Спустя двадцать лет в Коми прошел чемпионат по авторалли
22 февраля в Сыктывдинском районе состоялись соревнования по ралли «Север-2016». Старты проходили в местечке Соколовка на лесовозной дороге протяженностью более двенадцати километров.
В гонке участвовало тринадцать экипажей легковых автомобилей, три из которых были на специальных, оборудованных каркасом безопасности машинах в классе «абсолют», остальные же в отдельном классе «стандарт».
Церемония открытия соревнований прошла на центральной площади Выльгорта. Глава администрации Сыктывдинского района Олег Лажанев пообещал организовать для идеологов ралли «Север» круглый стол и обсудить перспективы развития этого вида спорта в режиме брейншторма.
– На нашей земле регулярно проводятся ралли. У нас есть уникальные возможности: мы близко к городу и у нас очень красивые места. Участникам желаю максимально давить на газ, – сказал он.
По словам руководителя Федерации автоспорта Коми Олега Бекетова, это только начало развития раллийного движения в Коми.
– Дальше планируем проводить такие соревнования регулярно, причем не только в столице, но и в других городах и районах. Планируем сделать такие соревнования ежегодными и задействовать несколько районов республики, выйти на уровень чемпионата по ралли. Рассчитываем сделать Коми спортивным центром Северо-Запада, – отметил наш собеседник.
После торжественного открытия участники и организаторы выдвинулись на специально подготовленную трассу. По условиям соревнований участники должны были пройти ее по три раза туда и обратно.
Судья по автоспорту Игорь Оплеснин рассказал, что в ралли машины настроены по-особенному, все имеет свою специфику, и вождение в корне отличается от обычного. Тут, по его словам, и входить в повороты надо по-другому, и торможение соответственно особое.
– В последний раз ралли «Север» было в 1991 году. Далее были ралли третьей категории (без «окаркашенных» машин – авт.), а сейчас они вновь получили статус первой категории.
Из тех ребят, которые выступают в классе «стандарт», возможно, кто-то поставит каркас и вырастет по уровню, впоследствии будет выступать уже в роли настоящих гонщиков, – отметил Игорь Оплеснин.
По словам судьи, сыктывкарские гонщики были вынуждены долгое время участвовать в аналогичных стартах в других городах. Так, например, в прошлом году именно они заняли весь пьедестал почета в чемпионате по ралли в Кировской области. Как рассказал Игорь Оплеснин, когда кировчане узнали, что у нас готовятся старты, именно на этот же день они назначили областной чемпионат по ралли у себя.
– За два дня до наших соревнований в Кирове они вдруг объявили чемпионат. День в день, чтобы наши не приехали. Мы надеялись, что и они побороться к нам приедут, но кировчане есть кировчане. В итоге у нас ребята в основном сыктывкарские, но есть и гости из Ухты и Сосногорска – по два экипажа, – сказал наш собеседник.
Сам Игорь Оплеснин сыктывкарец, но живет в Москве и по долгу службы часто судит аналогичные соревнования как в столичном регионе, так и по всей стране.
– Сейчас по всей России уровень соревнований скатился до того, какие мы здесь проводили раньше. Это так называемые спринты, ралли третьей категории, или мини-ралли. По сути сейчас в каждом городе такие ралли проходят, в том числе и в Москве. Постепенно эти спринты стали называться ралли, хотя раньше это были двухсуточные соревнования с очень большой нагрузкой, – рассказал он.
Среди автомобилей были в основном представители отечественного автопрома. Как отметил Игорь Оплеснин, наши вазовские «шестерки» и «пятерки» имеют более надежную подвеску, чем даже современные иномарки.
Гонка шла напряженно. Уже после первого заезда «семерка» под номером 13 уехала в сугроб, ее вытаскивали специальным уазиком (организаторы именовали его «метлой»), который «собирал» сошедших с дистанции после каждого проката.
В перерыве журналисты «Республики» пообщались с одними из фаворитов гонки Юлией Оглотковой и Романом Макаровым, которые выступали на одном из тех самых трех боевых автомобилей: ВАЗ-2108. Второй экипаж также шел по дистанции на «восьмерке» (семейный экипаж: Максим и Анастасия Белых), а вот главным их конкурентом был экипаж Андрея Лукина и Ивана Репина на «Рено Клио» с объемом двигателя два литра.
– Отдельное спасибо организаторам, потому что сама трасса очень хорошо подготовлена. Настрой боевой, домашняя гонка – это просто праздник, – сказала штурман Юлия Оглоткова.
Юлия и Роман уже шесть лет работают в паре, и, по словам девушки, «это уже не просто увлечение, а жизнь».
– В машину общими усилиями вкладываемся, колеса, например, вместе покупали. Рассчитываем на победу. Но есть преимущество в моторе у «Рено Клио». Там два литра, а у наших «восьмерок» по 1600, естественно, – сказала она.
Водитель Роман о готовности к гонке ответил по-пионерски коротко: «Всегда готовы».
– Главное – доехать. Будет финиш, будет и результат. Трасса скоростная, есть где поработать, порулить, – сказал он.
Победителями в классе «абсолют» в итоге и стал тот самый семейный подряд: Максим и Анастасия Белых. Они преодолели дистанцию за 36 минут 44,99 секунды. Вторыми стали Роман Макаров и Юлия Оглоткова (результат 40 минут 09,188 секунды. Также бывшие в числе фаворитов Андрей Лукин и Иван Репин на той самой «Рено Клио» сошли с дистанции и не смогли продолжить участие по техническим причинам. Первыми в классе «стандарт» стали Сергей Васильев и Александр Щукин с общим временем 45 минут 38,197 секунды.
Ярослав СЕВРУК
Фото Дмитрия Напалкова
Ничего себе технические причины у Рено Клио. Мы такого ещё не видали, первый финиш СУ1 и на столько эффектно, мы думали после такого многие участники сбавят, темп. Но очень были удивленны, что темп гонки и скорости росли с каждым разом до безумных. Я бы к ним в пассажирское кресло не сел. Вообще было здорово, чаще нужно такие мероприятия проводить.