Историк Михаил Рогачев рассказал сыктывкарцам о местном купечестве
Очередная познавательная прогулка «Пешком по Усть-Сысольску», организованная Коми отделением Российского общества «Мемориал» и историком Михаилом Рогачевым, была посвящена купечеству. Вклад усть-сысольских купцов в жизнь города трудно переоценить. Более того, если бы не они, Усть-Сысольск, а впоследствии Сыктывкар мог бы вообще никогда не стать городом.
«Лоббисты» Сухановы
Появлением на карте города Усть-Сысольска мы обязаны купцам Сухановым. Это, безусловно, был самый знаменитый купеческий род и фактически первая купеческая семья этого города. Хотя, по словам Михаила Рогачева, они были приезжими, а как предприниматели выдвинулись еще в конце XVII века на оптовой торговле мехами и хлебом. К XVIII веку это была довольно крупная купеческая семья, вот только приписаны они были не к Усть-Сысольску, а к Яренску и Сольвычегодску. До 1780 года Усть-Сысольск был погостом, а купцы могли быть приписаны только к городам. Но проживали и вели торговлю они здесь. Их усадьба, больше похожая на крепость, располагалась напротив нынешнего детского парка по улице Кирова.
Поэтому, когда в ходе губернской реформы, проводимой Екатериной II, зашла речь о том, какой из населенных пунктов сделать новым уездным городом, Сухановы «пролоббировали» выбор в пользу Усть-Сысольска. Это произошло тогда, когда комиссия во главе с сенатором Мельгуновым ездила по Зырянскому краю. Более реальным претендентом на статус города была Усть-Вымь, но там таких купцов, как Сухановы, не нашлось.
Не случайно именно Сухановы проводили ритуал посвящения Усть-Сысольска в город. Из Вологды приехал чиновник по фамилии Жеребцов, в Троицком соборе, что стоял на берегу реки, он зачитал указ о преобразовании погоста в город, после чего в усадьбе Сухановых был устроен большой банкет. Купцы даже выкатили небольшие пушки и устроили первый в истории города салют.
Родственники Григорий Степанович и Алексей Иванович Сухановы в начале XIX века построили два первых купеческих дома. Один из них – дом Григория Степановича – сохранился. Точный год постройки его не известен, но первое упоминание относится к 1815 году. Это старейшее сохранившееся здание в городе и точно первое кирпичное.
Второе здание – дом Алексея Ивановича Суханова. Он был почти точной копией первого и находился на том месте, где сейчас стоит здание МВД. Это были типичные купеческие особняки, возведенные в стиле «провинциального классицизма». Первый этаж отдавался под торговлю, второй был жилым.
Чтобы построить эти дома, Сухановым пришлось открыть кирпичный завод. Он представлял собой два сарая, в одном из которых кирпич формовали, а в другом обжигали. Год завод работал, заготовив за этот период кирпич на два дома, затем его прикрыли за ненадобностью. Для возведения домов из камня пришлось заказывать бригады из Сольвычегодска, так как в Усть-Сысольске сложить кирпичные дома никто не мог.
Сметная стоимость каждого дома составляла колоссальную сумму в 6,5 тысячи рублей. В 1807 году это был капитал, с которого можно было записаться в третью купеческую гильдию.
После преобразования Усть-Сысольска в город появился генеральный план его развития. Все первые улицы носили названия либо по церковному принципу – Трехсвятительская (Коммунистическая), Спасская (Советская), Покровская (Орджоникидзе), Троицкая (Ленина), либо по географическому – Набережная (Кирова), Юго-Загородная (Домны Каликовой). И только одна улица была с самого начала названа по-другому – Сухановская (Бабушкина).
Понятно, что выбор названия совершенно не случаен. Оба родственника в начале XIX века занимали в разное время должность городского головы.
Несмотря на свою известность, Сухановы процветали недолго. Уже в 20-е годы XIX века они разорились и перешли в мещане. В 1850-е годы потомки Григория Степановича дом на Покровской продали городу, он с тех пор служит культуре. Поначалу в нем разместилось городское училище – лучшая школа Усть-Сысольска. Сейчас его занимает литературный музей Ивана Куратова.
Потомки Сухановых жили и живут в Сыктывкаре, но купцами они больше никогда не были.
