Министру здравоохранения Коми Дмитрию Березину досталось очень сложное хозяйство. И не потому, что предыдущие руководители не сработали, скорее так все совпало по времени: перестройка в политической системе республики, экономический кризис в стране, в результате – свод нерешенных вопросов в отрасли. О том, каким образом новый министр собирается решать эти проблемы, в том числе острый кадровый вопрос, и многом другом он рассказал в интервью газете «Республика».
– Что привело вас в Воркуту в 1994 году?
– Можно сказать, что приехал «декабристом» – за супругой, мы вместе учились. После окончания института, несмотря на то что были предложения остаться в Екатеринбурге, мы приняли решение поехать с супругой на ее родину, где жили ее родители, которые тоже работали в медицине.
– С мая 1994 года вы работали педиатром городской больницы №4 Воркуты. Возможно, в числе тех, кто стал жертвами катастрофы на «Северной», были и ваши пациенты тех лет?
– Да, я практически знаю всех: кого-то лично, у кого-то лечил детей. После катастрофы много разговаривали с родственниками погибших, нас встречали очень тепло, горе все-таки объединяет людей. Хорошо помню того же Александра Адамова – машиниста шахты, погибшего с горняками и спасателями 28 февраля при втором взрыве. Это был немногословный человек, настоящий мужик, хозяин семьи. У него осталось трое детей, все они в свое время тоже были моими пациентами. Погибли близкие и у некоторых моих бывших подчиненных. Эти дни были страшно тяжелыми в психологическом плане, такой общий комок боли. Каждый, кто оказывался рядом с близкими погибших, старался их как-то поддержать.
– Насколько медицина Заполярья готова к «профессиональным» травмам, получаемым в том числе и вследствие подобных катастроф?
– Здравоохранение Воркуты полностью готово к оказанию помощи при травмах, полученных при таких авариях, как на «Северной», либо при проведении горнодобычных работ, которые, как известно, характеризуются своей полиорганностью (множественностью). Воркутинская больница скорой медицинской помощи оснащена для этого всем необходимым, включая барокамеру на случай отравления угарным газом.
Лечение профессиональной патологии в Воркуте проходит на самом высоком уровне благодаря действующему центру – Государственному бюджетному учреждению здравоохранения РК «Воркутинский центр профессиональной патологии», который вырос из противосиликозного диспансера, образованного еще в 1964 году.
– В Воркуте у вас удачно сложилась карьера, но в 2013 году вы покинули Заполярье, став главврачом областной клинической детской больницы Великого Новгорода. Вы долго сомневались или сразу приняли предложение переехать в среднюю полосу?
– После того как в отрасли прошла реорганизация всей структуры оказания помощи и все стало в республиканском подчинении, муниципальные управления здравоохранения ликвидировались, мы с женой приняли решение переехать в Великий Новгород.
– Как случилось, что вы снова вернулись в Коми, но уже в должности министра? Кто конкретно предложил вам вернуться? Вы сразу согласились возглавить отрасль?
– Предложение поступило непосредственно от врио главы Коми Сергея Анатольевича Гапликова. Я был готов к этому и сразу дал ответ, так как уверен в своем потенциале.
– Тогда коснемся «болевых» моментов. Если сегодня дефицит врачей в сельских больницах хоть как-то закрывается благодаря «путинскому» миллиону, то со средним персоналом, особенно в ФАПах, ситуация более чем плачевная: 70 процентов – пенсионеры. Давно назрела необходимость целевой подготовки или «принудиловки» для бюджетников (отработка 3-5 лет в бюджетных учреждениях). Заключаются ли такие договоры со студентами медицинских образовательных учреждений?
– Начиная с 2012 года в республике успешно реализуется федеральная программа «Земский доктор». Одновременно правительством республики было поддержано предложение Министерства здравоохранения региона о предоставлении мер соцподдержки средним медработникам ФАПов. С 2012 по 2015 год выплаты в размере 350 тысяч получили 34 средних медработника, прибывших на работу в сельские ФАПы. Согласен, проблема не закрыта: если сегодня посмотреть общую статистику по республике самых востребованных профессий, то мы увидим, что больше всего нужны медсестры. Более 400 вакансий размещено на сайтах министерства здравоохранения, ЛПУ республики, центра занятости. В среднем персонале остро нуждаются районные больницы, высококвалифицированные, высокопрофессиональные кадры среднего звена очень нужны в отделениях реанимации, отделении патологии и выхаживания новорожденных в Республиканской детской больнице.
– Почему, как вы думаете, возник такой дефицит медработников среднего звена?
– Причины, как и с врачами, одинаковые и заключаются в недостаточной социальной защищенности специалистов со средним медицинским образованием (низкий уровень заработной платы и отсутствие жилья). С 2013 года в связи с вступлением в силу нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не осуществляется целевой прием в медицинские колледжи. Но новый федеральный закон позволяет организациям самостоятельно заключать договоры о целевом обучении со студентами медицинских колледжей на любом курсе обучения.
