Общественная палата Коми организовала обсуждение текущего положения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Продолжающееся реформирование жилищно-коммунальной сферы повлекло за собой новые законы и новые проблемы при их реализации. Сейчас самыми актуальными и обсуждаемыми темами являются переселение из ветхого и аварийного жилья, сборы на капремонт многоквартирных домов и лицензирование управляющих компаний. Эти вопросы и стали главными в повестке дня организованного Общественной палатой Коми общереспубликанского совещания. Его проведение специально приурочили к приезду в республику экс-мэра Воркуты, курирующего ныне на общественных началах всю «коммуналку» страны, члена Общественной палаты России Игоря Шпектора.
Реалии региона
Местом проведения мероприятия стал большой зал Госсовета республики, где была обеспечена онлайн-связь со всеми муниципалитетами. В итоге совещание получилось весьма представительным – с участием заместителя председателя правительства Коми Константина Лазарева, депутата Госдумы России Владимира Поневежского, представителей руководства профильных министерств и ведомств, а также депутатов республиканского парламента, общественников и муниципалов, чье присутствие было обеспечено в режиме видеоконференции.
Обсуждение началось с общего обзора положения дел в отрасли. Судя по всему, недавно назначенный заместителем председателя правительства Коми экс-мэр Смоленска Константин Лазарев уже погрузился в реалии региона – он выступил первым и очертил круг проблем, с которыми ему предстоит разбираться.
– К сожалению, состояние жилищно-коммунального комплекса в республике характеризуется чрезвычайно высоким износом основных средств и неполным их соответствием предъявляемым требованиям. На сегодня нет достаточно объективных программ развития ЖКХ, не сформирован единый путь решения этих задач, не прекращается рост кредиторской задолженности по кредитам, растет кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, – отметил он.
Следующая серьезная проблема – то, как управляется жилищный фонд республики. Есть управляющие компании, которые не выполняют договорные обязательства перед «ресурсниками» и выходят из положения путем банкротства.
– В настоящий момент в Коми зарегистрировано 164 управляющих организаций, которые обслуживают более 7,5 тысячи многоквартирных домов. Из 164 управляющих компаний 10 инициируют процедуру банкротства, пять из которых – воркутинские, – привел показательную статистику вице-премьер.
Чтобы предотвратить негативные последствия в сфере коммунального хозяйства, правительством спланирован целый ряд мер. Это многоуровневый контроль над подготовкой ЖКХ к осенне-зимнему сезону, наращивание темпов технического перевооружения, закрытие нерентабельных коммунальных объектов, замена ветхих тепловых сетей, привлечение частных инвестиций в коммунальный комплекс, реализация мероприятий в сфере благоустройства, продолжение оснащения многоквартирных домов приборами учета и многое другое, обозначил стоящие перед отраслью задачи Константин Лазарев.
Мнение «главного по коммуналке»
Как и ожидалось, самым харизматичным и полемичным оказалось выступление Игоря Шпектора, который, как известно, не просто «спец по коммуналке», но и активный борец за наведение в этой сфере порядка. Причем по всей стране, которую он колесит без устали в роли общественного ревизора.
– Не могу сказать, что мои приезды заканчиваются радостно для губернаторов. Я составляю докладные, информирую президента, – не без удовольствия отметил он.
Но к Коми у Шпектора по понятным причинам отношение особое. Экс-мэр Воркуты на протяжении всего совещания несколько раз повторил, что готов всячески лоббировать интересы республики, выбивать для нее федеральные средства, лишь бы регион мог их освоить. Ведь деньги из центра даются на условиях софинансирования – 30 процентов к выделяемой сумме должен добавить субъект Федерации.
– Хотелось бы, чтобы в Республике Коми нашли пути решения вопросов, потому что мое членство в общественных советах федеральных министерств позволяет решать многие вопросы, и надо этим воспользоваться, – подчеркнул Игорь Шпектор.
Далее он высказался по поводу лицензирования управляющих компаний, против чего в свое время категорически возражал:
– Я говорил, что лицензирование – фикция, это ничего не дало, поскольку управляющие компании не имеют технического оснащения. Ну создали компанию, вызубрили и сдали экзамен.
В итоге приходят аффилированные управляющие компании, вытесняют нормальные организации.
В последнее время в возглавляемую им Комиссию по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ в Общественной палате России приходит вал обращений по капремонту многоквартирных домов. По мнению Шпектора, это результат недоработки на местах: руководители должны объяснять, почему государство не справится с капремонтом без участия граждан. Сам общественник пропагандирует уход от региональных операторов и создание жильцами собственных счетов на капремонт. Там, где так делают, порядка больше.
– Я убежден, что в течение ближайших трех лет спецсчета сыграют главенствующую роль в капремонте, – заявил оратор.
Правда, он тут же привел отрицательный пример, когда ТСЖ вложили деньги в банки, а эти банки неожиданно закрылись. Мораль: нужно не гнаться за высокими процентами, а выбирать надежные банки.
Игорь Шпектор также посетовал, что Коми неоднократно оказывалась в хвосте среди регионов – сначала по сносу аварийного жилья, а сейчас по качеству построенных для переселенцев домов. Но причина последнего, по его мнению, в чрезмерной активности жителей республики, которые чуть что – сразу пишут жалобы наверх.
– Я сказал Меню (Михаил Мень – министр строительства и ЖКХ России – авт.) – это неправильно, что Коми записали в отстающие, нельзя судить о реальной ситуации по количеству жалоб. Надо жалобы проверять.
Проверка, по словам Игоря Шпектора, необходима еще и потому, что очень часто жалобы составляются некомпетентными людьми, коих сейчас очень много в составах различных контролирующих и принимающих комиссий. Конечно, есть справедливые жалобы, но есть и несправедливые.
