Владимир Аникиенко: «Кроссфит – это спорт, открытый для всех»

Людей, которые стремятся вести здоровый образ жизни, становится все больше. Однако многим претят скучные и однообразные тренировки. Кроссфит – это название все чаще на слуху. Новая спортивная дисциплина дает возможность разнообразить занятия и развиваться всесторонне. Она основана на множестве разных упражнений, включая лазание по канатам, бег, силовые сеты и другое. Мы пообщались с одним из лидеров сыктывкарского кроссфит-движения Владимиром Аникиенко, чтобы узнать об особенностях этого вида спорта и перспективах его развития в Коми.

IMG_8449_Владимир Аникиенко

– Основная фишка кроссфита в чем? Это могут быть даже гонки на велосипедах, но обязательно несколько дисциплин подряд, то есть после спортсмены должны еще подтянуться, побегать?

– Смысл не в том, что можно поездить на велосипеде, потом поскакать на скакалке и сказать, что ты занимаешься кроссфитом. Все-таки мы говорим о полноценном физическом развитии человека. О том, чтобы человек мог в жизни справиться с ситуацией, которая требует различных физических качеств. Банально поднять и перенести что-то дома, на даче.

Пробежаться куда-то двести-триста метров за автобусом или с ребенком в футбол поиграть. Чтобы человек не говорил: «Не могу, устаю через минуту».

Такие цели для нас важны и близки. Поэтому мы немножко бегаем, занимаемся гимнастикой, веса поднимаем. В начальной группе как минимум научим человека подтянуться на турнике, мало ли куда-то на забор надо будет залезть. Освоим базовые движения из пауэрлифтинга и тяжелой атлетики, конечно, с не значительными весами. Бывает, в шутку спрашивают, мол, понадобится ли человеку в офисе это. Стойка на руках, допустим, или приседания пистолетиком. Это движения на координацию и баланс, которые в жизни могут пригодиться. Зимой, банально поскользнувшись, человек подготовленный упадет и не расшибется.

– Но есть ведь и люди, которые занимаются на профессиональном уровне?

– Да, и у нас есть группа ребят, ставящих высокие цели. Они тренируются отдельно, готовятся и выступают даже на чемпионатах России.

– Как давно этот вид спорта развивается в Коми?

– У нас люди стали заниматься где-то с 2010 года, а вообще в России – с середины нулевых. К нам в леса это долго добиралось (с улыбкой). Основные города, где кроссфит активно развивается,  конечно, Сыктывкар и Ухта.

– Вас чем зацепил кроссфит?

– Мы в клубе занимались историческим фехтованием. Это тяжело, бои в доспехах. Нужна была хорошая физподготовка. В Москве у нас есть знакомые, которые на то время уже открыли два зала для кроссфита. Я у них побывал, и мне понравилось это направление. Вот увидели, можно сказать, заразились идеей и начали развивать здесь. Сначала арендовали в школе зал, потом стали расширяться.

– Зал насколько специфичен?

– С этим была сложность. Однозначно нужен высокий зал. От четырех с половиной метров, потому что у нас есть и канаты, и кольца. Надо, чтобы были крепкие полы, потому что работаем со штангами, которые часто падают.

– Как проходят тренировки? В качестве разминки вы вскарабкиваетесь по канату или как это происходит?

– Особенность в том, что у нас есть обязательное изучение определенного навыка. Для большинства людей проблема не то что на канат залезть, а они и подтянуться не могут.

Поэтому мы точечно развиваем человека так, чтобы он был способен это сделать и в дальнейшем смог заниматься в группе. Есть обязательная разминка, центральная часть тренировки – это комплекс упражнений Workout of the Day (тренировки дня). Он достаточно разнообразен. Это может быть работа над силовым блоком, короткие комплексы с двумя-тремя упражнениями, которые нужно сделать максимально быстро. Сами комплексы не слепо вариативны, потому что если размазать упражнения, как кашу по тарелке, то сложно получить результат. Делается блок – три недели мы подводим человека и отслеживаем рост его силовых показателей. Потом идут тренировки с длительными циклами, прорабатываем выносливость. В конце этого комплекса делаем проверку выносливости.

– У вас на страничке «ВКонтакте» даже есть сертификат тренера по кроссфиту. Насколько трудно было его получить?

– Да, я сертифицированный тренер по кроссфиту. Работал спасателем, изучал физиологию, занимаюсь самообразованием, читаю книги по теме. Поэтому получить его мне было несложно. Двухдневные экзамены устраивает головной офис кроссфита, специалисты которого приезжали в Москву на сертификацию. У руководства этого направления есть определенное видение того, каким должно быть питание спортсменов, как должны отрабатываться движения, как соблюдается безопасность во время их выполнения. Очень большой блок посвящен техническим действиям из тяжелой атлетики, гимнастики. Тому, как оценить, что человек выполняет с ошибкой, как помочь ее исправить.

– Я видел, как проходят соревнования, и мне показалось, что кроссфит – это вообще некая субкультура. Ребята по-особенному одеваются, общаются.