С целью подготовки кадров мы ежегодно направляем желающих получить соответствующее образование в медицинские вузы на целевую подготовку за счет средств федерального бюджета. Со всеми студентами заключается договор о целевом обучении. Сегодня в вузах Санкт-Петербурга, Архангельска и Перми учатся 360 «целевиков» от республики. Другое дело, что в отличие от «контрактников» эти выпускники не обременены обязательством вернуться в Коми.
Контрактную подготовку врачей мы осуществляем за счет республиканского бюджета – на договорной основе с обязательной пятилетней отработкой в учреждении после обучения.
Таких студентов у нас сегодня 159, главным образом это учащиеся медицинского института Сыктывкарского государственного университета. Они практически на выпуске, и мы надеемся, что от нас не уйдут, иначе им придется выплатить средства за обучение.
Помимо того, министерство ежегодно направляет на последипломное обучение в интернатуре 100-110 выпускников медицинских вузов. Государственной программой Республики Коми «Развитие здравоохранения» предусмотрены дифференцированные меры социальной поддержки в виде единовременных выплат врачам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты по наиболее востребованным должностям. В перечень востребованных должностей, при трудоустройстве на которые врачи получат эту выплату в размере 100 тысяч рублей, входят и такие, как невролог, офтальмолог, фтизиатр, травматолог-ортопед и анестезиолог-реаниматолог.
– Во многих ЦРБ остро стоит вопрос санитарного автотранспорта. По утверждению многих главных врачей ЦРБ, машины ломаются, не выехав еще за пределы гаража после ремонта. Почти все со стопроцентным износом.
– Проблема санитарного транспорта действительно стоит остро. Естественно, ЦРБ не имеют своей базы для проведения ремонтов, в то время как автомобили приходят с определенным износом после эксплуатации их в качестве карет скорой помощи. Сегодня многие регионы в этом вопросе идут по пути аутсорсинга, есть у нас и свой опыт по Воркуте, когда весь транспорт был передан на внешнее обслуживание. Но это работает там, где есть конкурентная среда. В районах конкуренции, как правило, нет, аутсорсинг в отношении транспорта порой приобретает уродливые формы и в итоге выливается в то, что лечебное учреждение платит больше, чем платило бы при содержании своего транспорта.
Одним словом, тема пока открыта. Мы изучаем вопросы по другим регионам: Кировской области, Чувашской Республике, Пермскому краю, где широко используется аутсорсинг транспортных услуг.
– Чрезвычайно остро и уже давно стоит вопрос со строительством хирургического корпуса в Усть-Цильме. Можно ли сегодня вести речь о каких-либо подвижках в этом вопросе?
– Да, сегодня мы определили источники финансирования для подготовки проектно-сметной документации и включения объекта в адресную инвестиционную программу республики. В плане первоочередного строительства у нас три проблемных объекта, включая участковые больницы в Щельяюре и Сторожевске. Подготовлена проектно-сметная документация на строительство стационара в Визинге. Но строительство корпуса хирургии в Усть-Цильме – в приоритете.
– Продолжится ли программа строительства врачебных амбулаторий и ФАПов?
– В 2016-2017 годах мы планируем ввести в эксплуатацию одиннадцать ФАПов в Усть-Вымском, Княжпогостском, Сосногорском, Прилузском, Сыктывдинском, Корткеросском, Удорском районах, а также в муниципальных образованиях Ухты и Печоры.
Министерством здравоохранения также подготовлена заявка для включения строительства ФАПов и врачебных амбулаторий к договору о сотрудничестве между правительством республики и публичным акционерным обществом «Газпром» в шести муниципальных районах.
Относительно ремонтов. Программа модернизации завершена. Но в рамках договора о сотрудничестве между правительством Коми и ПАО «Газпром» министерством подготовлена заявка для включения к договору о сотрудничестве шести объектов капитального ремонта Ухты и Воркуты.
– В республике остро стоит проблема с онкологией. По данным, озвученным на прямой линии в Общественной приемной главы Коми, каждый пятый житель республики в течение жизни заболевает раком. Между тем в онкологической службе нет своей полноценной поликлиники. Несколько лет говорилось о строительстве учреждения в Сыктывкаре на улице Гаражной. Можно ли считать вопрос решенным?
– Да, согласно ранее разработанному проекту будет пристраиваться здание, в которое будут переведены стационарные койки отделения радиологии и химиотерапии. А на освободившиеся площади будет переведена поликлиника, которая сейчас базируется в Консультативно-диагностическом центре. Объект также включен в соглашение с ПАО «Газпром», после подписания мы приступим к процедуре по торгам на строительство корпуса. Надеемся, что это произойдет в ближайшем будущем. Так что работы нам предстоит немало, и поводов опускать руки я не вижу.
Марина ЩЕРБИНИНА
Оставьте первый комментарий для "Дмитрий Березин: «Поводов опускать руки я не вижу»"