Российский путешественник намерен в мае объехать десять городов Коми
Путешественник Иван Ширяев поставил себе цель побывать во всех 1112 городах страны. Путешествует он преимущественно автостопом, а останавливается на ночлег в основном в пожарных частях. Свой проект знакомства с Россией – «От Кореи до Карелии» – житель Камышина начал осуществлять четыре года назад. За это время он посетил порядка трехсот российских городов – это более четверти от запланированного. В мае Иван Ширяев собирается посетить десять городов Коми и отметить в республике свой тридцатилетний юбилей. Накануне приезда в Сыктывкар он рассказал о своем путешествии «Республике».
– Ты стал известен в стране как камышинский путешественник.
– Да, я родился на Волге, в городе Камышине Волгоградской области.
– Какие города Коми войдут в твой маршрут?
– Я хотел посетить Республику Коми еще год назад, но из-за болезни не успел. Теперь настало время одиннадцатого региона. Побываю во всех городах: Сыктывкаре, Воркуте, Вуктыле, Емве, Инте, Микуне, Печоре, Сосногорске, Усинске и Ухте. В какой последовательности буду посещать их – пока еще не решил. Но точно могу сказать, что знакомство с республикой начну со столицы. Планирую приехать в Сыктывкар 28 или 29 апреля. Нужно успеть в рабочее время попасть в минкульт республики. Министерство культуры помогает мне бесплатно посещать многие музеи в обмен на выступления с лекциями о путешествиях по России. Когда меня приглашают с лекциями, я с радостью делюсь своими впечатлениями и опытом. Такие лекции проводят в библиотеках, учебных заведениях, антикафе и других местах. Скорее всего, после Сыктывкара я объеду города, в которые без большого труда можно попасть автостопом: Микунь, Емву, Ухту и Сосногорск. После этого буду искать способ попасть в северные города. Для этого нужно будет освоить новый для меня вид автостопа – железнодорожный стоп. Надеюсь, РЖД пойдет навстречу. Или найдутся замечательные товарищи, которые окажут необходимое содействие. Дорога всегда полна приятных неожиданностей. С Вуктылом тоже пока непонятно: как ходит паром через Печору? На месте разберемся. Также, помимо городов Коми, буду пытаться найти попутное судно до Нарьян-Мара по Печоре и попутный паровоз до Лабытнанги.
– У тебя в блоге отмечено, что на все путешествие по Коми ты планируешь потратить пятнадцать дней. Мне кажется, что это нереально.
– В идеале хорошо было бы уложиться в пятнадцать дней. Но чувствую, что это маловероятно. Много времени займет перемещение от города до города. Ночевать я планирую, как и в других регионах, в пожарных частях. Хотя из некоторых городов Коми мне уже писали местные ребята с приглашением остановиться у них.
– Коми – это не первый финно-угорский регион в твоем маршрутном листе. Судя по записям в блоге, ты уже слышал и коми язык.
– Путешествуя по Пермскому краю, я познакомился с коми-пермяками. Они показались мне очень простыми, приветливыми, добрыми и отзывчивыми людьми. Один подвозивший меня коми-пермяк даже пел песни на родном языке прямо за рулем. Пора продолжить знакомство с финно-уграми.
– Когда ты начал свое путешествие?
– 27 октября 2012 года я уехал из дома и считаю именно эту дату началом путешествия, хотя на тот момент у меня не было четкой цели посетить все города России. Сначала я уехал в Ростов-на-Дону. Через некоторое время поехал по Украине. Тогда, весной 2013 года, там было спокойно. За три месяца я побывал во всех 24 областях Украины и в Крыму. Также побывал во всех шести областях Беларуси. Затем целенаправленно поехал в Магадан. Путешествуя по Украине, я познакомился с путешественником, который в свое время объехал все города Украины (а их более четырехсот). Сама затея мне понравилась, и я решил совершить нечто подобное у нас. Есть также затея знакомиться с Иванами Ширяевыми по всей стране. Но пока ни один тезка не обрадовался такой идее.
– Почему ты назвал свой проект «От Кореи до Карелии»? Логичнее было бы назвать «От Курил до Калининграда».
– Так называется одна из песен группы «Пикник». Я мог бы назвать проект «От Петропавловска-Камчатского до Калининграда» или «От Мурманска до Северо-Курильска», но это не звучало бы поэтично и красиво.
– Сколько времени ты проводишь в каждом городе?
– На посещение малых городов, а их в России более семидесяти процентов от общего числа городов, мне обычно хватает одного дня. В городах с населением более ста тысяч человек я остаюсь на несколько дней. Нужно по меньшей мере ознакомиться с основными достопримечательностями, узнать об истории и происхождении названия населенного пункта, пообщаться с местными жителями и собрать достаточно материала для фоторепортажа об этом городе. В каждом городе я прошу поставить в мой блокнот печать, подтверждающую, что я там был. Чаще всего такую печать мне ставят в редакции местной газеты, в администрации города, на почте, у индивидуальных предпринимателей или в другом месте. Неважно где, лишь бы на оттиске значилось название города. Сделав все это, я могу с чистой совестью обвести посещенный город в кружочек. Моя задача – посетить все населенные пункты России, которые имеют статус города. В том числе ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), коих насчитывается около 24. А выбор конкретных регионов зависит от времени года и других обстоятельств.
