругались на чем свет стоит, если из-за сбоя в сетях любимый сериал досмотреть не могли.

– Но тогда время такое было, зарплату людям задерживали, многие вообще без работы остались, а тут у тебя еще и свет погас! Конечно, захочешь сорваться. А сейчас если и ругаются на нас по телефону, то по поводу плановых ремонтов: «Зачем зимой ремонтируете, а не летом? Зачем именно в это время? Зачем именно в нашем доме?!» Объясняешь, успокаиваешь, – рассказывает диспетчер. – Иногда ситуация такая, что люди в полном отчаянии: живут в частном доме, свет отключили, а у них котел электрический, значит, и без отопления остались. Если нет возможности провести ремонт очень быстро, мы направляем в этот район передвижной дизельгенератор. То же самое делаем, когда под отключение электричества попала котельная.

Сам Александр Ульныров своим коллегам-диспетчерам из дома не звонил никогда, даже если свет гас надолго: «Я знаю, что у них там и без моих звонков работы хватает. По одному телефону с горожанами говоришь беспрерывно, по другому – с оперативной бригадой… А я же знаю, что все будет хорошо и рано или поздно свет дадут».

В прошлом году Александру Ульнырову было присвоено звание «Почетный энергетик Республики Коми». Под его ночным и дневным командованием около тысячи километров линий электропередачи, 430 трансформаторных подстанций, 24 распределительных пункта.

На вопрос, любит ли он свою работу, он отвечает не задумываясь: «Люблю, конечно! Во-первых, потому что она интересная и всегда разнообразная. Здесь у нас и плановый ремонт, и эксплуатация, и устранение аварий. Во-вторых, коллектив у нас замечательный, дружный и организованный. Но у нас иначе и нельзя, работа такая, что и диспетчеры, и бригады оперативные и ремонтные должны хорошо работать в одной связке, понимать друг друга с полуслова.

Самого Александра Ульнырова в коллективе тоже очень любят и ценят.

– Я с ним работаю с 2008 года, очень хороший сотрудник. И он – Человек с большой буквы во всех отношениях, и в отношениях с людьми, и в работе, – говорит заместитель начальника оперативно-диспетчерской службы Вячеслав Македонов. – Я проходил у него практику, он меня стажировал. Гонять вроде бы и не гонял, но изучить схему электроснабжения города заставил досконально. В первые годы работы, если я чего-то не понимал, всегда у него спрашивал, и он всегда очень хорошо объяснял, как лучше сделать, на какой участок в первую очередь бригаду отправить. Он именно такой, каким должен быть диспетчер, – профессиональный, спокойный, уверенный в том, что он делает.

Анна Потехина

Фото Николая Антоновского

ANT_9437 ANT_9441

На правах рекламы

Оставьте первый комментарий для "«Ночной командир» на страже света"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.