28 ноября исполнилось сто лет со дня рождения легендарного сыктывкарского лыжника Василия Прокопьевича Хлопина, члена общества «Динамо», воспитавшего многих мастеров спорта СССР. Несмотря на ранения, полученные на войне, Василий Хлопин становился многократным чемпионом Коми в лыжных пятидесятикилометровых марафонах. Журналист «Республики» вместе с дочерью ветерана лыжного движения Верой Пикаловой побывал в музее МВД республики и узнал подробности о непростой, но интересной жизни спортсмена.
Человек-марафон
Спортивное наследие динамовца Василия Хлопина бережно хранит директор музея истории МВД Коми Ольга Нигматулина. Оказывается, в музее катастрофически не хватает места, и стенд, посвященный спорту, всего один. Большая часть экспонатов, по словам Ольги Нигматулиной, хранится фондах и выставляется только по особым дням.
– Вот диплом за победу в соревнованиях, на которых Василия Хлопина наградили еще и теннисными брюками с термосом. В те времена за победы в спорте было принято дарить подобные прикладные вещи, – демонстрирует она различные медали и грамоты лыжника, проводя экскурсию по музею.
Василий Хлопин родился в Архангельске, но, когда ему было двенадцать лет, семья была вынуждена переехать в столицу Коми. С подросткового возраста успешно занимался лыжными гонками. Найдя у юного лыжника порок сердца в 1936 году, врачи ставили крест на спортивной карьере. Однако это не остановило жажду быть первым на лыжне, и он продолжал настырно тренироваться.
– С тридцатого года, еще будучи четырнадцатилетним мальчиком, участвовал во всех лыжных соревнованиях. Причем параллельно с учебой и участием в лыжных стартах с двенадцати лет уже работал на Сыктывкарском ЛДК, – рассказывает Ольга Нигматулина. – В шестнадцатилетнем возрасте участвовал в агитпробеге Сыктывкар – Котлас. За победу в гонке его однажды даже наградили золотыми часами.
Временно уйти с лыжни Василия Хлопина заставила лишь начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война. Вторую мировую он прошел с первых дней и до июля 1944 года.
– Еще до войны в армии Василий Прокопьевич продолжал участвовать в соревнованиях и побеждать. Один раз пробежал пятикилометровый кросс не в лыжных, а в армейских ботинках и обратил тогда на себя особое внимание тренеров, – отметила Ольга Нигматулина.
Командир орудия, артилле-рист-разведчик, с 1941 по 1944 год он служил в полковой разведке. В ожесточенных боях Василий Хлопин получил четыре ранения, имел высокие боевые награды, включая медаль «За отвагу».
Инвалид третьей группы, с тяжелейшими ранениями и недействующей рукой, после лечения в 1944 году он трудился в горкомитете Сыктывкара по физкультуре, а уже через год стал начальником спортивного общества «Динамо». Работал Василий Хлопин и в республиканском ДСО «Трудовые резервы». Деятельность этих спортивных организаций способствовала стремительному развитию лыжного спорта в Коми. Именно они впоследствии взрастили в регионе такие имена, как Василий Павлович Рочев, Николай Серафимович Бажуков, Раиса Петровна Сметанина.
– Это человек-легенда. Вся его жизнь связана со спортом. Ему не было равных в Коми все это время на дистанции пятьдесят километров, и это при его ранениях. У него даже была своя методика лечения: брал чемодан с кирпичами и поднимал, чтобы разрабатывать руку. Выиграл первенство города, пробежав в 1945 году пятьдесят километров с одной палкой. Так хорошо бежал, что некоторые отправляли его на фронт, мол, здоровый с виду. С 1945 по 1951 год он неизменно становился чемпионом Коми на любимой дистанции, – удивляет подробностями Ольга Нигматулина.
Многие годы Василий Хлопин посвятил тренерской работе, имел звание заслуженного тренера СССР. Им подготовлены почетный мастер спорта СССР Алексей Поздеев, мастера спорта СССР Алексей Ларионов, Альбина Савина, Нина Беляева, Юрий Шаров. Своим учителем его называл и известный лыжник региона Владимир Фомин, завоевавший в 1954 году первую в истории Коми золотую медаль всесоюзных стартов на чемпионате МВД СССР по служебному многоборью.
– Экскурсий много, часто приходят школьники. Я всегда отталкиваюсь от этой золотой медали, начиная рассказ у спортивного стенда, – говорит Ольга Нигматулина, показывая ценный экспонат.
Во время экскурсий директор музея всегда спрашивает, какие, по мнению посетителей, два вида спорта были наиболее популярными в Коми. Обычно, по ее словам, все сразу называют лыжные гонки, а второй угадать не могут. А между тем это городки.
