Система муниципальных госзакупок в Коми заметно поменяется
Муниципальные закупки в Коми будут проводить централизованно. Соответствующий указ подписал 19 января врио главы региона Сергей Гапликов. Предполагается, что таким образом можно будет не только оптимизировать расходы, но и повысить их прозрачность.
На первый взгляд ничего удивительного в появлении такого указа нет: федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дает возможность субъектам Российской Федерации самим определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципалитетов.
Но другие регионы воспользоваться таким правом, мягко говоря, не спешат, и применяется практика централизованных закупок обычно точечно, по определенному направлению.
Например, для закупки учебной литературы, топлива для муниципальных котельных. В общем, в тех случаях, когда либо выгода налицо (учебники в школах в основном одни и те же – проще приобрести их крупным оптом), либо когда муниципальное образование с задачей не справляется, прослеживается коррупционная составляющая, заказы получают «свои люди».
Так что за опытом нашего региона явно будут следить очень пристально, прикидывая, можно ли его использовать на других территориях.
Почему в Коми решились на введение практики централизованных закупок? Можно предположить, что причин целый комплекс. Например, из-за целого ряда коррупционных дел муниципальных чиновников. Еще одним поводом для появления указа «О централизованных закупках товаров, работ, услуг», возможно, стала ситуация со строительством домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Подрядчики в некоторых муниципалитетах для этих целей были выбраны далеко не лучшие, даже наоборот.
Небрежность муниципалитетов в распоряжении бюджетными средствами отмечалась не только в строительстве жилья. Прошлой весной и в начале лета министр финансов Коми Галина Рубцова приняла участие в нескольких рабочих поездках руководства региона по муниципалитетам, ее выступления перед районными чиновниками производили оглушительный эффект. После приводимых министром ярких примеров того, как «умело» на местах распоряжаются казенными деньгами, на недостаток финансирования со стороны республики сетовать было уже как-то неприлично.
Еще одна причина централизации закупок в Коми тоже очевидна: экономическая ситуация в стране нестабильна, все дорожает, а приобретать что-либо большими партиями прямо на производстве, минуя посредников, гораздо выгоднее.
Сам указ достаточно короткий, основная суть в двух пунктах. Первый предполагает принятие комплекса мер для поэтапной централизации закупок для государственных и муниципальных нужд, второй – поэтапное формирование единого заказчика при осуществлении строительства за счет средств капитальных вложений в объекты государственной собственности республики.
Предполагается, что система централизованных закупок для муниципальных нужд в регионе начнет работать с марта. Хотя за оставшийся месяц весь этот немалый объем муниципальных направлений к одному республиканскому знаменателю привести гиперсложно.
На прошлой неделе централизация закупок обсуждалась на оперативном совещании правительства региона. Галина Рубцова подробно рассказала о новом порядке организации закупок. Централизация будет обязательным условием предоставления из республиканского бюджета муниципалитетам межбюджетных трансфертов и субсидий на закупку тех или иных товаров или услуг с максимальной начальной ценой контракта свыше 250 тысяч рублей. То есть, если речь идет о сумме не меньше чем в четверть миллиона рублей, определять поставщиков, подрядчиков будут на республиканском уровне.
К трансфертам, по которым будет осуществляться централизация, на данный момент относятся субсидии на обеспечение мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилья, субсидии на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, субсидии на содержание и оборудование ледовых переправ, зимних дорог муниципального значения, содержание, ремонт и реконструкцию дорог местного значения.
По каким именно направлениям будут централизоваться закупки, стало ясно из слов Галины Рубцовой, которая предупредила региональные минстрой, минприроды, минкультуры, минспорта, минсельхоз и минобраз, что им до 1 февраля нужно внести изменения в правила предоставления межбюджетных трансфертов. Причем, как выяснилось, по отраслям образования и спорта с физкультурой грядущие изменения уже были учтены еще на этапе согласования госпрограмм на 2016 год.
