Национальный музей получил в дар коллекцию Якова Вундера
Беспрецедентный дар принял в свой профессиональный праздник Национальный музей Республики Коми: коллекцию работ воркутинского художника Якова Вундера. Такой бесценный подарок музею преподнесли от имени воркутинских геологов министр промышленности, транспорта и энергетики РК Николай Герасимов и генеральный директор горногеологической компании «Миреко» Владимир Терешко.
Яков Вундер не нуждается в особых представлениях. До недавнего времени в заполярной Воркуте, пожалуй, не было человека, который не знал бы имя этого талантливого художника. Слава о Якове Вундере в 1950-70-е годы перешагнула границы Коми края. Пятьдесят лет назад жизнь художника оборвал трагический случай, но работы мастера как истинно талантливые избежали забвения.
В заполярную Воркуту Яков Вундер попал в ноябре 1942 года, будучи осужденным по 58-й статье на десть лет лагерей. В Воркуту он практически шагнул из ссылки, в которую, как и многие немцы Поволжья, был эвакуирован в 1941 году. Место ссылки – Казахстан, город Атвассар, где Вундер работал художником в клубе строителей. В его задачу входило распространение наглядной агитации, в том числе создание портретов вождей. Однажды кому-то из его коллег почудилось, что в складках рукава на портрете «великого кормчего» художник поместил свастику. Эта история и привела Вундера в воркутинский лагерь.
От духовного истощения мастера спас Воркутинский музыкально-драматический театр, который, как известно, и был рожден в недрах ГУЛАГа, где Вундер и во время заключения, и после работал художником-постановщиком и где, кстати, познакомился со своей будущей женой Марией.
В 1955 году Яков Вундер перешел работать в Воркутинскую геофизическую экспедицию. Возможность принимать участие в экспедициях в качестве художника-фотографа открыла для него второе дыхание, его душа жаждала новых впечатлений. В итоге этих десятилетних творческо-геологических экспедиций и родились работы, составившие большую часть творческого наследия художника. Он писал тундру, Карское море, Уральские горы, Югорский Шар, Вашуткины озера, быт и будни геологов. Работал в графике и в живописи и, что примечательно, порой писал акварелью непосредственно на местах. Специалисты отмечают: по его работам можно создавать топонимику края. Что уж говорить о его бесценных фотографиях, которые, как отметил во время пресс-конференции Николай Герасимов, по наполненности и неповторимости ничем не уступают графике и живописи мастера.
Рассказал министр промышленности и о том, как, собственно, к геологам попала эта богатейшая коллекция.
В советские времена выезжающая на постоянное место жительства в Германию дочь Якова Яковлевича Татьяна каким-то чудом умудрилась вывезти работы отца. С этими работами дочь художника прожила не один десяток лет, после чего решила расстаться с ними, продав их «Полярноуралгеологии».
– Мне действительно повезло услышать это предложение от Татьяны, она долго не решалась расстаться с работами отца, не хотела выпускать из рук эту коллекцию и Воркута. Но геологи решили, что коллекция должна осесть в Национальном музее республики, так как она принадлежит региону. И эту коллекцию сопровождает еще гигантская коллекция фотопленок-негативов, Вундер был одним из лучших фотографов того времени. Но мы постеснялись дарить негативы в «неразобранном» виде, планируем за лето обработать их в Питере и додарить к 17 октября, к дню рождения музея, – сообщил Николай Герасимов, к радости директора музея Ирины Котылевой.
К знаковым моментам отнес Николай Герасимов присутствие на презентации ветерана воркутинской геологической школы, легендарного геолога Юрия Владимировича Жукова, который в 1966 году и возглавлял партию, оказавшуюся последней для художника. Яков Вундер и геофизик-радиометрист Потапов погибли, сплавляясь по реке Кажим. В те дни стояла нелетная погода, и, чтобы не терять время в ожидании вертолета, Вундер со товарищи решили сплавиться на резиновой лодке.
Легендарный геолог также поделился своими воспоминаниями о художнике:
– Я занимался геологией, он был фотографом и художником, и тем не менее было видно, что Якова Яковлевича интересовали наши проблемы. Он вообще очень серьезно относился к своей работе, как и ко всему, что его окружало. Однажды на берег Карского моря была выброшена деревянная шхуна, и военные из Амдермы, совершая поездку на быстроходной барже, хотели ее сжечь, но Вундер встал на защиту шхуны и не дал этого сделать.
Иначе как чудесным совпадением сам факт дарения назвать трудно. В планах работы Национального музея в этом году намечена выставка, посвященная геологии. В экспозиции найдет отражение история отрасли, люди, события. И практически в тот момент, когда музейщики решали, как лучше показать пространство, где происходили геологические исследования, и пришло сообщение о том, что музей получит в дар бесценную коллекцию Вундера, работы которой как нельзя лучше рассказывают и показывают то, что видели своими глазами первопроходцы Севера.
Марина Щербинина
Фото Виктора Порохни
Оставьте первый комментарий для "Культуре Коми – от геологов"