Ижемцы отпраздновали самые веселые день и ночь в году
2 июля Ижма отгуляла традиционный народный праздник «Луд». День выдался не по-северному жарким, но по-ижемски ярким, веселым и хлебосольным. Как прошел возрожденный и ставший регулярным в 2004 году «Луд», наблюдала журналист «Республики».
В пятницу, накануне праздника, Ижму можно было принять за один из поселков Краснодарского края где-то в районе Анапы: ошеломляющая жара, ветер с песком вперемешку, редкая тень от сосен и ив, по набережной гуляет молодежь с мороженым. В утро «Луда» сходства с Краснодарским краем добавили было многочисленные шашлычники, обосновавшиеся на центральных улицах села, но уже к десяти часам тут и там замелькали яркие шали, по пыльной траве заскользили подолы сарафанов. Буквально на каждом углу появились макеты чумов, нарты, пимы на прилавках, оленьи рога и шкуры, различные изображения оленей, колбаса из оленины. Живых оленей, правда, замечено не было, но и без того было ясно: это север и до тундры рукой подать.
По наблюдениям журналиста «Республики», в национальные костюмы в этот день нарядилось как минимум тридцать процентов женщин, находящихся в селе. Одна из нарядных ижемок поведала, что если костюм «правильный», из натурального шелка, то ходить в нем по жаре очень даже комфортно. Но, по ее словам, далеко не все землячки блюдут традиции и шьют костюмы из дорогих натуральных тканей, а берут синтетику, потому и мучаются. Дамы в ярких сарафанах и блузах, пошитых явно из портьерного искусственного «бархата» и «атласа» действительно попадались, но и они изо всех сил держались величественно и плавали по улицам павами.
Центральные улицы по случаю праздника были перекрыты для машин и превратились в ярмарочно-выставочные комплексы. В траве вокруг старой избы появилась целая компания пугал, через дорогу на печке-буржуйке жарили рыбные котлеты, по диагонали торговали копченой рыбой, а по соседству выставили старинные рамы и зеркала. С полдюжины ижемок в сарафанах, сидя на лавочке, дружно вязали и пели о крестьянской доле, а в нескольких метрах народ на счастье фотографировался с фигурами овцы и ягненка, садился в стоящую прямо на асфальте лодку, ощупывал шкурки куниц и лис, висящие у входа в чум. Солидное место выделили под благотворительную ярмарку-барахолку, торговавшую для сбора средств в помощь тяжело больной жительнице района.
Неожиданно обнаружилось, что наряду с оленями и старинными домами достопримечательностью Ижмы считается и самолет, несколько лет назад аварийно приземлившийся на закрытую взлетную полосу села. Самолет давно улетел, но его изображения встречались там и тут: на сувенирных магнитиках, фотографиях, и даже на выставленной на улице картине местной художницы была изображена легендарная аварийная посадка.
Один из постояльцев переполненной гостиницы, ошеломленный происходящим, допытывался у ее сотрудницы, что здесь творится: «Луд»? А что это такое?»
– Понимаете, в каждом селе есть свои летние праздники. У нас «Луд», – несколько затруднилась с ответом ижемка. – Те коммерсанты, что про него знают, приезжают торговать, так что у нас каждое лето в эти дни мест нет.
Впрочем, большую часть приезжих составляли, видимо, не коммерсанты, а те, кто прибыл погулять на празднике. Развлечение с работой совмещала правительственная делегация во главе с Сергеем Гапликовым, побывавшим на главном ижемском гулянье впервые. В выходные врио главы, министры, председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева заодно успели проинспектировать несколько социальных и производственных объектов, поучаствовать в общественных слушаниях программы развития района и, конечно, пообщаться с населением.
На «Луде» львиная доля внимания досталась мужской части делегации. Наиболее часто в хоровод, национальные игры, угощения и песнопения вовлекали Сергея Гапликова, министра массовых коммуникаций, информатизации и связи Михаила Порядина и министра имущественных и земельных отношений Александра Сажина. Все трое участвовали в веселой праздничной повинности охотно, а Михаил Порядин и Александр Сажин даже по максимуму оттанцевали «Ижемские ворота» – весьма продолжительное хореографическое шествие по всему селу. Мужчин-ижемцев в этом традиционном этнопараде участвовало немного.
– Хочу поблагодарить вас за бережное отношение к традициям, за любовь к своей земле, за удивительное отношение к гостям, которые из года в год больше и больше приезжают в Ижму, любуются ею, радуются вместе с вами и увозят с собой частичку добра и благодати ижемской земли, – обратился к гостям и участникам праздника Сергей Гапликов. – Хочу пожелать в этот день вам мира, добра, процветания, нашей любимой республике возрождения, а нашему народу комфортной и долгой счастливой жизни.
