Гаджетам в школе не место?

AppleMark

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов предложил запретить в школах использование детьми различных гаджетов со способностью выхода в интернет. С ним согласен председатель правления Лиги безопасного интернета Денис Давыдов, по мнению которого отвлеченное внимание, клиповое мышление, снижение когнитивных способностей, ухудшение памяти нынешнего подрастающего поколения являются следствием активного использования гаджетов. По словам Давыдова, инициатива уже реализована в ряде московских школ. Там дети оставляют свои гаджеты в специальных ячейках, а после занятий их забирают. Вы поддерживаете данную инициативу?

AppleMark

Юрий Гурьянов, директор ЗАО «КНЭМА», Усинск:

– В 90-х годах, помнится, пытались отменить калькуляторы под предлогом, что дети сами должны уметь считать в уме. Я бы внес встречное предложение: для начала запретить гаджеты в Государственной Думе, дабы не отвлекать внимание у наших депутатов и не вырабатывать у них клиповое мышление. Считаю неуместным данный запрет, нужно не запрещать, а наоборот поощрять использование гаджетов, разрабатывать специализированные обу-чающие программы для детей, учить и показывать им их возможности (программ), всячески поощрять дополнительное образование по данным программам.

Дмитрий Латынин, депутат совета Усинска:

– Согласен с идеей запрета гаджетов в образовательных учреждениях. Я достаточно часто бываю в школе как отец троих детей. Своим детям я запрещаю брать планшетные компьютеры в школу. Во-первых, на переменах, когда дети должны активно двигаться, все сплошь «сидят» в своих планшетах. Во-вторых, они быстро поняли, что ответ на любой вопрос не задумываясь можно получить в интернете. В-третьих, при подготовке докладов и рефератов дети не получают навыков исследовательской деятельности, «перетягивая» блоки информации с различных ресурсов, порой даже не объединяя их общим тематическим смыслом. Таким образом, память не просто ухудшается, она не развивается. Ну и самое печальное – взрослые не в состоянии обеспечить контроль за посещением сайтов во время учебного процесса.

Юрий Сарычев, главный эксперт управления культуры администрации Ухты:

– Предложение Астахова поддерживаю, поскольку школа является местом выработки знаний, умений и навыков ребенка (в том числе познавательных – когнитивных). А гаджеты в школе, по-моему, затрудняют процесс обучения, переключая его из интеллектуального русла в русло механической ловкости ученика по поводу поиска готового ответа.

Андрей Бурдаев, методист ГОУДПО «КРИРО», Сыктывкар:

– Есть такая тенденция: «Технический директор «eBay» отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа — Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома». Все это довольно спорно, особенно после обязательного выхода электронных учебников и приложений к ним, но когда видишь детей, которые бьются в истерике без возможности зайти «ВКонтакт», то понимаешь, что подобный подход должен стать более востребованным.

Татьяна Чугаева, пенсионерка из села Грива, Койгородский район:

– Полностью поддерживаю инициативу Павла Астахова. А также необходимо, чтобы в начальной школе не пользовались калькулятором. Нужно тренировать память, учиться считать в уме.

Александр Седрисев, начальник усть-вымского почтамта:

– XXI век – век информационных технологий, поэтому все большее число людей, в том числе и детей, зависают во всемирной паутине. Все становится виртуальным – и дружба, и любовь. Я считаю, что самое страшное для детей – это попасть в какую-либо зависимость, в том числе и компьютерную. Говорят, что во всем надо знать чувство меры, но кто знает, где находится та грань, за которую дети не должны заступать, играя в гаджеты. Опять же дети теряют зрение, их не интересуют игры на улице, они становятся малоподвижными. Я считаю правильным решение запретить гаджеты в школе. И еще надо наказывать родителей, если по их вине дети растратили здоровье. Если сутками просиживать за компьютером и играть в игры, то, по-моему, для детей от гаджетов минусов больше, чем плюсов.

Андрей Питлев, сосногорский врач-дерматовенеролог:

– К запрету использовать гаджеты в школе отношусь крайне положительно. Но только запрет на смартфоны с возможностью выхода в интернет. Считаю, что допустимо использовать простые телефоны на переменах и во внеучебное время. Лишая ребенка возможности позвонить родителям, мы нарушаем их права.