Герой Советского Союза Николай Оплеснин был другом Василия Хлопина. В довоенные годы они даже соперничали на лыжне.
Уже на пенсии Василий Хлопин двадцать лет руководил подготовкой дистанций для лыжных соревнований, в том числе отвечал и за такие крупные старты, как первенство СССР. Причем был таким начальником, который сам лопатой на лыжах готовил трассу.
Памятный агитпробег
Любовь к лыжным гонкам не ослабевала у Василия Хлопина и в солидном возрасте. В 1980 году старейший лыжник республики возглавил группу спортсменов, преодолевших тысячу верст из Вологды до Сыктывкара. Лыжный агитпробег организовали в честь двухсотлетия столицы Коми и проходившей в тот год в Москве Олимпиады. Идти лыжникам приходилось и в 40-градусный мороз, и в метель. Стартовой площадкой Вологду выбрали не случайно, ведь именно в состав Вологодской губернии входил Усть-Сысольск в 1780 году, когда Екатерина II подписала указ о его преобразовании в город.
В группе оказалось девять лыжников. Среди них, помимо 64-летнего Василия Хлопина, был студент СГУ Андрей Поповцев, врач Виктор Фролов, преподаватель Николай Назаров и представители трудовых коллективов Василий Падерин, Юрий Легкостаев, Ростислав Попов. Единственной женщиной в команде была председатель постройкома домостроительного комбината Валентина Порожняя.
Команда лыжников пробыла в пути 24 дня, преодолевая в день в среднем по шестьдесят километров. Каждый день они с интересом узнавали, как дела у земляков на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, параллельно не забывали и о культурной программе: посещали музеи, старинные церкви Вологды, Тотьмы, Великого Устюга. Финишировали лыжники 7 марта на Юбилейной площади (ныне — Стефановская). Этот забег вошел в спортивную историю Коми. С тех пор круглые даты отмечают кроссами, вспоминают на страницах газет.
Дочь Василия Хлопина Вера Пикалова до сих пор хранит подаренную участникам забега керамическую вазу как семейную реликвию.
Вера, Надежда и Любовь
В гостях у Веры Пикаловой журналист «Республики» узнал и о семейной жизни ветерана лыжного движения. Его дочь живет в скромной, но уютной квартире, где две кошки мирно соседствуют с двумя собаками. В большой комнате она сразу открывает шкаф и показывает лыжные мази и парафины, оставшиеся еще от отца. Причем она не просто их хранит, а до сих пор использует, выходя на лыжные прогулки.
Листая семейный фотоальбом, Вера Пикалова вспоминает об отце и о том, как счастливо жила семья Хлопиных. Она говорит, что «мама Надежда Андреевна молилась на папу, а он молился на нее». Есть у нее и младшая сестра по имени Любовь, живущая ныне в Красноярске. Всю жизнь рядом с ветераном лыжного движения были Вера, Надежда и Любовь.
Вера Пикалова говорит, что балет, музыка и театр – это ее, а вот со спортом она не дружила, но всегда с уважением относилась к работе отца.
– Помню, приходила со школы и мама мне говорила: «Вера, тихо, папа после лыжни». И мы все ходили на цыпочках. У отца всегда был белый воротничок, он был аккуратистом во всем. Надежный человек, – говорит дочь, вспоминая отца. – При этом на лыжню он никогда ходить не заставлял, зная, что я не люблю спорт. Зато теперь с большой радостью хожу на лыжные прогулки, смазывая лыжи по его советам.
В семье, говорит она, любили праздники, отводили обычно под это целую комнату, где танцевали и пели песни.
– Жили дружно, всегда сочиняли какие-то стихи, пели песни Утесова. Папа хорошо пел. В манере Руслановой, например, исполнял ее знаменитую «Живет моя отрада». Он воевал на Ленинградском фронте и где-то, возможно в госпитале, увидел ее выступление, – рассказала Вера Пикалова.
Душе лыжника, по словам женщины, была не чужда и тяга к рисованию. Не имея соответствующего образования, он тем не менее рисовал плакаты.
– Папе нравилось творчество Карла Брюллова, в его манере он даже нарисовал картину «Всадница», работал и над пейзажами. Эти работы до сих пор висят у нас на даче, – вспоминает собеседница. – Писал он гуашью и маслом. Вырезал из дерева спортивные сюжеты и оригинальные рамы для картин любимых художников.
По словам дочери лыжника, Василий Хлопин вообще был мастером на все руки. Он даже сам шил себе одежду. Например, из подаренного в качестве приза на лыжных стартах кожаного пальто сделал куртку, которая до сих пор хранится у нее дома и которую рад был бы видеть в качестве экспоната музей МВД.
Ярослав СЕВРУК
Фото из архива семьи Василия Хлопина
Да, вот такой у меня Дедушка.