Общественники и меценаты
Купечество в Усть-Сысольске было небольшим – максимум 25 семей, при этом они постоянно менялись. Причем среди них за всю историю Усть-Сысольска была только одна семья купцов первой гильдии. Отношение к одной из трех гильдий зависело от того, какой капитал они заявляли. Чем выше гильдия, тем больше приходилось платить налогов, и привилегий тоже больше. В первую гильдию купцы Усть-Сысольска обычно не записывались, потому что ее главная привилегия – право международной торговли. Нашим купцам, как выразился историк, это было даром не нужно – ближайшая граница довольно далеко. Они предпочитали объявлять капитал поменьше и относиться к третьей гильдии, чтобы платить меньше налогов и иметь более стабильное положение.
Единственная первогильдейская фамилия – это два брата Василий Николаевич и Михаил Николаевич Латкины, жившие в середине XIX века. С Василием Латкиным связана история изучения Печорского края: он провел две экспедиции и написал замечательную книгу «Дневник путешествия на Печору», которая долгие годы была основным источником сведений об этом крае. Он хотел основать печорскую компанию, но разорился и умер в Санкт-Петербурге в нищете, будучи приписанным к купечеству Ораниенбаума.
Его брат Михаил Латкин сделал состояние на золотых приисках Сибири. Потом переехал в Усть-Сысольск, и в середине XIX века именно с ним была связана общественная жизнь этого города. Он являлся городским головой, одним из основателей общественной библиотеки и женского училища, которое в городе появилось раньше, чем мужское. Его деревянный дом, к сожалению, не сохранился, хотя в нем был своеобразный общественный клуб, где каждую неделю собиралась местная интеллигенция, обсуждались разные проблемы, угощались, музицировали. Посещал его и основоположник коми литературы Иван Куратов.
Обшитое сайдингом здание за арт-объектом «Купеческий сундук», на первом этаже которого находится магазин, было купеческим домом одного из крупнейших предпринимателей конца XIX века Ивана Платоновича Комлина – миллионера, купца второй гильдии и городского головы.
Купечество оставило о себе добрую память потому, что практически все занималось не только торговой, но и общественной деятельностью. Почти все мэры, то есть городские головы Усть-Сысольска, происходили из этого сословия.
Здание напротив «Купеческого сундука» – ремесленная школа. Фактически это первое профессионально-техническое училище Усть-Сысольска, открытое в начала ХХ века для бесплатного обучения сельских детей нужным ремеслам – слесарному и столярному. Школа построена на участке земской управы и открыта при помощи купцов, которые жертвовали деньги, несмотря на то, что были людьми прижимистыми. Это первое здание, имевшее электрическое освещение. Этого добился первый и единственный директор школы Сенцов, который для обучения детей нашел деньги на покупку первой динамо-машины. Он обучал детей работе с электричеством, а заодно и электрифицировал здание.
Рядом стояла земская управа, и ее обитатели попросили: «Может, вы и к нам электричество протянете?» И протянули – рядом с земской управой горела единственная электрическая лампочка на улице Усть-Сысольска до революции. Остальной город освещался низенькими газовыми фонарями. Они стояли посреди улицы – машин еще не было. Их каждый вечер зажигали, а каждое утро гасили.
Город по-крупному не горел
Пожарная каланча на перекрестке улиц Советской (Спасской) и Орджоникидзе (Покровской) является неофициальным символом Сыктывкара. Но мало кто знает, кому обязаны этим самым привлекательным зданием города. Идея его возведения принадлежит купцу Ивану Платоновичу Комлину. Он выступил с ней тогда, когда занимал должность городского головы.
В деревянном городе, каковым был Усть-Сысольск (кирпичных зданий, не считая церквей, было всего 17), пожарная служба играла колоссальную роль. Правда, появилась она не сразу.
– В Российской империи действовал принцип «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то есть «Вам надо – вы сами себя и спасайте», – поведал Михаил Рогачев. – И все горожане имели четко расписанные обязанности, о чем сообщали специальные таблички на домах – у кого должна быть лопата, у кого – ведро, а также указание городской думы: при пожаре поспешать на его тушение. Поспешали, прямо скажем, не все, но за 200 лет Усть-Сысольск ни разу по-крупному не горел. Были пожары, каждый раз пламя охватывало один-два дома, но такого, чтобы выгорел квартал или весь город, к счастью, не случалось.