Говоря об аварийном жилье, член палаты заявил, что его количество значительно больше. Просто в свое время мэрам давали команду занижать показатели, не признавать некоторые здания аварийными, а перевести их в категорию ветхих. В том, что это показатели значительно занижены, Игорь Шпектор убедил Владимира Путина, после чего была дана команда провести инвентаризацию жилья – сделать не кадастровую, а инженерную оценку каждого строения, чтобы понять, сколько денег нужно на строительство. В городах это надо делать с участием управляющих компаний и под их контролем. Всего, по данным выступавшего, с 2008 по 2015 год по стране числилось 11,5 миллиона аварийных строений, на их снос и переселение потрачено 400 миллиардов рублей.
Препоны и их преодоление
То, о чем сказал Игорь Шпектор, получило продолжение в выступлениях представителей министерств и ведомств, отвечающих за конкретные направления работы. Например, замминистра строительства, жилищно-коммунального комплекса и дорожного хозяйства Коми Марина Рудавина рассказала, почему республика угодила в список отстающих по выполнению программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
Причины, по ее словам, объективные и субъективные. Во-первых, регион – северный, и строительство жилья здесь обходится значительно дороже, чем выделялось средств. Фонд содействия реформированию ЖКХ жестко ограничивал стоимость квадратного метра, поэтому муниципалитетам приходилось добавлять средства из собственных бюджетов, и не у всех были такие возможности. Кроме того, многие переселенцы никак не могли определиться, выбрать им построенное жилье взамен ветхого, выкупить квартиру на вторичном рынке или получить денежную выплату.
– Сегодня выводы сделаны. В настоящее время в республике реализуется одновременно четыре этапа программы в связи с тем, что первый этап не закончен в некоторых муниципальных образованиях. Еженедельно руководство республики проводит селекторы, на которых по каждому объекту отчитываются все муниципалитеты и ответственные министерства. Уже произошли существенные подвижки – фактически 50 процентов программы выполнено за полгода. Общий объем ее финансирования – 5 миллиардов 366 миллионов рублей, средства Фонда содействия реформированию ЖКХ получены по всем этапам, осталось еще порядка 718 миллионов рублей. В целом в республике должно быть переселено 8556 граждан из 766 многоквартирных домов, причем 3630 граждан из 319 многоквартирных домов должны были быть переселены на первом этапе. На 1 января переселено 2150 граждан из 255 многоквартирных домов, – рассказала Марина Рудавина.
Исполняющая обязанности руководителя региональной службы строительного, жилищного и технического контроля Любовь Доронина доложила о ситуации, которая сложилась с лицензированием управляющих компаний.
– На территории Коми осуществляют деятельность 167 управляющих компаний, под их управлением находится 7570 многоквартирных домов. Помимо этого имеется еще 20 УК, которые получили лицензию без домов. А на территории Ижемского и Усть-Вымского районов управляющих компаний на сегодняшний момент вообще нет, – сообщила она, отметив, что 255-й закон, который ввел процедуру лицензирования, вызывает очень много вопросов, особенно в части, которая касается материально-технической базы управляющих организаций.
За время, как закон вступил в действие, в органы государственного жилищного надзора поступили заявления на предоставление лицензий от 185 соискателей. Лицензионная комиссия приняла 167 решений о выдаче лицензий, 18 – об отказе. В итоге на некоторое время без управления осталось больше тысячи многоквартирных домов. Правда, сейчас все они уже находятся под управлением УК.
Начиная с 1 мая 2015 года государственные жилищные инспекции начали производить еще и лицензионный контроль. За это время поступило более 700 обращений, вынесено 90 распоряжений, 24 должностных лица оштрафованы на 502 тысячи рублей, 33 юрлица – на 900 тысяч рублей, вынесено 24 предупреждения за нарушение лицензионных требований.
Уже есть претенденты на лишение права управлять многоквартирными конкретными домами. Если УК вынесено предписание и она в течение года дважды его не исполнила, начинается процедура лишения права управлять этим домом, отметила Любовь Доронина.
Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Анна Воробьева в очередной раз поведала, с какими трудностями пришлось столкнуться региональному оператору, чтобы получить сведения о собственниках жилья, без чего невозможно собрать средства на капремонт. Как оказалось, бесплатно такую информацию можно получить через муниципалитеты, но и там затягивают с ее предоставлением.
В любом случае собираемость взносов пока оставляет желать лучшего, поэтому Анна Воробьева высказала несколько предложений на сей счет. Например, ввести ответственность для тех собственников жилья, которые находятся в местах лишения свободы и не платят за капремонт. Не должны из процесса, по мнению руководителя регионального фонда капремонта, выпадать и управляющие компании. Как и собственники, они должны быть кровно заинтересованы в качественном проведении капремонта и, значит, всячески помогать при обследовании технического состояния дома.
Наконец, еще одно важное предложение – внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы размещенные региональным оператором в банках вклады со средствами на капремонт домов не облагались налогом на прибыль. Сейчас на этом теряется порядка 20 процентов.
Галина Владис
Фото Кирилла Затрутина, БНК
Шпектору. А попробуйте ка открыть спецсчет на капремонт. Законом установлено повышенное требование: «за» должны проголосовать 2/3 ВСЕХ собственников квартир.
В Нижнем Одесе недавно голосование по открытию спецсчетов проводили три дома. В итого только в одном доме смогли набрать больше 2/3 голосов.В других двух домах не набрали кворума.
Складывается такое впечатление, что Госдума не заинтрересована в принятии решений об открытии спецчетов. Иначе она бы не установила такую высокую планку в 2/3.