Сергей Алешин: «Харизма – это результат работы над собой»

Имя преподавателя физики Сыктывкарского технологического лицея Сергея Алешина знакомо в республике прежде всего потому, что в 2008 году он стал призером Всероссийского этапа конкурса «Учитель года». Малый хрустальный пеликан, которого Сергей Алешин привез тогда с этого конкурса, стал вторым для педагогов Коми после хрустального пеликана, привезенного в 1997 году Виталием Широтовым из Троицко-Печорска. В этом году он в третий раз стал призером ежегодного конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получил грант в 200 тысяч рублей. Накануне Дня учителя Сергей Алешин рассказал в интервью «Республике», чем живет нынешняя школа и каково место учителя в ней.

фото я

– Судя по тому, что вы не пропускаете практически ни одной возможности проявить себя в конкурсах, вам нравится дух соревнования?

– Просто интересно посмотреть себя на фоне других, а где еще это можно сделать, как не в конкурсах. Это позволяет увидеть свои недоработки, узнать что-то новое. К тому же участвовать в конкурсах я начал в сорок лет, когда уже созрел для этого. А то ведь сейчас бывает, руководство школ старается выдвигать на конкурсы молодых учителей, но это, наверное, не очень хорошо: все же сначала опыт какой-то надо наработать.

– Но ведь это всегда так нервно, а школа и без того уносит кучу энергии.

– Это сложно только в первый раз, а когда уже есть определенные наработки, все гораздо проще. К тому же сейчас, к счастью, есть компьютеры, а это прекрасная возможность сохранения всех необходимых документов. Все свои методические наработки я помещаю в специальные папки и на очередной конкурс просто вытаскиваю все, что нужно, из компьютера. Когда ты уже вошел в эту активную фазу, все само собой получается. Тревога – она от неуверенности, а если ты в своем опыте уверен, волнение уходит. Есть два варианта публичных выступлений: либо ты текст заучиваешь, либо говоришь свободно, от себя. Поначалу я заучивал, но в этом случае есть опасность сбиться, а это уже не есть хорошо. Сейчас я уже много лет демонстрирую свой опыт перед взрослой аудиторией – преподаю на курсах повышения квалификации учителей, так что навык выступлений приобрел достаточный. В этом году летом решил съездить на Всероссийский педагогический форум в Сочи. Дай-ка, думаю, съезжу в отпуск и заодно в форуме поучаствую. Так вот там я уже выступал с позиции «вот я какой молодец!»

– Вы уже 25 лет в педагогике. Как вы считаете, какие позитивные изменения произошли в образовании за эти годы?

– Если сравнивать с девяностыми, когда я пришел после университета в школу, то порядка стало больше во всех отношениях. Школа ведь стопроцентно отражает все происходящее в обществе. Как в политической и общественной жизни были разброд и шатания, так и в школьной среде. В 90-е у многих ребят была практически нулевая мотивация к учебе. Ученик, например, мог заявить: «Мой папа содержит ларек, я буду в этом ларьке сидеть, и не надо мне никакого образования». Сейчас же общий настрой совершенно иной. Причем как у родителей, так и у детей. Стало больше понимания, что добиться жизненного успеха без образования невозможно. Опять же введение ЕГЭ навело порядок в системе аттестации.

– Сегодня многие с ностальгией вспоминают советскую школу, потому что за последние десять лет ни одна отрасль не подверглась таким переменам, как образование. Во что это выливается на практике?

– За прошедшие четверть века  в образовании чуть ли не каждый сезон что-то менялось. В принципе жизнь выходит на новые уровни, соответственно, и образование должно поспевать за ней. Если взять тот объем информации, который мы учили в свое время, и то, сколько сегодня нужно усвоить ученикам, это несравнимо. Нынешним ученикам приходится усваивать больше. Кроме того, обязательно владение компьютером. Но я уверен, что уровень образованности нынешних выпускников в целом выше, чем в советской школе. Взять, к примеру, наш лицей: раньше у нас никто из выпускников не уезжал из Коми – денег у родителей не было. А сейчас процентов семьдесят уезжает. Для республики это, конечно, нехорошо, но в то же время это показатель конкурентоспособности наших детей. Сегодня компьютеризация позволяет заранее мониторить ситуацию в плане приема в российские вузы. Хорошо и то, что сейчас в вузах существует система поощрений: за медаль добавляют баллы, за спортивные достижения, волонтерскую деятельность.

– Говорят, современных детей трудно чем-то заинтересовать, потому что они по большей части живут в интернете.

– Я, конечно, могу говорить на примере наших лицеистов, а это все-таки категория детей, которые четко знают, чего они хотят достичь в будущем. Но мне лично кажется, что страстная увлеченность интернетом у детей уже отходит. Еще лет семь-восемь назад было хуже, но все же приедается. Сейчас и в кино дети стали больше ходить, играть в подвижные игры вроде лазертага, в квестах всяких участвуют. Да и времени-то у детей на пустое сидение в интернете уже не хватает. Старшеклассники живут в очень напряженном режиме: после школы еще бегут на занятия с репетитором. Родители сейчас имеют возможность платить, и все, кто хочет поступать в вуз, занимаются дополнительно. Сейчас вон сколько центров по подготовке к ЕГЭ открылось. Занимайся, учись целенаправленно. Ведь в школе должны выполнить программу и оценить ребенка, чтобы он мог получить аттестат. То есть формально школа не отвечает за подготовку к ЕГЭ, она отвечает за получение аттестата.

– Новый министр образования Ольга Васильева ратует за то, чтобы в школы вернули трудовое воспитание. Во времена нашего школьного детства у нас был график дежурства по уборке класса. Почти при каждой школе был пришкольный участок, где дети на практике изучали природоведение и биологию. А нынешние законы привлечение ребенка к труду расценивают как принуждение.

