Русских и зарубежных гениев услышит зритель «Сыктывкарса тулыс»
С 23 мая в Государственном театре оперы и балета Коми начинается ХХVI Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Фестиваль, по заверениям его устроителей, пройдет в ином, не совсем традиционном формате.
Как отметил на встрече с журналистами директор театра Дмитрий Степанов, планка в этом году задана весьма высокая. В первые же фестивальные дни зритель увидит две премьеры: оперу великого Джакомо Пуччини «Тоска» и вечер одноактных балетов: «Жизнь как день» и «Вальпургиева ночь».
Главный режиссер театра, постановщик оперы «Тоска» Илья Можайский все карты по поводу «Тоски» раскрывать не стал. Он поведал, что опера уже когда-то ставилась в театре Ией Бобраковой, но время изменилось, ему хотелось найти новое интересное решение. После кропотливой работы с художником театра Юрием Самодуровым был найден некий сценографический ход, от которого и оттолкнулся режиссер, ставящий психологически сложный материал.
– В оформлении мы пошли по пути жесткого решения, учитывая, что эта опера с большими, сильными эмоциями, – подчеркнул он.
За время работы над «Тоской» определились два сильных состава. На сдаче спектакля, которая пройдет накануне открытия фестиваля, партию Флории Тоски будет петь новая солистка театра, лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева, партию Марио Каварадосси исполнит солист нашего театра Анатолий Журавлев. На фестивальном показе роль пылкого и свободолюбивого художника исполнит один из лучших теноров России, солист Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – Чингис Аюшеев. Шефа жандармской полиции Скарпиа в первом варианте будет петь солист театра Алексей Петров, а на фестивале – уроженец Коми, народный артист страны, лауреат Государственной премии России, лауреат всероссийских и международных конкурсов Владимир Ванеев.
Известный бас приезжает не один, а привозит на фестиваль своих учеников, молодых артистов, студентов Международной академии музыки Елены Образцовой. Воспитанники Ванеева будут исполнять главные партии в оперном спектакле «Иоланта» Петра Чайковского, поставленного Ией Бобраковой. По замыслу Ильи Можайского и Владимира Ванеева участие студентов в фестивале может стать почином для дальнейшего сотрудничества и привлечения кадров в театр оперы и балета. Дирижировать оперой будет хорошо известный сыктывкарскому зрителю маэстро из Санкт-Петербурга Аркадий Штейнлухт.
Вторая премьера – вечер одноактных балетов – реализуется при поддержке гранта главы Коми в области театрального искусства и концертной деятельности. Хореография и постановка – кандидата культурологии Натальи Терентьевой.
На встрече с журналистами балетмейстер-постановщик рассказала, что, приезжая в четвертый раз для работы с артистами балета в Сыктывкар, она все время застает труппу в разном численном составе. Но на сей раз, как подчеркнула Наталья Терентьева, она застала самый расширенный коллектив, «очень приличных, разных по складу, но единых по стилю» артистов.
– Балет – это огромный труд. Артист балета начинает танцевать с 10 лет, чтобы выучиться на профессию. В 18 приходит в театр, где все начинается сначала, в труппе начинается совсем другая работа. В театре судьбы артистов складываются по-разному. Либо ты утверждаешься в какой-либо роли и ты – солист, либо ты артист кордебалета. И так – до глубокой пенсии, которая наступает через 15 лет. За эти 15 лет балетные проходят огромный творческий путь. Спектакль «Жизнь как день» – именно про балетную труппу вашего театра. Про закрытую жизнь в этой труппе, в которую не допускаются посторонние. Все балетные труппы похожи друг на друга, и все, что происходит в них, очень схоже. Тем не менее у вас самобытный коллектив, есть хороший костяк, и есть только что пришедшая молодежь. В этом спектакле никто не останется за кулисами, на сцену выйдут абсолютно все, вся труппа объединена одним замыслом, – пообещала балетмейстер.
По поводу «Вальпургиевой ночи» (хореография Леонида Лавровского) Наталья Терентьева заметила, что этот спектакль, который является шедевром хореографического искусства, идет на сцене очень многих театров, как российских, так и ближнего и дальнего зарубежья. Постановка в республиканском театре адаптирована под конкретную труппу.
28 мая – праздник для поклонников симфонической музыки и исполнительской культуры. В этот день в театре состоится симфонический концерт в двух отделениях: «Русский гений. Отражение вечности». Поначалу планировалось, что это будет концерт сугубо по произведениям Петра Чайковского, но от приглашенного солиста Владимира Овчинникова (фортепиано) поступило предложение провести концерт «двух гениев», учитывая, что нынешний год проходит под знаком 125-летия Сергея Прокофьева. В результате первое отделение будет состоять из произведений Прокофьева, а во втором будет исполнен концерт №1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор Петра Чайковского.
