В Сыктывкаре обсудили труды Питирима Сорокина и Каллистрата Жакова
Сорокинские чтения проводятся в Сыктывкаре в третий раз. Но если раньше они проходили в виде круглых столов, где каждый сам выбирал проблематику для выступления, то теперь была задана одна тема: «Человек в социокультурном мире». И речь шла не только о Питириме Сорокине, но и о другом нашем выдающемся земляке, философе Каллистрате Жакове, чье 150-летие со дня рождения будет отмечаться в сентябре нынешнего года.
Общее и различное
Если имя Питирима Сорокина в последние годы стало в республике чем-то привычным, то Каллистрат Жаков до сих пор не становился темой публичного обсуждения ученых. А между тем у этих людей, как заявила в самом начале чтений директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова, много общего. В чем-то похож их жизненный путь.
Они оба родились на территории Коми края, оба стремились к науке и достигли немалых успехов. Каллистрат Жаков стал первым коми профессором, а Питирим Сорокин – российским и американским социологом с мировым именем. В центре внимания того и другого был человек.
Социолог Питирим Сорокин рассматривал человека с разных точек зрения – биологической, социальной, исторической, физической.
– А вот Каллистрат Жаков всю жизнь собирал самого себя, – отметила Ольга Кузиванова. – И вот через свои личностные ощущения он изучал окружающий мир, проблемы бытия и место человека в этой жизни.
И судьба их обоих сложилась непросто. Петроградский профессор Каллистрат Жаков, поссорившись с Лениным, в 1917 году перебрался сначала в Эстонию, а затем в Ригу, где излагал студентам собственную философскую теорию лимитизма. Четверть века назад его прах был перезахоронен на Центральном кладбище Сыктывкара.
Питирим Сорокин по требованию большевистских властей покинул в 1921 году Петроград на поезде, жил в Праге, Берлине, а затем перебрался в США и основал социологический факультет Гарвардского университета. В прошлом году его имя было присвоено Сыктывкарскому университету.
Доклад заведующей сектором литературоведения ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Татьяны Кузнецовой, посвященный автобиографическому роману Каллистрата Жакова «Сквозь строй жизни», неожиданно перешел в весьма бурную дискуссию. Тон задал директор ИЯЛИ Игорь Жеребцов, поставив вопрос: «А можно ли считать Каллистрата Жакова коми писателем?»
В своем докладе Татьяна Кузнецова отметила, что роман, имеющий мемуарную основу, содержит значимые и глубокие раздумья о возможностях личности в формировании собственной судьбы.
– Можно сказать, что этот роман – исповедь сильной личности, не приспосабливающейся к обстоятельствам, – подчеркнула литературовед. – В то же время человек переживает сложные противоречия.
Тяга к культуре заставила Жакова уйти из коми деревни и исколесить всю Россию. Но в то же время он не принимает культуру, опасается, чтобы «яд и культура не отравили меня».
Осложнял его жизнь внутренний конфликт художника и ученого: «Я – сказочник и художник, могу писать и писать, но душа требует открытий математических и астрономических».
Но основная причина его драматических переживаний вызвана оторванностью от своего народа и невозможностью помочь ему. И все эти внутренние конфликты приводят Жакова к одиночеству. Величие характера состоит не только в том, чтобы победить, но и в том, чтобы не быть побежденным. В этом, по мнению Татьяны Кузнецовой, заключается основная мысль романа.
По поводу вопроса, заданного Игорем Жеребцовым, докладчица не смогла дать однозначного ответа.
– Жаков писал о коми народе, размышлял о нем и всегда оставался коми человеком, – сказала Татьяна Кузнецова. – Но писал он по-русски. Очень многие исследователи считают, что раз он писал на русском языке, то значит он не коми писатель. Но, наверное, это не самое главное. Ведь и Чингиз Айтматов в последние годы не писал на своем языке. И таких примеров много.
В подтверждение этой мысли профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ Владимир Сулимов напомнил, что и Тургенев свои повести «Первая любовь» и «Ася» написал сначала на французском языке, и французы называют его «месье Тургенёв» с ударением на последнем слоге.
Между тем участники дискуссии вспомнили, что Каллистрат Жаков вообще-то пропагандировал идею панславизма, а отнюдь не приоритета финно-угорского мира. К тому же воспитан он был именно на русской литературе – коми литературы в то время не существовало. А вот русский по происхождению писатель Михаил Лебедев вторую половину своей жизни писал на коми языке.
– А был ли Лебедев коми писателем? – задался вопросом Игорь Жеребцов. – И можно ли полжизни быть русским литератором, а потому стать коми? Правда, он родился в Коми крае и, в отличие от Жакова, всю жизнь провел здесь. Но ведь это к делу не относится.
– Есть такое правило: человек относится к той национальности, чьи культуру и язык он считает своими, – напомнил Владимир Сулимов. – Я, как писатель, думаю, что я – коми писатель.
Как это ни ужасно, но это так и есть.
Последняя реплика культуролога вызвала общий смех, а он сам пояснил, что хотя приехал в Коми во взрослом возрасте, за пределами республики он известен как человек из Сыктывкара и, когда он выходит на трибуну, его представляют как коми ученого.
