Легенды уголовного розыска

Методы работы современные оперативники унаследовали от советских мастеров сыска

5 октября – День работников уголовного розыска, тех самых оперов, о нелегких буднях которых очень часто снимают российские сериалы. Но жизнь настоящих оперативников далека от киношной реальности: погонь, перестрелок и прочих атрибутов боевиков меньше, а вот сложности и ответственности больше. О современных методах сыска «Республике» рассказал начальник «убойного отдела» регионального управления уголовного розыска МВД Ринат Алехин, участвовавший в раскрытии знаменитого дела о трупах на сыктывкарском пляже.

1

 

Наука лихих 90-х

Сейчас Ринат Алехин – сам уже своего рода легенда сыска, пример для молодых оперативников. В 1997 году, когда он только пришел на службу в милицию Сыктывкара, работу начал под руководством знаменитого тогда в Коми сыщика – Сергея Якубова, начальника городского «убойного отдела». Он научил молодых оперов главному – быть честным прежде всего с самим собой. Задачу ставил предельно просто, «по-жегловски»: вор, а уж тем более убийца, насильник, грабитель, должен сидеть в тюрьме.

– Стажировки как таковой у нас не было, времени на раскачку нам не давали, – вспоминает Ринат Алехин. – Учились прямо в деле.

Науку схватывали буквально на лету: в лихие 90-е непростая профессия ошибок не прощала, за промах можно было поплатиться и жизнью. Как-то в начале карьеры был случай, сейчас Ринат Алехин вспоминает его как курьез, но тогда точно было не до смеха.

Начинающий оперативник уголовного розыска Ринат Алехин вместе с напарником проверял притоны. Чтобы побыстрее выполнить задание, милиционеры решили разделиться, хотя действовать в одиночку было категорически запрещено. Ринат пошел на один адрес, его коллега взялся проверить другой.

– Залетаю я в комнату, а там шестеро ранее судимых граждан за столом время проводят. Я, как положено, представился, милиция, мол, – рассказал Ринат Алехин.

Бывшие зэки нежданному визиту стража порядка не обрадовались, решили поговорить «по душам», недовольство выразить: ходят тут всякие, отдыхать мешают. Один из них дверь на засов закрыл, за спиной у гостя встал, чтобы тот не сбежал. Оперативник поначалу значения этому маневру не придал, был уверен, что справится. А потом вдруг осознал, что табельное оружие в кабинете оставил – тут уверенности значительно поубавилось: все-таки не кино, врукопашную с шестью бывшими зэками не справиться. Но не зря зубр сыска Якубов учил: главное оружие сыщика – не кулаки, с людьми надо уметь разговаривать.

Волей-неволей, а пришлось «по душам» беседовать: сейчас сыщик и сам уже не вспомнит, какими байками новым знакомым зубы заговаривал. Но говорил с такой твердостью и уверенностью, будто за дверью не только весь отдел уголовного розыска сигнала ждал, но еще и отряд спецназа в придачу. Почуяли бы уголовники фальшь, может, и не жить молодому старлею, но, видимо, поверили, а тут и напарник с оружием подоспел. В общем, задание выполнили, и урок на всю жизнь остался: правила не просто так придуманы, невыполнение их в прямом смысле смерти подобно.

Риелтор по имени Павлик

Умение говорить с людьми, а точнее, разговорить их – то искусство, без которого не может быть настоящего оперативника. Как пояснил Ринат Алехин, совершение идеального преступления, без улик и свидетелей, возможно лишь в теории. А вот на практике всегда кто-то где-то что-то видел или слышал. Порой одной маленькой детали – номера машины, цвета одежды, всплывшего в разговоре прозвища – достаточно, чтобы выйти на след преступника. Подтверждением тому может служить прогремевшее когда-то в Сыктывкаре «дело о трупах на пляже».

К 2002 году Ринат Алехин и его коллега Ильдар Хуснутдинов уже были опытными оперативниками. Однажды Сергей Якубов отправил их на улицу Парковую, где был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти. Личность потерпевшего удалось быстро установить, оказалось, что жил он в расположенном неподалеку общежитии. В его комнате – явные следы драки: кровь, перевернутая мебель. Хозяин вел асоциальный образ жизни, поэтому оперативники стали выяснять, кто из собутыльников мог с ним расправиться. Тут-то и пригодилось умение разговаривать с людьми. Один из соседей вспомнил, что этот гражданин собирался продать свою комнату в малосемейке, встречался с риелтором по имени Павлик и даже выпивал с ним.

Из оперативных источников стало известно, что в Сыктывкаре действует риелтор, которого даже клиенты по-свойски зовут Павликом, и он уже привлек внимание правоохранителей, засветившись в истории с исчезновением целой семьи – отца и дочери Петровых (фамилия изменена). С двадцатилетней Ириной Петровой Павлик поддерживал близкие отношения. Риелтор был задержан и на допросе признался в том, что расправился с клиентом. По его словам, они сидели вечером, обмывали продажу комнаты, не сошлись в размере комиссионных, хозяин жилья кинулся на гостя с ножом, тот вооружился табуретом и нанес удар по голове. Убивать не хотел, но не рассчитал силу и проломил голову. Поняв, что собутыльник мертв, испугался, вынес труп и спрятал за гаражами.