– Для нас важно не готовить людей к поднятию экстремальных весов и воспитывать олимпийских чемпионов, а создать как раз комьюнити вокруг этого. То есть люди объединены общей идеей, они общаются, дружат. У нас не так, что один человек пришел в зал, подкачался и ушел. Люди тренируются в группе, есть выезды на природу, большое внимание уделяется социализации. Спорт для нас не только физические перемены. Мы этим не ограничиваемся. Но и нельзя сказать, что у нас субкультура за ЗОЖ, потому что мы не секта и не вправе на кого-то давить и говорить: «Прекрати есть жирное». Мы не ставим жестких рамок, можем дать совет, а также создаем приятное общение в кругу заинтересованных людей.

– Насколько легко влиться в вашу тусовку? Как часто к вам приходят новички?

– Сразу скажу, что влиться в нашу тусовку легко (с улыбкой). Нет никаких вступительных экзаменов. Если хочет человек попробовать, то, пожалуйста, по воскресеньям открытые бесплатные тренировки, куда любой может прийти и посмотреть, что это и для чего. Может прийти человек, который вообще спортом никогда не занимался. Новички приходят часто. Кто-то просто от скуки или одиночества, а кому-то надоедают однообразные тренировки в обычной «тренажерке». У них сразу расширяется круг общения. Новички заниматься начинают потихоньку, с минимальными весами. Тренировки хоть и групповые, но человек на первых порах не в общей группе, а немножко в стороне. Мы подводим его к тем движениям, которые потом ему помогут выполнять общие задания со всеми.

– Я слышал, что у кроссфитеров какая-то особая диета.

– Головной офис кроссфита рекомендует палеодиету. Она не для России. Если смотреть по ингредиентам, которые предлагаются в рационе, то там есть такие продукты, которые нам достаточно сложно достать вообще. Прописан отказ от молочной пищи. Для северного человека, для россиянина, по-моему, это привычная и хорошо усваиваемая пища. То есть нельзя просто взять диету успешного американского атлета и сказать, что она здесь пойдет на ура. Конечно, есть там и полезные рекомендации: содержание белков, углеводов, жиров и их распределение в течение дня. Опять же все это нужно адаптировать под наши продукты.

– Какое питание рекомендуете? Строгие запреты есть?

– Если обобщить, то мы предлагаем низкоуглеводную диету. Нет полного запрета на жиры, но рекомендуем уменьшать количество животных жиров, а в жирах растительного происхождения себя не ограничиваем. Вообще, диета очень индивидуальна. Рекомендуется питаться чаще, небольшими порциями, во второй половине дня или перед сном минимизировать количество углеводов.

– В США есть такие знаменитые кроссфит-спортсмены, как Рич Фронинг, у которого сотни тысяч подписчиков в инстаграм. У нас в России есть вообще кроссфит-звезды?

– Есть Оксана Сливенко. Она чемпионка мира по тяжелой атлетике. Сейчас перешла в кроссфит, и она в личном зачете и в командных в Европе, можно сказать, в топе. На мировой арене Оксана среди пятидесяти лучших, а для России она топ-спортсменка. Среди мужчин у нас тоже есть известные атлеты.

– Кроссфит – это всерьез и надолго или модное веяние, на смену которому придет что-то другое?

– Сложно сказать. Когда появился бодибилдинг, то это выросло в определенную субкультуру со своими целями и задачами, была поставлена во главу угла красота тела. Бодибилдинг тоже сложно развивался, но потом люди поняли, для чего это. У нас подход к фитнесу совсем с другой стороны. Направление однозначно будет востребовано у людей, нуждающихся в такого рода подготовке. Это силовые структуры, например. К нам приходят тренироваться и ребята из МВД, и борцы смешанных единоборств. Им это нужно, им это пригождается.

Другие приходят просто потусоваться. Если смотреть, как это развивается в Европе и Америке, то мы отстаем лет на десять-пятнадцать. Если у них это движение только вверх идет, то не думаю, что у нас будет спад.

– Какие планы по развитию? Может, создадите федерацию?

– Есть Федерация функционального многоборья России, есть ее отделение у нас в регионе. Мы туда входим. Это единственная федерация, от которой есть реальная поддержка. Планы по развитию у нас пока локальные – открыть группу для молодежи в клубе и доносить до жителей понимание, что такое кроссфит.

– Кроссфит в Коми выйдет на новый уровень в обозримом будущем?

– Чем больше людей будут знать, тем больше будет желающих попробовать. Если в Сыктывкаре у любого спросить, что такое кроссфит, то девяносто девять процентов людей скажут, что не знают. Если задать такой вопрос в крупном городе, где это бомбят и постоянно устраивают мероприятия, там как минимум каждый второй-третий знает. Появляется много желающих попробовать. Из них часть остается. Очень многое зависит от того, как преподать это населению.

Ярослав СЕВРУК
Фото автора

IMG_8472 IMG_8461_Владимир Аникиенко (11)

Оставьте первый комментарий для "Владимир Аникиенко: «Кроссфит – это спорт, открытый для всех»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.