Недавно вернувшийся из Канады доктор философских наук Николай Зюзев поставил схожий вопрос по отношению к Питириму Сорокину. Только звучал он немного иначе: он – русский или американский ученый? В его трудах, даже американского периода, мораль чисто по-русски выше права. А американцы, напротив, упор делают на праве. Эксперт центра «Наследие» Владимир Теребихин сообщил, что не раз встречал такое определение: Питирим Сорокин – единственный великий русский социолог.
К вопросу этнической принадлежности литературного творчества Каллистрата Жакова Игорь Жеребцов вернулся в своем докладе, посвященном этому философу и писателю.
– Жаков свое литературное творчество адресовал не только русскому, а шире – российскому читателю, который любит, понимает и увлечен жизнью российских народов, – резюмировал историк. – В своих произведениях он ретранслировал свои знания о коми культуре в российскую среду. И, безусловно, он всегда ощущал себя коми по происхождению. Это прослеживается даже в его последних философских лекциях, прочитанных в Риге.
Почему люди кончают с собой?
Кандидат философских наук Владимир Теребихин поведал о довольно мрачной, но, увы, очень актуальной теме, которая проходит через многие труды Питирима Сорокина, начиная от самых ранних и до самых последних. Это феномен самоубийства.
Питирим Сорокин писал об этом явлении: «Самоубийство – явление настолько странное, настолько необычное по своей природе, что заслуживает самого тщательного изучения. Помимо чисто научного интереса, изучение его необходимо еще и потому, что оно может иметь важные последствия для практических целей. Число самоубийств в нашу эпоху растет настолько быстро, что становится какой-то эпидемией, угрожая обществу вообще и каждому члену в частности».
По словам Владимира Теребихина, на территории Коми края в начале XX века происходило три самоубийства на сто тысяч человек. В середине 90-х годов уровень суицида достиг 60 человек на те же сто тысяч населения. То есть в десятки раз больше, чем во времена Питирима Сорокина.
– Нынешний уровень суицидальной смертности является критическим, – заявил эксперт центра «Наследие». – Он в полтора раза превышает предельные критические параметры, установленные Всемирной организацией здравоохранения, в полтора раза выше, чем в целом по Российской Федерации, и в три раза выше общемирового уровня.
Владимир Теребихин также сообщил, что уровень латентного суицида превышает официальный в три-четыре раза, поскольку большинство смертей в результате падений, удушений, отравлений и огнестрельных ранений на самом деле носят не случайный, а преднамеренный характер.
Питирим Сорокин в числе общих причин роста числа самоубийств называл одиночество личности в современном мире, оторванность от социума, что является результатом беспорядочной организованности самого общества. В такой ситуации достаточно малейшей неудачи, чтобы человек свел счеты с жизнью. Более конкретные причины – нужда, голод, безработица, что опять же является следствием беспорядочного устройства общества. Выводы нашего великого земляка подтверждают и данные современной статистики.
Уровень самоубийств снижается на начальном этапе революций и войн, когда индивидуальные чувства уступают коллективным и человек ощущает себя частью общего дела. Но затем, как правило, происходит рост, что связано с потерей привычного образа жизни, трудностями адаптации к новым условиям жизни. Любопытно, что женщины в три раза реже кончают жизнь самоубийством, чем мужчины. На родине Питирима Сорокина этот разрыв в 2013 году составил 6,5 раза. Сам социолог объяснял это тем, что женщины в силу исторических условий более привязаны к семье, менее индивидуализированы.
Однако новейшие исследования показали, что женские хромосомы обеспечивают женщинам более устойчивую иммунную систему, а следовательно, и большую жизнестойкость. Кроме того, мужчины более пристрастны к алкоголю. Правда, Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.
На Сорокинских чтениях прозвучало большое количество докладов. Как выразился один из участников этого мероприятия, разговора хватит на несколько докторских диссертаций.
– Творчество Сорокина и Жакова – это такие пласты, на основе которых можно создавать что-то новое, – сказала в заключение Ольга Кузиванова. – А это означает, что разговор требует своего продолжения.
Игорь Бобраков
Фото автора
Хочу поблагодарить газету «Республика» и Игоря Бобракова за профессиональную публикацию о «Сорокинских чтениях», в том числе, и о моем докладе по актуальной для республики проблеме самоубийства.
Хочу с удовольствием напомнить, что 20 лет назад, на целой полосе газеты в криминальном приложении «Версия» была в полном объеме опубликована моя аналитическая записка «Об основных тенденциях суицидального повеления населения республики» (публикация называлась «Потеряв равновесие,теряешь жизни»). В этой публикации, я тогда впервые привел некоторые теоретические оценки проблем самоубийства П.Сорокина.
Учитывая критически высокий уровень самоубийств в республике, (в 1.5 раза превышающий среднероссийский), также, начавшийся процесс снижения уровня жизни населения в условиях новой кризисной реальности, (что может вызвать всплеск суицидальной активности населения), рекомендую органам государственной власти провести изучение этой актуальной проблемы, разработать «Суицидологический паспорт Республики Коми», и на этой основе, принять региональную межведомственную государственную программу по предупреждению самоубийств, а также, рассмотреть эту актуальную проблему на заседании Совета или комиссии по социальной политике Общественной палаты РК.