Когда я начинал целенаправленное и осмысленное осуществление проекта по посещению российских городов, в нашей стране, согласно данным Википедии, было 1097 городов. После присоединения Крыма и появления города Иннополис в Татарстане количество городов увеличилось до 1115. Через некоторое время город Юбилейный Московской области перестал существовать, войдя в состав Королёва; город Железнодорожный вошел в состав Балашихи, а Климовск – в состав Подольска. В октябре 2015 года поселок Углегорск Амурской области был преобразован в город Циолковский. А в ноябре 2015 город Ожерелье вошел в состав Каширы. Таким образом, актуальной на конец 2015 года является цифра 1112. К 18 марта 2016 года я посетил уже 295 городов.
В начале путешествия я учитывал в качестве посещенных города, в которых был лишь проездом. Но пересмотрев свое отношение к посещению города, я стал разделять для себя понятия «побывать» и «посетить». Таким образом, городов, где я побывал, гораздо больше, чем тех, что посетил. Насколько мне известно, в мире пока нет человека, который побывал во всех городах нашей страны. Некоторые считают, что по этому признаку лидирует Владимир Путин. Возможно, это и так. Однако президент, бывая в тех или иных городах, не посещает их в том смысле, который я вкладываю в это понятие. Для осуществления проекта еще понадобится не менее шести лет. Но если учитывать, что помимо городов я порой заезжаю в другие интересные места, иногда останавливаюсь, чтобы подзаработать или отдохнуть, на осуществление проекта может понадобиться и больше времени. К тому же в России есть некоторое количество труднодоступных городов, попасть в которые можно лишь по воздуху, по воде или только по зимникам.
– В отличие от президента ты путешествуешь автостопом.
– Автостоп дает возможность знакомиться и по-простому общаться с большим количеством интересных людей. Много нового о России я узнаю именно благодаря этому. Автостоп – это не только легкость общения, но и самый бюджетный и удобный способ передвижения. Есть данные, что автостопщик попадает в аварии в среднем раз на 100000 километров. Я проехал лишь 90000. В аварии не попадал. Думаю, что ездить на автобусах, поездах, летать на самолетах не более безопасно, чем передвигаться автостопом. Преимущество автостопа в том, что водители, которые останавливаются на трассе, уже настроены положительно в отношении путешественника. Иначе бы проехали мимо. Поэтому люди встречаются в основном хорошие, отзывчивые, адекватные. Мой рюкзак весит около двадцати килограммов. Зимой чуть больше. В нем есть все, что необходимо в путешествии: палатка, спальник, кое-что из теплых вещей и продуктов, маленькая газовая плитка с баллоном, литровая металлическая кружка для приготовления пищи, маленький рюкзачок для прогулок налегке, а также некоторые важные мелочи.
– Но какие-то финансы для поездок все равно необходимы?
– Серьезных спонсоров у меня пока нет. В основном обеспечиваю себя сам, подрабатывая время от времени по строительству. Бывает, что неравнодушные люди оказывают посильную помощь, предлагая продукты, одежду, обувь, деньги, ночлег. Иногда совершенно незнакомые люди пополняют баланс моего телефона или банковской карты. Особенно ценно для меня содействие МЧС, так как благодаря пожарным у меня есть безопасное и комфортное место для ночлега во многих населенных пунктах. Я ночую чаще всего в пожарных частях. Иногда в палатке. Останавливался также в монастырях: православных (мужских и женских), буддийских, однажды – в мечети. Порой у кого-то из местных жителей, которые приглашают к себе, или у других путешественников. Не раз пользовался гостеприимством протестантских реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков. Был случай, останавливался в публичном доме. Несколько раз ночевал на остановках, в заброшенных домах, в машине. Но за ночлег приходилось платить лишь два раза.
– Дома кто-то тебя ждет?
– Я разведен, детей нет. Дома меня ждут мама, бабушка и дядя. Есть также старший брат. Они привыкли к моему образу жизни и, наверное, уже не удивятся никаким моим новым странностям. Мама работала учителем географии, поэтому страстью к путешествиям я обязан в первую очередь ей. У моего проекта нет каких-то высших целей и задач, нет религиозной или философской подоплеки. Просто мне не сидится на месте. За границу не тянет, хочется посмотреть именно родную страну. Итогом посещения каждого города становится фоторепортаж, который я выкладываю в сообществе «От Кореи до Карелии», на своих страницах ВКонтакте и Фейсбуке, а также в сообществах соответствующего города.
Со временем хочу издать книгу о своих странствиях.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото из архива Ивана ШИРЯЕВА
Я тоже очень люблю МИР ПУТЕШЕСТВИЙ. И по возможности бываю в городах России, Белоруссии, Украины, Абхазии. Хочется расширить географию своих путешествий. И мне очень близки такие люди с таким рвением, такой любознательностью. Я их так понимаю