Работать система закупок станет так: муниципалитет будет формировать заявку, направлять ее на согласование в орган исполнительной власти. Допустим, если речь идет о строительстве дома, то в минстрой Коми. Там, в свою очередь, заявку рассмотрят и, если согласуют, отправят в минфин региона, ставший уполномоченным органом на определение поставщиков и подрядчиков. Министерство на основе собранных заявок сформирует конкурсные документацию и комиссию, разместит информацию об аукционе в единой базе.
Потом будет заключен муниципальный контракт, приниматься выполненная работа будет тоже на уровне муниципалитета.
Галина Рубцова рассказала, что в 2015 году проводился выборочный мониторинг деятельности администраций муниципалитетов по ведению закупок на сумму более одного миллиона рублей.
– Конечно, охватить мониторингом все закупки просто невозможно, но те единичные случаи, что мы рассматривали, выявили множество недостатков. Практически ни одна закупка не была проведена по тем нормам, что определены 44-м законом, в основном все осуществлялись муниципальными образованиями с нарушениями, – заявила министр финансов.
По ее мнению, централизация, как минимум, позволит повысить качество конкурсной документации и отсеять недобросовестных поставщиков.
Министр напомнила присутствующим о неоднократных фактах подписания муниципальными чиновниками актов выполненных работ, которые на деле были не выполнены. И это одна из причин минимизации объема субсидий, отправляемых на муниципальный уровень. При формировании бюджета средства будут как можно больше централизовать. И уже в этом году строительство общеобразовательной школы в Сыктывкаре за счет привлечения средств федерального бюджета будет производиться в государственную собственность, а потом ее передадут в муниципальную.
Что же до второго пункта указа, касающегося появления единого заказчика при строительстве объектов в госсобственности, то реализовать это будет минстрой Коми. Под его «крылом» уже есть два учреждения – «Инвестстройцентр», который выступит заказчиком в области строительства зданий, и «Управление автомобильных дорог», в ведении которого ремонт, содержание и строительство дорог. Эти учреждения и должны, судя по всему, стать «материалом» для создания единой службы заказчика.
– На федеральном уровне уже почти год обсуждается вопрос создания единой службы заказчика. Пока министерство строительства и ЖКХ находится в процессе формирования идей на эту тему. Я думаю, что нам не стоит ждать результатов работы на федеральном уровне, а просто решить эту задачу и показать определенную динамику в этом вопросе на территории региона, – прокомментировал создание единой службы Сергей Гапликов. – В каждом министерстве, особенно в социальной сфере, есть специалисты, которые знают нормативы, правила, соответствующие требования к зданиям и сооружениям, но как строить – это уже не дело ни минобразования, ни минкультуры, ни министерства здравоохранения. Не загружать несвойственными функциями специалистов, которые должны заниматься только профильной работой, – это тоже наша задача.
Кроме того, врио главы высказал надежду, что с централизацией закупок улучшится ситуация с соблюдением строительных норм и правил, не будет случая закупки «вредных» материалов, и сэкономить тоже удастся.
– Ни для кого не секрет, что если у нас есть десять одинаковых позиций, закупаемых в разных местах, то в силу разных обстоятельств, деля объемы, мы получаем иногда сильно разнящиеся ценовые параметры, – отметил руководитель региона.
В финале Сергей Гапликов поблагодарил коллег за оперативную работу по претворению в жизнь его указа: прошло всего несколько дней, а необходимые положения уже разработаны.
Анна Потехина
Фото rkomi.ru
Наталия Гуревская, руководитель республиканского управления Федеральной антимонопольной службы России:
– Я считаю, что централизация крупных закупок для муниципалитетов – это правильно. Дело в том, что на местах зачастую не хватает специалистов, которые могут профессионально работать в этом направлении. Отсюда и неправильно оформленная конкурсная документация, и прочие нарушения. Вспомним хотя бы все эти истории с недостроенными детскими садами. Поэтому логично передать крупные закупки, когда речь идет о строительстве домов, социальных объектов, дорог, на республиканский уровень, где вся эта система хорошо отлажена. Думаю, это действительно позволит повысить прозрачность закупок, справиться с рядом других проблем.
Оставьте первый комментарий для "Центробежная сила"