Светлана Лимонова, индивидуальный предприниматель из Усинска:

– Идея очень хорошая, но тут есть и минусы. Допустим, я отключила у ребенка выход в интернет и данная проблема отпала. Телефон необходим ребенку в школе на случай чрезвычайных ситуаций. Неоднократно я узнавала о плохом самочувствии только от дочери, а не от медработника. В случае введения данного запрета необходимо провести серьезную разъяснительную работу с педагогическим составом и медицинским работником о необходимости оповещения родителей в случае серьезных ситуаций в отношении здоровья и жизни.

Евгений Сироткин, индивидуальный предприниматель из Сыктывкара:

– Современные гаджеты вырабатывают у наших детей особую привычку, ранее не встречавшуюся: постоянный доступ к глобальной информационной системе. Не до конца понятно, какие последствия могут быть от этого. Ясно одно: без гаджета, будучи уже взрослым, человек будет сильно страдать. Однако электронные устройства при верном подходе могут значительно расширить возможности образованного человека. Я думаю, детей надо не отстранять от устройств, а учить их с ними работать. По крайней мере, это не вызовет волну негодования и протестов, а лишь усилит интерес и тягу к знаниям. Доступ в интернет достаточно легко контролируется в рамках отведенной территории – школы или лицея, не вижу смысла забирать у детей средства связи с родителями.

Как это все-таки по-советски: запретить, отобрать, наказать. Когда появились микрокалькуляторы, был такой же всплеск эмоций по поводу использования этих устройств в школах.

Ничего, справились.

Светлана Шалабудова, ведущий специалист управления образования администрации Ижемского района:

– Я полностью согласна с Астаховым и Давыдовым. Не место гаджетам в школе, с помощью гаджетов родители и их дети плюс ко всему демонстрируют свое материальное положение, что очень часто негативно сказывается на детях из малообеспеченных семей. А также свободный выход в интернет, где они могут смотреть, читать и слушать все, чем пытаются «зомбировать» наших детей на сегодняшний день. У меня трое детей, старшему восемь лет, он обходится без телефона, а также без компьютерных игр и телевизора (ограниченно во времени, 20-30 минут в день), зато у него полноценное детство: игры на свежем воздухе, подвижные игры и развивающие дома, общение с друзьями и близкими.

Николай Погомий, директор ООО «Полиформ», Воркута:

– Я не против стремительного прогресса, но запрет в школах гаджетов поддерживаю полностью, так как у детей любое свободное время в школе обязательно замещается общением с гаджетом. Дети даже по телефону общаются меньше, не говоря уже о живом общении. Они либо пишут смс-сообщения, либо общаются через другие различные ресурсы. И в связи с этим ребенку сложно переключиться с гаджета на урок. Как результат: книги не читают, шариковыми ручками не пишут. Что в итоге приводит к снижению качества обучения.

Юрий Чупров, преподаватель-организатор ОБЖ, Ижемский район:

– Я полностью согласен с этим предложением. Я сам работаю в школе учителем уже восемь лет. Когда я только начинал работать в школе у себя в селе, тогда же и появилась сотовая связь, и я своими глазами видел и по сей день наблюдаю, как деградируют дети с интенсивностью использования гаджетов.

Светлана Мозер, методист из Сыктывкара:

– Я согласна с Павлом Астаховым. Гаджеты снижают реальный познавательный интерес ребенка, отвлекают от учебного процесса и формируют зависимость.

Ангелина Захаренко, директор сторожевской средней школы:

– Я полностью поддерживаю Павла Астахова. Действительно, гаджеты отвлекают обучающихся во время уроков. Очень правильное, мудрое решение.

Вячеслав Попов, руководитель землячества Корткеросского района в Сыктывкаре:

– Абсолютно согласен с данным предложением. Это надо было сделать еще пару лет назад, так как сейчас ученики уже привыкли к гаджетам, и будет сложно их от этого отучать.

Нынешний уровень образования не очень высок. И одной из причин этого является, на мой взгляд, именно разрешение пользоваться гаджетами во время уроков. Дети должны в первую очередь учиться в школе думать, уметь анализировать и принимать правильные решения, основываясь именно на своих знаниях, а не бездумно скачивать информацию с помощью гаджетов.

Сергей Соколов, учитель информатики и физики, Ижемский район:

– Я с Астаховым полностью согласен. Мало того, дети постоянно отвлекаются, на контрольных ищут ответы в интернете, списывают, приходится постоянно следить за этим, а в ответ слушать от детей, что, мол, калькулятором только пользуемся.