– Я не думаю, что нынешние дети совсем не приучены к труду. Каким-то общественно полезным трудом они все же занимаются. Наши лицеисты, например, взяли под опеку сову в местном зоопарке. Они периодически собирают макулатуру, чтобы на вырученные деньги купить ей корм. Кроме того, мы много лет сотрудничаем с библиотекой Брайля, это у нас социальная практика. Проводим для слепых и инвалидов концерты к праздникам, делаем записи аудиокниг. А по поводу возврата трудового воспитания в прежнем виде: законодательство вряд ли позволит. Ну возобновим мы дежурства в классе. Раньше это было само собой разумеющимся, а сегодня это ж будет лишняя забота для классного руководителя. Возродить-то сложнее, чем сломать. К примеру, Петя сегодня убрался в классе, а Вася завтра не убрался. И что ты сделаешь Васе? Как на него воздействовать? А раз нет наказания, значит, на следующий раз и Петя не будет убираться. Так что система уже нарушена. Вообще, сейчас часто вспоминают то, от чего в свое время отказались. Хотят, например, астрономию в школьный курс вернуть. Может, это и неплохо, но дети-то перегружены и просто физически не будут успевать все делать. Невозможно пол-литровую банку наполнить литром воды.

– После перестройки много было разговоров о том, что школа не обязана воспитывать, это обязанность семьи. Как вы считаете, школа сегодня играет ту же роль в воспитании гражданина, что и в советское время?

– В советской системе много было положительного, спору нет. Я, как и все мои сверстники, был пионером, входил в совет дружины, играл на барабане. И никогда не чувствовал какого-то давления системы или натужности во всем этом. Мы этим жили. В нынешней школе воспитанию тоже придается большое значение, так же, как и раньше, учителя пишут программы воспитательной работы и работы с родителями, но вот система, на мой взгляд, потеряна. Между собой школы связаны очень слабо, почти исчезли межшкольные мероприятия.

– Вы были даже победителем Всероссийского конкурса «Воспитать человека». У вас как у классного руководителя есть какая-то своя воспитательная методика?

– Я бы лучше сказал, что не приемлю. Я классные часы не люблю – как-то это пафосно. А вот беседы на различные темы – это пожалуйста, сколько угодно. Не надо ничего притягивать за уши, типа: давайте сегодня поговорим о ситуации в мире. Воспитание – это жизнь, которая сама в нужное время ставит необходимые задачи. И тут все от личности учителя больше зависит, чем от плана мероприятий. Я смотрю на своих выпускников и вижу, что хорошие люди из них получаются. И это меня радует: значит, все идет как надо.

– Современные дети стали намного свободнее, знают свои права, но не очень дружат с обязанностями. Они зачастую просто издеваются над учителями, провоцируют их на вспышку гнева, снимают это на телефоны и выкладывают в интернет. Учитель вообще сегодня не защищен, особенно молодой специалист. Что делать с этим, на ваш взгляд?

– Если раньше учитель имел право использовать и кнут, и пряник, то сейчас кнута в смысле системы наказаний уже нет. Ну сделал я тебе замечание – ты не отреагировал, ну родителям позвонил, но ничего не изменилось. При любом конфликте учитель все равно будет неправ. Мой коллега как-то вывел девочку за руку из класса за сквернословие. Так она вернулась уже с папой и адвокатом. Трудно сказать, что с этим можно сделать. Это же все равно не массово, хотя и не так уж редко. Единственное спасение, наверное, это личная харизма учителя.

– Но учителей с харизмой в школу приходит ноль целых пять десятых. А остальным-то что делать?

– Либо терпеть, либо бежать из школы – другого выхода я не вижу. К тому же харизма – это результат работы над собой. Школа она ведь не только для учеников школа, она и для учителя место, где выковывается его авторитет, его характер. Помню, пришел в школу в 1992 году, а мне директор говорит: «Вот вам расписание и идите на урок». И в первый раз руководство посетило мой урок только месяца через два. Что я там делал, никого не интересовало, да я и сам сейчас не понимаю. Но что-то, наверное, делал, хотя и впотьмах, на ощупь. Поэтому я и говорю: у меня собственная методика, что придумал, то и сделал, а потом оказалось, что вроде и хорошо работает. Кто-то, может, и ушел бы из школы. В 90-е, когда месяцами нам не платили зарплату, а мы с женой оба педагоги, была такая мысль – уйти. Я начинал работать на Вуктыле, и в первый год там было 13 учителей-мужчин, а уже через год осталось только четверо. Все ушли туда, где можно заработать. Но я домашний человек, работать вахтовым методом вряд ли смог бы. Многие мне тогда говорили: мол, чего сидишь в школе, иди ищи работу с заработком! Но слава богу, все как-то утряслось. Сейчас уже и дети выросли, и есть возможность заработать не только уроками, но и репетиторством.

– Как вы сейчас считаете: вы себя тому делу посвятили?

– Конечно, поначалу это было дело случая. Я и в Сыктывкарский университет поступил по случаю, документы принес за два часа до окончания работы приемной комиссии, потому что в Питере конкурс не прошел. Так же и в школу пришел случайно, а вот получилось, что это судьба. Было время, когда очень хотелось серьезно заняться музыкой, но не получилось себя этому посвятить. Но школа – это универсальное место, там все умения пригождаются, пригодились и мои музыкальные способности.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото из личного архива
Сергея АЛЕШИНА

Оставьте первый комментарий для "Сергей Алешин: «Харизма – это результат работы над собой»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.