Дмитрий Степанов: «Жизнь в театре бьет ключом»

13 октября в Государственном театре оперы и балета республики открывается международный фестиваль балетного искусства финно-угорских народов «Зарни джыджъяс» («Золотые ласточки»). О том, что нового увидят поклонники балета, чем живет и дышит театр сегодня и как проходят зарубежные гастроли оперной труппы, в интервью «Республике» рассказал директор театра Дмитрий Степанов.

IMG_1461

– Насколько разнились ваши представления о жизни театра до того, как вы заняли директорское кресло, и после того, как проработали здесь без малого год?

– Нельзя сказать, что принципиально мои взгляды изменились, я всегда был связан с миром театра и музыки. И все, что касается общеорганизационных, творческих вопросов, административного планирования, мне было хорошо знакомо. Но вот то, что стало для меня неожиданным, это ритм, интенсивность и объемы работы в коллективе. Это можно увидеть только изнутри, погрузившись в кухню театра.

– 13 октября стартует фестиваль «Зарни джыджъяс». Это весьма успешный проект театра, который ведет свою историю с 1997 года. Что ожидает зрителя в этот раз, кто приглашен из гостей и чем порадует ценителей балета наша труппа?

– К сожалению, традиционный и любимый зрителями фестиваль в связи с финансовыми трудностями шел с большими временными перерывами. Но в этом году, несмотря на то что особой финансовой поддержки у нас нет, мы все-таки решили провести фестиваль. В первую очередь – чтобы поддержать нашу труппу и показать сыктывкарскому зрителю интересных ярких исполнителей и лучшие балетные спектакли наших коллег из соседних регионов.

Фестиваль откроется 13 октября спектаклем Марийского государственного театра оперы и балета имени Сапаева – балетом Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Этот театр хорошо знают зрители Сыктывкара и всегда очень тепло принимают его. Давно стали любимцами публики и солисты, которые исполнят главные партии, заслуженные артисты Республики Марий Эл Ольга Челпанова и Константин Коротков.

В числе гостей ждем московскую труппу «Классический русский балет». Труппа была создана в 2004 году, с тех пор известна как успешный профессиональный коллектив, в который вошли лучшие представители балетных школ России. Основу труппы представляют выпускники Московской академии хореографии, Академии русского балета Вагановой. Коллектив привозит балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

Наш театр представит два спектакля. Это фантастический балет Адольфа Адана «Жизель» и новый спектакль театра «Дон Кихот». Примечательно, что главные партии в «Жизели» у нас будут исполнять солисты балета Государственного музыкального театра имени Якушева из Саранска Наталия Царева и Илья Перепелкин. Кстати, за дирижерским пультом в этот вечер зрители увидят хорошо знакомого по работе в нашем театре маэстро, сегодня – заслуженного деятеля искусств Мордовии, художественного руководителя и главного дирижера музыкального театра Саранска Сергея Кисса.

Премьера балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса состоится 28-29 октября. С этим спектаклем связана целая история. Несколько лет в театре проводилось анкетирование среди зрителей, какой новый балетный спектакль они хотели бы увидеть в театре. По всем опросам лидировал «Дон Кихот». Мы решили ставить этот балет, но идея постановки от замысла до реализации была полностью изменена. Поначалу мы планировали показать на фестивале балет из двух отделений: «Вальпургиева ночь» и весьма ужатого «Дон Кихота», под этот проект получили грант. Но постепенно пришли к пониманию, что нельзя урезать шедевр мировой классики, и решили сконцентрировать силы и возможности, чтобы поставить спектакль в полноценном формате.

Сегодня в театре по максимуму задействованы все ресурсы – и творческие, и финансовые. Все направлено на постановку спектакля, в котором много действующих лиц, поэтому задействовано огромное число артистов. А это неимоверное количество костюмов, которые покупаются, шьются, перекраиваются, подгоняются. Артисты приступили к работе, как только вышли из отпуска, – 3 августа. Интенсивно, с утра до ночи трудятся все цеха театра.

– Хватает ли артистов в балетной труппе?

– У нас обновилась треть труппы, пришли новые артисты, в основном в кордебалет, но некоторые и с перспективой на солистов. Пополнение труппы – в полной мере заслуга нового главного балетмейстера театра Натальи Терентьевой, которой изначально была поставлена задача заниматься кадровым вопросом. Сегодня все вакансии в балете закрыты, в очереди на работу даже артисты из других регионов, которые заинтересовались прежде всего перспективой – здесь есть где и на чем развиваться. Не последняя сторона вопроса и материальный стимул: театр снимает жилье для молодых артистов.

– Как проходят гастроли оперной труппы театра по Великобритании? Вы несколько дней были рядом, как принимает зритель труппу из северной российской глубинки?