Андрей Мельник, оператор ВОС, Усть-Вымский район:

– Я уже неоднократно предлагал учителям, чтобы дети при входе в класс сдавали гаджеты классному руководителю, а по окончании занятий забирали (хотя бы в младших классах, так как родителям нужно знать, где находится их чадо в данный момент), но меня не слышат. Ситуация в стране криминогенная. Телефоны мешают и учителям, потому что дети отвлекаются то на звонки, то еще на что-нибудь.

Анна Печерская, заведующий сектором по молодежной политике управления образования Вуктыльского района:

– Абсолютно согласна с предложением запретить гаджеты в школе. Предлагаю также привлечь общественность по созданию комиссий, которые будут проводить проверки и выявлять факты нарушения запрета. Как, например, со школьной формой. На некоторых обучающихся может повлиять и запись в дневнике с замечанием. А некоторым нужны не только замечания из уст педагогов, возможно, комиссии, организованной из представителей родительской общественности, удастся повлиять больше. Да и сами родители убедятся, насколько сильно поглощены наши дети всем этим.

Наталья Логина, депутат совета Сыктывкара:

– Без современных гаджетов наши дети сегодня не мыслят жизни, и это стало неотъемлемой частью их самих. Хорошо, пусть идут в ногу со временем, но есть общепринятые правила, которые нельзя нарушать. Это как не переходить дорогу на красный свет и строго пристегиваться за рулем автомобиля и т.д. Надо повсеместно сделать требования запрета использования гаджетов в школах общепринятыми правилами на всей территории России. Это уже дело техники, в какие ящички и коробочки будут складывать свои гаджеты ученики, приходя в школу.

Кирилл Королев, технический эксперт Коми республиканского управления инкассации:

– С мнением «гаджетам в школе не место» согласен. Мои дети привыкли, заходя в школу, выключать телефон, а уходя включать. Также считаю, что гаджетам не место и в детских садах. Всегда поддерживал подобные инициативы со стороны учителей в школах и воспитателей в детских садах. Вообще, надо вытаскивать детей из интернета, компьютера, телевизора. Для этого необходимо постоянно поднимать эти вопросы перед родителями сотрудникам образовательных учреждений. А также необходимо со стороны местных администраций и школ наполнять свободное время учащихся различными кружками и мероприятиями различных направлений. И желательно не сажать эти инициативы на экономические рельсы. Т.е. реализовывать кружки не за счет родительских взносов. Сделать множество различных бесплатных кружков в школе.  А педагогам выплачивать доплаты к зарплате за ведение кружка за счет средств бюджета.

Оксана Родионычева, директор общеобразовательного учреждения, Княжпогостский район:

– С использованием гаджетов в школах у детей снизилось логическое и конкретное мышление. У многих детей напрочь отсутствует своя точка зрения, нет активной жизненной позиции. У детей развивается шаблонное мышление. Если в начальных классах они легко запоминают стихи и пересказывают содержание произведений, то в старших классах детям это сделать гораздо труднее. Единицы стремятся добыть знания своим мыслительным трудом, большинство же использует готовые интернетные шаблоны. В школе гаджеты необходимо запретить или использовать их только под контролем учителя, на необходимом этапе урока.

Егор Напалков, инженер по лесфонду АО «Монди СЛПК», Усть-Куломский район:

– Нам в свое время даже калькуляторами запрещали пользоваться. И ничего, отучились хорошо. Конечно, новые технологии нужны для развития, но для этого есть время и после школы.

Светлана Сажина, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики института педагогики и психологии СГУ имени Питирима Сорокина:

– Я поддерживаю инициативу Астахова и тоже против некоторых гаджетов (личных планшетов и телефонов) в любом образовательном учреждении. Ну, во-первых, любой гаджет – это непроизвольная «шпаргалка», которая вовсе не помогает учиться, а может дать готовые ответы без прикладывания усилий, что для школы противопоказано, исчезает весь смысл образовательного процесса.

Во-вторых, это игрушка, бесконечно отвлекающая внимание ученика от основного процесса обучения, так как, естественно, игры и интернет намного интереснее, чем сама работа на уроке. Проблема заключается в том, что ребенок чаще всего использует все мобильные средства для развлечений.