Пожарную службу на городские деньги организовали в конце ХIХ века. Государство в эти дела не вмешивалось. Поначалу наняли пожарный обоз и возвели деревянную каланчу. Но с нее было видно только половину города, к тому же она быстро обветшала. И вот в начале XX века городской голова Иван Комлин решил построить капитальное кирпичное здание с башней, из которой можно было бы видеть весь Усть-Сысольск. Иван Платонович лично искал деньги на это благое дело, что стало целой эпопеей, поскольку городских средств явно не хватало. Пришлось занимать у земства. А когда земство потребовало долг вернуть, отдавать было нечем. И стройка встала.
Строительство возглавлял самый знаменитый в этих местах подрядчик по фамилии Кононов. Именно он построил Духовное училище (ныне Национальная галерея), дом купца Кузьбожева и ряд других зданий. Но строил он только в летнюю пору. В остальное время, когда было влажно или холодно, он в убыток себе не работал. Качество и престиж своей компании он ставил выше заработка.
Первый этаж «пожарки» был возведен в первый летний сезон. И вот когда деньги кончились, строительство законсервировалось. На его продолжение деньги дало государство, но при условии, что второй этаж отойдет к нему. И там впоследствии разместилось казначейство.
Завершилось строительство в 1911 году, и каланча стала самым высоким зданием города. Ее высота достигала 22 метров, и с нее весь Усть-Сысольск был как на ладони. Вот только первый пожар случился под башней в казначействе. Пожарные смотрели вдаль, а потому его не увидели. Спохватились лишь тогда, когда до них дошел дым. Потушить пожар удалось, но государство вкатило городу иск о возмещении ущерба. Город в то время был автономной административной единицей и был вынужден за свой счет казначейство отремонтировать. С тех пор больше подобные казусы не повторялись.
И вот уже более ста лет это здание не меняет своего предназначения. Менялись только названия: городской пожарный обоз, городская пожарная команда, пожарная часть №11.
Алкоголь и колониальные товары
На улице Советской (Спасской) сохранилось сразу три купеческих дома. Самый старый из них и лучше всего сохранившийся – дом купца второй гильдии Василия Петровича Оплеснина, построенный в 1892 году. Оплеснин – представитель одной из последних купеческих династий Усть-Сысольска. Его отец был мелким торговцем, а он стал крупным предпринимателем, основателем одного из двух торговых домов.
Купцы делали состояние, как правило, на торговле. Но Оплеснин, как и Кузьбожев, составлял исключение. Он, по словам Михаила Рогачева, имел довольно большие лесные дачи, иначе говоря, занимался лесозаготовкой. Но и торговал разными вещами.
В Усть-Сысольске, как и в подавляющем большинстве городов Российской империи, овощами, молоком, мясом горожане обеспечивали себя сами. У всех были земельные наделы, скот, который пасся прямо на центральной улице, благо трава росла везде. Городские власти сто лет боролись с ним, пытались выгнать, но, сколько бы грозных циркуляров ни издавали, сколько бы ни штрафовали, ничего не помогало.
А вот муку, посуду, ткани, одежду, колониальные товары (чай, пряности, сахар, имбирь) можно было купить только в заведениях купцов. Никакой государственной или кооперативной торговли не велось. И только купцы продавали спиртные напитки. Они покупали их оптом у государства, а затем продавали в розницу.
Василий Оплеснин промышлял алкоголем, скобяными товарами и тканями. И дом, который он в псевдорусском стиле с наличниками в виде кокошников построил для своей семьи, соответствовал привычным стандартам: первый этаж – торговый, второй – жилой. Этот дом сохранился хорошо и снаружи, и изнутри. После того как Оплеснина выселили в 1918 году, он снимал углы, так как в свой дом его не пускали – там размещалась общественная столовая и магазин. Существует легенда, что, оставшись в полном одиночестве, бывший купец покончил с собой. Сейчас здание, как пишут в справочниках, принадлежит одной из силовых структур.