– В этот раз мы гастролируем с двумя спектаклями: «Чио-Чио-сан» и «Кармен». Опера «Кармен» – абсолютно новая постановка нашего главного режиссера Ильи Можайского. На гастролях спектакль буквально производит фурор, я сам видел и даже записал десятиминутные овации зрителей. Секрет успеха – в не совсем традиционной постановке оперы. Это современный, интересный взгляд режиссера на взаимоотношения героев, это богатая цветовая палитра, необычные декорации. Мы не увидим присущего прежним постановкам оперы натурализма, в сценографии использованы плоттерные декорации, создающие весьма интересный визуальный ряд, в то же время сохранено то, что традиционно должен видеть зритель спектакля: табачная фабрика, арена боя. Что-то трансформируется, движется, в общем, это надо видеть. Прибавьте к этому интересные, яркие костюмы и чудесные голоса, на гастролях в спектаклях работают три состава солистов, и каждый из них самодостаточен, самобытен. Партию главной героини исполняют наша солистка Галина Маликова, певица из Петрозаводска Евгения Гудкова и солистка из Германии Мария Пантюхова, которая родом из Санкт-Петербурга. Это три разных характера, каждая задает свой тон спектаклю.

Изюминка новой постановки – танцы фламенко – идея Ильи Можайского. Для постановки танцевальных номеров были приглашены хореографы из Москвы Василий и Инесса Клейменовы. Вообще хореографией пронизан весь спектакль.

И если поначалу идея Ильи Можайского воспринималась достаточно настороженно, то результат превзошел все ожидания. Это просто здорово: солисты, хор в полном составе, все танцуют фламенко, играют на кастаньетах, держат испанские гитары. Второй акт открывается длинным танцевальным прологом, еще до начала действа герои начинают отстукивать ритм танца, который подхватывает оркестр, танец превращается в вихрь, в бурю, создавая атмосферу страсти. Это отдельный танцевальный фрагмент, которого нет у Жоржа Бизе, но это здорово, и англичане оценили эту идею. Нашим же зрителям «Кармен» предстоит увидеть во второй половине сезона, надеюсь, мы покажем премьеру еще до фестиваля «Сыктывкарса тулыс».

– Только что в Сыктывкаре и Кирове прошли обменные гастроли, судя по всему – успешно?

– На протяжении многих лет театр сотрудничал с Кировским драматическим театром. После пятилетнего перерыва обменные гастроли возобновились. Сыктывкарские зрители получили возможность увидеть спектакли одного из лучших российских драматических театров, а нашей балетной труппе – выступить на замечательной сцене в большом зале наших добрых соседей-кировчан.

В Кирове нет профессиональной балетной труппы, тем не менее к ним постоянно приезжают с гастролями лучшие хореографические коллективы страны. Прекрасно принял кировский зритель и наш балет. В сентябре мы показали в Кирове восемь балетных спектаклей – утром для детей и вечером для взрослых. И что важно: в спектаклях были задействованы молодые артисты, которые пришли к нам только в августе. Это был колоссальный труд – 65 вводов на роли. Все без исключения спектакли проходили при аншлагах. Овациями были отмечены и «Приключения Чиполлино» в постановке Александра Полубенцева на музыку Карена Хачатуряна, и «Щелкунчик» Петра Чайковского в постановке Марии Большаковой. С большим восторгом принял зритель одноактные балеты «Жизнь как день…» и «Вальпургиева ночь» в постановке нашего главного балетмейстера Натальи Терентьевой. Зал аплодировал стоя. Надо сказать, что после оценки московских критиков, которые неровно отнеслись к этим спектаклям, наши артисты несколько приуныли, но после такого приема в Кирове у них, что называется, открылось второе дыхание. Зрителя не проведешь. Все восемь спектаклей были приняты на ура, наша труппа вернулась с гастролей очень воодушевленной.

Высоко отметил работу нашего коллектива и и.о. губернатора Игорь Васильев, который присутствовал на открытии гастролей и первом спектакле.

– Даже трудно представить, в каком режиме сегодня приходится работать вашим цехам: гастроли, премьеры, фестивали и т.п.

– Вообще жизнь в театре бьет ключом. А что касается цехов – не буду скромничать: все приезжие специалисты – солисты, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, кому приходится сталкиваться с нашей постановочной группой, в один голос утверждают: такой работы в региональных театрах сегодня не увидишь. Все в восторге от наших производственных цехов, где люди трудятся с полной отдачей, с заинтересованностью. Вполне справедливо, что наши бойцы невидимого фронта в этом году были отмечены премиями правительства. Это Нелли Сватова – художник по свету, Наталья Карпова – заведующая гримерно-постижерным цехом, Марина Дементьева – заведующая костюмерным цехом, Ольга Брунмаер – заведующая художественным цехом и, конечно, наш главный художник Юрий Самодуров, которого отлично знают многие театральные коллективы России.

Марина Щербинина

Фото Дмитрия Напалкова

 

2 Комментариев для "Дмитрий Степанов: «Жизнь в театре бьет ключом»"

  1. Когда вас ждать в Ухте?лет 15 не видели ваш театр? Ухта крупный город в республике.. А вы? Что то делите с ней?

    • Станислав | 21.10.2016 в 20:52 | Ответить

      Были с симфоническим концертом в прошлом сезоне, сказку возили года 3 назад. Глядишь, скоро и до Балета с оперой дело дойдет.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.