В-третьих, это фактор, влияющий на здоровье. Ведь на перемене, вместо того чтобы пообщаться со сверстниками, ребенок безотрывно смотрит в экран, что часто приводит не только к нарушениям формирования навыков социального взаимодействия, но и к проблемам со зрением, осанкой. Каждый педагог знает, что перемены носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления), двигательная активность организма укрепляет его мышцы, скелет, улучшает кровообращение, что влияет на умственные способности.

Кстати, все психологи и психиатры в один голос говорят об ограничении использования данных устройств по времени. Как это может быть соблюдено, если ребенок будет официально проводить время в школе и дома «в обнимку» с гаджетом?

Конечно, мы не можем совсем изолировать наших детей от гаджетов, да в принципе это и не надо. В учебном процессе, как, например, в Швеции, могут замечательно использоваться специальные устройства с ограниченными возможностями доступа к определенным ресурсам и установки приложений: компьютеры без выхода в интернет, электронные книжки, выдаваемые учебным заведением (желательно со специальным безбликовым экраном, без игр, с набором электронных учебников, заданий), что позволит хотя бы освободить хрупкие детские плечи от ношения тяжеленных портфелей.

Но собственные гаджеты в рамках непосредственного образовательного процесса, несомненно, мешают нашим ученикам научиться получать удовольствие от преодоления препятствий, не бояться сложной деятельности, научиться творить, общаться, создавать что-то новое. Дети уже становятся потребителями, умеющими только пользоваться готовыми продуктами, изобретенными другими людьми.

Ирина Любименко, хормейстер, директор сельского Дома культуры:

– Хотелось бы поправить Дениса Давыдова в том, что рассеянное внимание, клиповое мышление являются следствием использования не только гаджетов. Однако запрещение их в школе создает ситуацию запретного плода. Гаджеты – явление современности, и общество только вырабатывает культуру обращения с ними. Для одних людей естественно, войдя в зрительный зал, выключить звук у мобильного телефона, другие нуждаются в напоминании. Необходимо воспитывать у детей культуру обращения с различными гаджетами, но это совместное дело школы и родителей. Необходимо совместное решение родительского комитета в каждой школе по данному вопросу, и это решение должно быть обсуждено с учащимися. В детском саду учат детей культуре обращения со столовыми приборами, почему нельзя воспитывать культуру обращения с гаджетами?

Отдельно хотелось бы сказать про электронные учебники. На сегодня существуют электронные книги на электронных чернилах со сниженной нагрузкой на глаза. Вопрос веса печатных учебников всегда остается на контроле государства и родителей. Необходимо разработать и утвердить СанПиНы для электронных учебников. Это позволит сохранить не только детскую осанку, т.к. вместо нескольких печатных учебников ребенку в школу нужно будет взять только одну электронную книгу, но и сохранить наши леса, ведь сколько деревьев тратится ежегодно на издание новых учебников в масштабах нашей страны.

Анна Кряжевская, директор глотовской средней школы, Удорский район:

– Однозначно надо запретить в школах использование детьми различных гаджетов с возможностью выхода в интернет. Мы и так уже развалили в стране все что можно. Надо очень сильно ненавидеть детей, чтобы растлевать их гаджетами и прочими современными компьютерными технологиями. Надо очень сильно ненавидеть свою страну, чтобы насаждать компьютерные технологии. Сегодня слово патриот становится словом, вызывающим насмешку у отдельных людей. Я же отношусь к тем странным людям, которые любят детей и любят свою страну. А поэтому я – за ее расцвет, а не загнивание.

Марина Гринева, экономист из Усинска:

– Правильно отмечено, что отвлеченное внимание и клиповое мышление ведет к снижению памяти, аналитического мышления детей, способности самому оценивать окружающий мир. Правильно и вовремя поднять данный вопрос.

Ирина Егорова, заведующая библиотекой сосногорской кадетской школы:

– Работая в школе, я вижу и понимаю эту очень острую проблему. Учителям очень сложно удерживать на себе внимание. Особенно молодым педагогам. Дисциплина на уроке слабая, внимание рассеянное, результативность урока оставляет желать лучшего, да и педагог от урока устает больше. Педагоги старшего поколения строго держат дисциплину, и у них на уроке не забалуешь, не отвлечешься на гаджет, темп урока не позволяет. Следовательно, продуктивность урока выше. Конечно, прогресс не стоит на месте, все меняется в этом мире и дети другие. Но одно должно быть неизменным – дисциплина на уроке (без отвлечения на постороннее). Демократичный стиль проведения урока себя не оправдывает.