Когда в квартире риелтора проводили обыск, к нему пришел гость. Увидев милиционеров, попытался скрыться, но его попросили задержаться. Установили, что гражданин был судим за убийство. Мужчина утверждал, что ничего дурного не замышлял, просто зашел к Павлику в гости. Но оперативники заподозрили, что столь разных людей может связывать между собой преступление – а то и не одно. В квартире Павлика были найдены документы убитого владельца малосемейки, а также Ирины Петровой и ее отца. Возникло предположение, что и их тоже нет в живых.

На допросах судимый подельник Павлика признался в совершении преступлений. Оказалось, что Ирина мечтала жить отдельно от отца, да вот квартира была слишком мала, чтобы ее разменять. Сердечный друг Ирины риелтор Павлик предложил выход: квартиру продать, но деньги с отцом не делить, а просто убить его. Соседям сказать, что уехал жить в деревню, а потом переехать в новую квартиру, и все – концы в воду. Ирина сочла план, включающий убийство отца, разумным и согласилась. Да только не подозревала, что Павлик решит убить и ее, чтобы присвоить деньги за жилье. Грязную работу за риелтора сделал его судимый знакомый. Трупы злоумышленники «похоронили» на городском пляже. Там же они закопали и третьего своего подельника, который возмутился безжалостной расправой с Петровыми. Все три трупа правоохранители нашли в песке на городском пляже.

До суда риелтор Павлик не дожил: покончил с собой в СИЗО. А вот его подельник получил заслуженное наказание.

Расправа с ночной бабочкой

Сейчас возможности оперативников расширились: есть мобильные телефоны с незаменимым в сыскном деле списком контактов, есть личные страницы потерпевших в соцсетях, где порой столько информации, что у соседей и знакомых за месяц не соберешь, есть электронная почта со всеми входящими-исходящими сообщениями. Но по-прежнему без живого человеческого общения не обойтись.

12 сентября этого года в квартире одного из домов Усинска был обнаружен труп 33-летней женщины с множественными ножевыми ранениями. Тревогу забила подруга потерпевшей, которая два дня не получала от нее вестей, хотя обычно созванивались ежедневно. Когда вскрыли дверь, в ванной обнаружили тело хозяйки.

Подруга потерпевшей рассказала, что та приехала в нефтяную столицу Коми из другого региона России пять лет назад, оказывала жителям города и вахтовикам интимные услуги. «Крыши» у нее не было, работала одна и ради безопасности только по предоплате: с наличными не связывалась – клиент должен был перевести деньги на ее счет, только после этого получал услуги. После столь подробного описания обычаев жрицы любви найти ее убийцу было, как говорится, делом техники. По версии правоохранителей, расправился с несчастной женщиной ее последний клиент. Убийца попытался замести следы, забрал телефон жертвы, надеясь, что это помешает установить ее контакты. Но сыщики выяснили, кто перевел последнюю сумму на счет представительницы древнейшей профессии. Оказалось, что деньги поступили со счета вахтовика, который почему-то спешно уволился и уехал домой – в один из южных регионов России. Задержали подозреваемого на вокзале в Москве, где он ждал поезд в родные края.

Задержанный признался, что убил женщину. Поводом якобы стал бытовой конфликт: после приятного времяпрепровождения клиент пошел принять душ, а хозяйка, зайдя в ванную, укорила, что он льет слишком много воды. Далее разговор перешел на личности, коснулся национальности гостя, и тот не стерпел – схватил нож и стал наносить удары. Впрочем, вряд ли содеянное можно объяснить только взрывом ярости: после совершения преступления злодей нашел способ еще и обчистить счет жрицы любви – тот самый, на который перевел ей деньги.

В роли наемника

Как бы скептически ни относились настоящие оперативники к киношным «коллегам», они не могут не испытывать к ним определенной симпатии – профессии актера и сыщика в чем-то сходны. Каждый день оперу приходится играть какую-то роль – то он добрый полицейский, то злой, а то и вовсе матерый бандит. Не раз, например, сотрудникам уголовного розыска приходилось выступать в роли наемных убийц – для тех граждан, которые планируют нанять киллера для недруга.

Об этом виде оперативно-разыскных мероприятий Ринат Алехин рассказывает неохотно – должны оставаться какие-то секреты «профессионального мастерства». Но даже по его скупым замечаниям ясно, что молодых оперов на такие операции не отправляют, посылают людей с опытом. Ни грима, ни татуировок, ни прочей тюремной экзотики – чем больше естественности, тем больше доверия вызывает «наемник» у заказчика. А уж припомнить и изобразить повадки уголовника для настоящих оперативников несложно – слишком часто они видят бандитов и убийц в жизни.

Как рассказал Ринат Алехин, «убойный отдел» – это не просто коллеги и единомышленники, это почти семья, где каждый готов прийти на помощь другому, где самые разные по характеру и темпераменту люди делают одно общее дело. И как в каждой семье, есть в отделе и свои традиции. Одна из них связана именно с 5 октября: свой профессиональный праздник сыщики каждый год отмечают вместе. Поздравления в этот день получают не только действующие сотрудники, но и ветераны уголовного розыска – те самые легендарные сыщики, которые передавали и передают знания и опыт нынешним операм.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Легенды уголовного розыска"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.