Очень активно в «Луде» участвовали дети, которые и танцевали на берегу реки, и пели, с интересом разглядывали и трогали старинную утварь и просто играли. Многие юные ижемцы тоже были наряжены в национальные костюмы, другим в этот день некоторое время пришлось походить в спортивной форме: на празднике демонстрировались достижения местной молодежи в национальных состязаниях, прыжках через нарты, метании тынзяна (аркана) на хорей, беге на лыжероллерах.
К пяти часам вечера ярмарка потихоньку начала сворачиваться, чумы демонтировали, подходило время другой традиционной летней забавы ижемцев – конно-спортивных соревнований.
Состязания эти проходят на левом берегу Ижмы, на лугу неподалеку от переправы. От центра села сюда добираться пешком далековато, и на машине немного проблемно: на узком понтонном мосту, предназначенном только для легковых автомобилей, за полчаса до скачек все смешалось – машины медленно шли вперемешку с конными всадниками и лошадьми, запряженными в легкие беговые коляски.
Зрителей на скачки собралось немало, причем большинство из них ездят на заречный луг уже не первый год.
– Сам я из Диюра, а сюда уже лет десять приезжаю, – рассказал журналисту «Республики» один из зрителей. – Интересно, конечно, но раньше было куда лучше: чуть ли не с каждого двора по лошади выставляли – из обычных, рабочих. Вот представляете, как рванет сразу полсотни лошадей! А потом некоторые стали коней держать только для скачек. Ну хобби у них такое. Кто-то марки коллекционирует, а кто-то лошадь не для работы заводит, а только для выступления, жеребенка подходящего выбирает, тренирует его. И получилось так, что побеждать из года в год начали кони одних и тех же хозяев, а другим стало выступать неинтересно.
Несмотря на вышесказанное, интрига в соревнованиях все же сохранялась, из-за лошадиных капризов или «семейных обстоятельств». За одной вышедшей на старт кобылой увязался ее жеребенок, другой конь краем глаза заметил свою даму сердца и, несмотря на приказы всадника, тут же к ней свернул. Учитывая, что в том заезде было только два участника, второй проскакал всю дистанцию в гордом одиночестве.
Ведущий конных состязаний, глядя на это, рассыпался в комплиментах меринам, которые «больше не знают, что такое любовь, и их ничто не отвлекает от спорта».
В семь часов вечера на понтонном мосту снова образовалась машинно-лошадиная толчея, люди перебирались обратно в Ижму, чтобы посмотреть на шествие «Ижемские ворота» или поучаствовать в нем. Женщин в национальных костюмах стало даже больше, чем днем. Опаздывающая к началу шествия юная особа летела по улице во весь дух, из-под поднятого повыше ради скорости перемещения сарафана мелькали джинсы и туфли-балетки. Наконец сельчане собрались, выстроились и пошли. Ровные ряды превращались в цепочки, с четкой периодичностью от этих цепочек отделялась держащаяся за руки пара, которая и превращалась в «ворота», через которые проходили другие участники шествия, чтобы потом тоже стать «воротами», пройти через которые – значит очиститься от всех бед.
В первых рядах «Ижемских ворот» сначала шел Сергей Гапликов, но потом он временно покинул гулянье и вернулся на него примерно час спустя. В какой-то момент активнее всех гостей «хороводили» в шествии депутаты Госсовета. В том числе и Игорь Терентьев, который, будучи уроженцем района, счел необходимым облачиться в народную рубаху с узорным поясом. Михаил Порядин оказался на празднике впервые, тем не менее принцип движения в шествии усвоил сразу и «строил ворота» весьма уверенно.
Таким образом местные жители и гости праздника кто дотанцевал, а кто просто дошел до окраины села, откуда их подвезли до переправы. И снова на понтонном мосту стало очень многолюдно.
А дальше началось то, что и является тем самым традиционным «Лудом» – гуляньем на лугу, которое устраивали ижемцы в летние ночи, когда на улице и светло, и тепло, настают дни сенокоса, а пока еще есть время погулять, попить сур, поесть ухи из свежевыловленной рыбы, женщинам похвалиться нарядами, а парням присмотреть невест. Всю короткую летнюю ночь Ижма гуляла так, как, наверное, в городах гуляют лишь в Новый год – от души и с размахом.
Анна Потехина
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "По главной улице с «воротами»"