Инна Васякина, педагог дополнительного образования, Сосногорск:

– Безусловно, я поддерживаю подобную инициативу. Считаю, что она должна быть сама собой разумеющейся. К сожалению, при поголовном наличии мобильных телефонов культура их использования есть лишь у единиц. Ситуация, когда на уроке раздается звонок и ученик как ужаленный выскакивает из класса, вполне привычна и повсеместна. А если говорить о мобильном интернете, то с зависимостью не могут справиться даже взрослые: руки так и тянутся проверить почту, заглянуть в соцсеть. Все мы знаем, сколько рабочего времени отнимет интернет у нас, и, конечно, это совсем не производственная необходимость. Школьники в этом плане от нас совсем не отличаются. Я бы еще и в университете такие ячейки установила, в каждой аудитории – чтоб наверняка.

Снежана Швецова, старший менеджер по обслуживанию ПАО «Сбербанк России», Сосногорский район:

– Гаджетам в школе абсолютно точно не место. Уже давно надо было поднять этот вопрос. Школы начали бить тревогу несколько лет назад, так как использование сотовых и плееров, планшетов и другой техники отвлекает ученика от урока. Они рассеянные, невнимательные, агрессивные. Вместо того чтобы изучать материал, они слушают музыку, играют и так далее.

Роман Богданов, журналист, блогер, общественник, Сосногорск:

– Соглашусь с предлагаемыми мнениями: гаджеты только отвлекают от учебного процесса. Школьники играют в электронные игры, переписываются друг с другом. Им книг читать надо больше, а не бродить по всемирной паутине. В школах появляется проводной интернет – пока этого достаточно. Если вай-фай, то с закрытым доступом. А сдавать гаджеты учителю или хранить в специальном месте – вопрос не сложный и легко решается.

Борис Николаев, экономист из Сыктывкара:

– В школе не должны использоваться никакие гаджеты. Ребенка ничто не должно отвлекать от учебы и усвоения знаний, если мы хотим получить «человека разумного», а не «оператора развлекательного гаджета». К тому же в школах должна быть установлена более жесткая дисциплина, т.к. ребенок до определенного возраста не склонен к самодисциплине. В связи с этим считаю, что в школы должна быть возвращена школьная форма и предприняты меры по повышению роли и статуса учителя в обществе.

Наталья Макарикова, эксперт КпДН, Ухта:

– Это очень актуальная проблема для современной школы. Дети достаточно часто отвлекаются на разнообразные гаджеты, которые они приносят с собой в школу. Есть подростки, которые и на уроках с ними не расстаются. Мне кажется, эту проблему нужно решать радикально. Именно так, как предлагает господин Астахов.

«Республика» продолжает совместный проект с Общественной приемной главы Коми. Помимо постоянных экспертов участие в традиционном еженедельном опросе на злободневные и спорные темы принимают члены республиканского экспертного совета, чьи комментарии собирают специалисты Общественной приемной.

3 Комментариев для "Гаджетам в школе не место?"

  1. Ирина Чугункина, заместитель директора УФ УГТУ, Усинск | 29.03.2016 в 10:50 | Ответить

    Поддерживаю Павла Астахова. Гаджеты в школе мешают детям полностью погрузится в процесс обучения, отвлекают их. Идеи с ячейками при входе в школу хороши.
    Однако, думаю, необходимо на уроках информатики активно изучать современные информационные технологии и ресурсы, в частности то, как можно их применять в процессе бучения и в жизни в целом. Ведь гаджеты есть и нужно их использовать, только в нужном русле.

  2. Надежда Бажукова , заведующий ФОП Троицко-Печорск | 29.03.2016 в 13:49 | Ответить

    Страшно, что наши дети теряют навык общения друг с другом, уходит живое общение. А гаджет в школе-это уход от темы урока. О каких знаниях можно говорить? Не это ли привело к тому, что родителям приходится нанимать репетиторов? Если говорить о качественном предоставлении услуг в школе, необходимо помочь учителю- запретить использование гаджетов. Ученик должен жить на уроке темой урока.

  3. Михаил Верещагин | 29.03.2016 в 23:36 | Ответить

    Очень здравая инициатива!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.