1 ноября текущего года по всей стране стартовал первый этап реализации 372-ФЗ от 3 июня 2016 года, контролирующего систему работы саморегулируемых организаций (СРО). Об исполнении новой редакции закона в СРО Северо-Запада «Республике» рассказала координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по СЗФО, директор Ассоциации «СРО «Строительный комплекс Вологодчины» Анна Леонова.
– Каковы предварительные итоги реализации первого этапа закона на Северо-Западе?
– До 1 ноября этого года СРО должны были перечислить средства компенсационных фондов на специальные счета в одном из 12 уполномоченных банков. В итоге из шестнадцати саморегулируемых организаций в СЗФО пять в полном объеме выполнили условия части 2 статьи 3.3 ФЗ-191 от 29.12.2004 г. в редакции ФЗ-372 от 03.07.2016 года. А именно – разместили средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, девять – разместили средства частично, две – не открыли спецсчета и, соответственно, не перечислили денежные средства.
– Почему?
– Одна СРО еще не провела общее собрание, на котором будет принято решение об открытии специального счета и определен банк. Во втором случае задержка вызвана проблемами с организационными процессами внутри СРО.
– А по какой причине те девять СРО разместили деньги на счетах не в полном объеме?
– Их две. Во-первых, это лишение лицензий кредитных организаций Центральным банком России и, как правило, начало процедуры банкротства банков, в которых СРО размещала средства. Напомню, ранее СРО самостоятельно определяла выбор кредитной организации и способы инвестирования. Не берусь судить управленческие решения отдельных работников, представителей СРО – я имею в виду, с умыслом или нет определялся способ, порядок размещения, но факт отсутствия денежных средств в полном объеме в первую очередь должен насторожить членов таких СРО. Дата 1 ноября стала отправной точкой для начала анализа деятельности саморегулируемых организаций. Установленный факт неполного перечисления либо неперечисления может говорить об отсутствии контроля со стороны участников за деятельностью своей СРО. А также проведение собраний по многосотенным-тысячным доверенностям, отсутствие внутреннего финансового органа контроля – ревизионной комиссии. Ряд СРО ограничились наличием представителя-посредника в субъекте, задачей такого посредника было привлечение как можно большего числа членов, а не информирование, в том числе и о состоянии, движении средств компфонда или по иным финансовым вопросам. Это тоже те причины, которые, к сожалению, имели место и повлияли на неисполнение указанной нормы.
Еще одна причина того, что СРО перевела деньги на спецсчета не полностью, – отказ банка от расторжения депозитного договора. Это случилось с теми банками, которые не вошли в число 12 уполномоченных. Можно расторгнуть договор и в одностороннем порядке, но тут есть вероятность того, что СРО потеряет накопленные проценты. Единолично принять решение о расторжении депозитного договора директор не может – соответственно, организационные моменты, связанные с проведением общего собрания (при условии принятия решения данным органом управления), также могли повлиять на ситуацию.
В СРО Северо-Запада такая ситуация произошла с банком «Авангард». Координаторы федеральных округов (городов федерального значения) сигнализировали о подобном поведении и других банков. Письмо о конкретном прецеденте с вышеуказанным банком мною было направлено в НОСТРОЙ; объединение, в свою очередь, информацию направило в Центральный банк РФ. Ответ от них должен прийти к 1 декабря.
– Перечислите СРО, которые успешно справились с первым этапом реализации закона.
– Это «Строительный союз Калининградской области», НП «Объединение строителей Республики Коми», Ассоциация «Псковский строительный комплекс», Ассоциация «СРО «Строительный комплекс Вологодчины» и НП «Объединение строителей Карелии».
– Где можно узнать о состоянии спецсчетов?
– Планируется, что списки с суммами перевода средств на спецсчета будут публиковаться на сайте НОСТРОЙ. Таким образом, можно будет узнать о динамике реализации первого этапа, а для строительных компаний это будет подсказкой. Сразу станет видно, какая СРО надежнее, в какую лучше вступать, ведь состояние компфонда – один из основных показателей надежности СРО. Решение об опубликовании таких списков будет принято 8 декабря на заседании совета.
– Есть ли уже какие-то данные по второму этапу реализации закона, который начинается с декабря?
– Напомню, до 1 декабря все юрлица и ИП должны определиться со своим статусом и подать в СРО уведомления либо о добровольном прекращении членства, либо о переходе в СРО по месту регистрации или о сохранении членства в СРО. Если организация не выразит свою позицию, то 1 июля 2017 года у СРО есть право ее исключить. Всю информацию по поданным уведомлениям мы будем собирать до 6 декабря, после этого общая картина станет известна.
– НОСТРОЙ теперь каждую неделю проводит селекторные совещания с координаторами разных регионов с целью узнать о ходе реализации закона. С какими сложностями столкнулись другие регионы?
– На последнем совещании исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин сообщил о негативной тенденции, которая наблюдается в некоторых субъектах: стали выявляться СРО-«пустышки». На компфондах у них совсем нет средств, эти СРО меняют юридический адрес, не имея членов в том субъекте Федерации, куда переводятся. Ранее обсуждался такой переход, как забота о строителях, а именно: если в СРО состоит достаточно большое количество членов, а сама СРО зарегистрирована не в том субъекте, то объективно проще осуществить перерегистрацию юридического адреса СРО. Но когда ситуация доходит до абсурда, то вышеуказанные действия могут наводить на мысли о преследовании менеджерами только своих сиюминутных желаний, которые, возможно, приведут обратно к введению в заблуждение членов СРО и нарушениям закона. Выявлением таких сомнительных схем занимается НОСТРОЙ. Конечно, хотелось бы, чтобы к этому вопросу подключились и Ростехнадзор, и Минюст, и другие компетентные органы.
– Какие вопросы возникают на селекторных совещаниях?
– Вопросы достаточно разноплановые и посвящены не только этапам исполнения федерального закона. Например, интересна тема бухгалтерского учета, налогообложения в новых условиях, связанных с реализацией закона. В связи с этим для работников финансовой сферы проходят обучающие семинары.
В целом же благодаря селекторным совещаниям нарушения законодательства, негативные примеры и тенденции сразу становятся известны, а значит, и реагировать на них получается быстрее.
– Как федеральный закон №372 повлиял на работу СРО Северо-Запада?
– Исполнение новой редакции закона положительно сказалось на работе СРО, теперь это наша общая цель. Сейчас мы постоянно созваниваемся с коллегами из СРО СЗФО, советуемся, совещаемся. Раньше у нас было намного меньше общих тем и поводов решать какие-то вопросы коллегиально. Сейчас настал период объединения, и реализацию закона в новой редакции образно можно сравнить со строительством жилого дома. Наша задача построить этот дом до 1 июля 2017 года. Насколько он будет качественным, зависит от руководства каждой саморегулируемой организации. Надеюсь, что СРО Северо-Запада «наш дом» сдадут вовремя и без проблем.
Беседовала Ольга КАНТЕМИРОВА
На сайте НОСТРОЙ (http://www.nostroy.ru) есть информация о реализации 372-ФЗ от 03.07.2016 г. и в форме вопросов-ответов – оперативная информация о СРО, в том числе нарушающих нормы закона, а также вкладка «Единый реестр членов СРО» (http://reestr.nostroy.ru), в которой можно найти СРО в своем регионе.
На правах рекламы
Оставьте первый комментарий для "Анна Леонова: «Закон о саморегулируемых организациях объединяет»"