Напротив находится дом купца третьей гильдии Камбалова. Он сделал состояние очень характерным для своего времени способом. Сначала он нанялся приказчиком крупного торгового дома Сычева, составил небольшой капитал и открыл свое дело. В начале ХХ века построил себе дом. Первый этаж, как положено, отвел под магазин, а второй поделил на две части. В одной была его квартира, а вторую сдавал тому же Сычеву под его представительство. Куда Камбалов делся после революции – неизвестно, а советская власть приспособила дом под культуру. Республиканская, а затем детская библиотека имени Маршака долгое время соседствовали с рыбным гастрономом, пока к библиотеке не перешло все здание.
Другое здание на Советской улице горожане знают как поликлинику, хотя на самом деле это дом конца ХIХ века и принадлежал Василию Платоновичу Комлину (брату Ивана Платоновича), одного из основателей первого в Усть-Сысольске банка. Его капитал складывался из вкладов купцов, которые входили в его правление.
– Считалось, что сам у себя не упрешь, – объяснил историк. – Принцип спорный, но финансовых афер в этом банке не зарегистрировано.
Жертвы красного террора
Здание в стиле «провинциального модерна» возле Стефановской площади, в котором располагается один из отделов Национального музея, когда-то принадлежал семье Кузьбожевых. Они первыми в Усть-Сысольске организовали торговый дом. Их было три брата – сыновья выходца из пажгинских крестьян Айфала Кузьбожева. Он выбился в купцы на водке и мелочной торговле, содержал питейные заведения. Вдова Айфала Кирьяковича, его дочь и внучка стали первыми жертвами красного террора – их расстрелял в 1918 году отряд австрийского коммуниста Мандельбаума.
Всего в городе было 17 кирпичных домов купцов, и все они сохранились, но были перестроены. У дома Кузьбожевых было два выхода, поэтому окна первого этажа разной ширины.
Два окна покрупнее – это заделанные двери в магазин. А сохранившийся вход сбоку вел на жилой второй этаж. Долгие годы все три двери действовали, поскольку на первом этаже размещался магазин.
В 1918 году все купеческие дома Усть-Сысольска советская власть конфисковала. В доме Кузьбожевых на втором этаже разместились обком и горком ВКП(б), что не мешало им соседствовать с магазином. В 1970-е годы его отдали республиканскому художественному, а позже национальному музею. Здесь устраивались выставки местных и знаменитых иногородних мастеров. Например, в 1990 году люди сюда толпами валили на выставку Ильи Глазунова.
Базарная площадь на месте «сковородки»
Центр торговой жизни Усть-Сысольска находился там, где сейчас Кировский парк и стоит одноэтажная кирпичная постройка, прозванная сыктывкарцами «сковородкой». Но когда-то там была базарная площадь.
Сюда с 30-х годов XIX века на Георгиевскую ярмарку приезжали торговать купцы из других городов. На ярмарке можно было купить оптовые партии мороженой рыбы, сена, дорогую посуду, скот. Местные купцы все это скупали и перепродавали в розницу.
Когда-то на нынешней улице Кирова (Набережной) еще долгое время стояли довольно оригинальные дома с четырехскатной крышей. Подклет – нижний этаж – имел отдельную дверь. Его сдавали в аренду заезжим купцам, и тем самым устьсысольцы немного зарабатывали. А местные купцы ставили здесь свои лавки.
Первый универмаг Усть-Сысольска – торговый дом Дербеневых. Он сохранился до сих пор, расположен в конце улицы Коммунистической (Трехсвятительской) возле парка. Теперь в нем размещается отдел этнографии Национального музея Коми. В этом доме велась торговля готовой одеждой, редкими тканями, швейными машинками, посудой и даже иконами.
Сами Дербеневы жили в Великом Устюге, а в Усть-Сысольске имели представительство, что позволяло им лоббировать свои интересы в городской думе. И именно они напечатали первые серии открыток с видами Усть-Сысольска, которые теперь воспроизводятся во всех книгах об истории города.
Коричневое здание напротив, где сейчас находится магазин оружия, возвел купец Оплеснин – однофамилец Василия Оплеснина. Этот Оплеснин начинал как приказчик у Дербеневых. Его дом – один из последних купеческих домов. Как и во всех других домах такого рода, первый этаж в нем был торговым, а второй – жилым. Скорее всего, отец девятерых детей Оплеснин намеревался его расширить, сделать пристройку, но не успел – революция.
А с ней закончилась история усть-сысольского и всего российского купечества.
Игорь БОБРАКОВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Столпы Усть-Сысольска"