Владимир Овчинников является народным артистом России, лауреатом международных конкурсов, которого приглашают ведущие оркестры мира. Как отметил главный дирижер театра Азат Максутов, музыканта такого уровня театр еще не приглашал.
– Мы взволнованы и переживаем момент первой встречи с мастером. Впервые мы участвуем в таком амбициозном проекте и счастливы, что маэстро нашел два дня в своем безумно плотном графике, чтобы приехать в Сыктывкар. Для города это огромное культурное событие, – эмоционально заключил Азат Максутов.
Балет «Лебединое озеро», который практически постоянно проходит в рамках «Сыктывкарса тулыс», зрители увидят на следующий день после концерта. Для исполнения главных партий приглашены солисты из Московского академического театра им Станиславского и Немировича-Данченко. Одетту-Одиллию будет танцевать дипломант международного конкурса артистов балета и хореографов Наталья Клейменова, а принца Зигфрида – лауреат международных конкурсов Дмитрий Петров. За дирижерским пультом будет работать маэстро, хорошо сегодня известный как в России, так и за рубежом Михаил Леонтьев.
Впервые сыктывкарский зритель увидит обновленную оперу «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини. Напомним, реставрацию сыктывкарской версии спектакля провел Илья Можайский, по сути поставив оперу заново. Обновленный спектакль с новыми декорациями был более 30 раз представлен на разных сценах Великобритании. Часть декорации по требованию продюсера была оставлена на месте, поэтому сегодня в цехах театра идет спешная работа по их изготовлению. Вообще все цеха, как отметил Илья Можайский, работают на пределе.
Больше всего хлопот у пошивочного цеха, который должен «одеть» и «Тоску», и новых солистов «Иоланты».
Партию главной героини в спектакле «Чио-Чио-сан» исполнит также уроженка Коми, а ныне солистка театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Ольга Георгиева. Она же будет исполнять в Сыктывкаре и партию Флории Тоски.
При упоминании об Ольге Георгиевой Илья Можайский сделал лирическое отступление, отметив, что он все больше и больше поражается, какое количество талантливых кадров, работающих сегодня в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Европы, «выпорхнуло из Республики Коми».
– Нам, например, очень помогает и наш коуч (специалист по произношению вокального текста) концертмейстер Мария Ляшева, сыктывкарка, ныне проживающая в Италии. Мария прекрасно знает переводы, владеет музыкальной драматургией. Она будет помогать нам не только в «Тоске», но и во французском варианте «Кармен».
На партию Бенджамина Пинкертона в «Чио-Чио-сан» приглашен тот же солист, который работал с труппой из Коми в Великобритании, итальянец Анжело Фьоре, голос которого считается одним из самых красивых в Европе. Режиссер также отметил отличную работу хора – и в этом спектакле в частности, и вообще во всех оперных постановках театра.
Дирижер оперы – Азат Максутов.
Еще один «крупный» гость фестиваля – пермский театр «Балет Евгения Панфилова». В программе театра – вечер одноактных балетов на музыку классических и современных композиторов. «Глазами клоуна» – балет на музыку Иоганна Себастьяна Баха, Альберта Шнитке, идея и хореография принадлежит Алексею Расторгуеву. Балет «Casting-off» («Отражение») – лауреат национальной премии «Золотая маска» на музыку Владимира Мартынова, группы «Les Reines Prochaines», Александра Вертинского. Идея, хореография, постановка принадлежат лауреату премии имени Евгения Панфилова Ларисе Александровой.
Весьма частый участник фестиваля – опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Как отметил Илья Можайский, по его мнению, это одна из лучших работ Ии Бобраковой.
В нынешнем сезоне зритель увидит абсолютно новый состав спектакля, в который вводятся молодые солисты театра.
Роль Фигаро в спектакле исполнит солист театра Андрей Ковалев, графа Альмавива – партию колоратурного тенора – также солист театра Борис Калашников.
Партию Розины будет исполнять лауреат международного конкурса и театрального конкурса имени Ермолина, как отметил режиссер, одна из лучших актрис театра Галина Маликова. По словам Ильи Можайского, изначально композитор писал эту партию на колоратурное меццо-сопрано, но здесь, как и во многих театрах, партия исполнялась колоратурным сопрано.
– Мы возвращаемся к «меццо», опера сложнейшая, в ней сплошные колоратуры, которые нужно спеть низкому голосу. Россини вообще сложный композитор, его знаменитые оперы – «Итальянка в Алжире», «Золушка» – написаны в том числе и для колоратуры меццо. То, что мы поднимаем планку, возвращаясь к классическим канонам, свидетельствует о том, что театр развивается. Работа над спектаклем идет дружно, наша задача сделать озорной, легкий спектакль, чтобы зритель получил колоссальное удовольствие. Очень надеюсь, что весь фестиваль «Сыктывкарса тулыс» пройдет на одном дыхании, а для театра это будет еще один мощный рывок вперед, – заключил он.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова
Оставьте первый комментарий для "Театральная переменка"