Анна Воробьева: «Средств собственников пока не потрачено ни копейки»

Сразу по окончании новогодних каникул стало известно об увеличении размера взносов за капитальный ремонт в Коми; информация, передаваемая из уст в уста, обросла самыми невероятными подробностями. Немало толков вызвали и обнародованные краткосрочные планы проведения капремонта, появление льгот на оплату взносов. На самые актуальные вопросы, касающиеся деятельности Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов, «Республике» ответила генеральный директор этой организации Анна Воробьева.

IMG_3031

– Насколько все-таки реально выросли взносы за капитальный ремонт и почему? Ведь заявлялось, что в Коми они пока будут сохраняться на очень низком уровне по сравнению со средним по России?

– Постановлением, которым установлен первоначальный взнос, предусматривалось, что в течение первых трех лет будет проведена его индексация. Она сейчас и произошла, взносы проиндексированы на шесть процентов. Это немного. Например, в Сыктывкаре взнос с одного квадратного метра составлял 2 рубля 10 копеек, а сейчас – 2 рубля 24 копейки. С другой стороны, в том же постановлении сказано, что через три года возможен полный пересмотр размера взноса. Это может произойти в 2017 году, но это уже прерогатива Минстроя Республики Коми.

– А какова сейчас собираемость взносов в Коми?

– Поскольку было принято решение, что квитанции будут выставляться раз в квартал, пока мы можем судить о собираемости только по данным октября прошлого года. На тот момент общая собираемость – с населения и юридических лиц составляла 43 процента. Задолженность – порядка 276 миллионов рублей. Причем если отдельно смотреть, как платит взносы население, то собираемость лучше – 50 процентов, с юрлицами дела похуже.

– Юридические лица – это муниципалитеты, которые должны платить взносы за квартиры, находящиеся в собственности администраций?

– Не только они. Это различные учреждения, предприятия, владеющие жилыми квартирами. Кроме того, среди юрлиц очень много собственников помещений на цокольных этажах многоквартирных домов, где располагаются магазины, парикмахерские, офисы и так далее. Кстати, о муниципальных квартирах. К нам часто обращаются люди, возмущаются: «Что такое? Почему мне квитанции на капремонт приходят, а соседке – нет?» Начинаешь разбираться, выясняется, что квартира, в которой живет соседка, – неприватизированная, значит, счета выставляются муниципалитету.

– Почему, на ваш взгляд, собираемость пока не «на высоте»? Это связано в первую очередь с тем, что многим собственникам квартир из-за того, что база данных не была собрана вовремя, счета пришли сразу за несколько месяцев, так что суммы получились впечатляющими?

– Не думаю, что только из-за этого. На самом деле многие из тех граждан, которым квитанции стали приходить сразу, тоже не стали платить, поскольку не поняли, что это за взносы. Разъяснительной работы было маловато. Вторая причина – предвыборная кампания, когда представители одной из партий ради привлечения избирателей говорили, что взносы на капремонт должны отменить. А к нам потом приходили бабушки и плакали: «Мне на улице сказали, что за капремонт платить не надо, а меня теперь из-за задолженности льготы на оплату ЖКУ лишили!» Сейчас эта волна уже поутихла, люди постепенно разбираются что к чему. А третья причина неуплаты – люди не верят, что этот капитальный ремонт будут делать. Потому что очень много вопросов по текущему ремонту, где зачастую обязанности компаний по его проведению не выполняются. Собственники квартир не всегда могут разделить понятия – капитальный и текущий ремонт, думают, что с них хотят взять деньги дважды за одно и то же.

– Не соглашусь, что разъяснительной работы было мало. СМИ на эту тему многократно писали, говорили, и когда этот закон только был принят, и когда началась рассылка квитанций. Другое дело, что не все обращают внимание на то, о чем рассказывают в газетах или по телевизору, пока оно лично его не касается.

– Разъяснительную работу должны еще и муниципалитеты активно проводить, отвечать на вопросы граждан. А то получил человек квитанцию на капремонт, звонит в свою управляющую компанию, там говорят: «Мы ничего не знаем». Звонит в администрацию города или поселения, а там опять: «Ничего не знаем, никаких денег не получаем». И следующий звонок к нам, человек уже в истерике: «Что это такое? Сидите там, в Сыктывкаре, и выдумываете что-то!» Когда на местном уровне нет разъяснительной работы, в этом муниципалитете собираемости не будет. А к руководству некоторых маленьких населенных пунктов у меня иногда у самой вопрос возникает: «Коллеги, а вы законы-то читаете?» В их полномочиях сформировать планы – что и в какой год должно ремонтироваться. Они же почему-то считают, что это наш фонд должен сделать.

Однажды в Госсовете во время прямой связи с муниципалитетами Печора пожаловалась: «Вот, вы ничего не разъясняете, у нас не бываете». Приехали. На встречу пришло 20 человек. Еще раз приехали – 28 человек. Это всего столько горожан вопросы капитального ремонта интересуют или это так организовано? Хотя на самом деле мы и ради двадцати человек готовы объяснять, чтобы люди поняли и начали взносы платить. Иногда даже на предприятия выезжаем по приглашению руководства.

Не хватает разъяснительной работы с льготниками, которым сейчас полагается государственная поддержка на оплату взносов. Многие почему-то подумали, что их вообще от уплаты взносов освобождают, а тут им квитанции приходят. Объясняю: «Тут ситуация такая же, как с квартплатой. Вы по квитанции платите, а потом вам через минсоцтруд расходы возмещают».

– Как идет работа по взысканию задолженности по взносам? Не секрет, что у нас с многих должников по квартплате деньги практически взыскать невозможно – недоплата в сотни тысяч рублей, а приставам с него либо взять нечего, либо должник от встречи с ними как может уклоняется.

– В любом случае есть норма закона – долги надо взыскивать, и мы это должны выполнять, ставить все точки над i через суд. А как будет исполняться решение суда – это уже отдельная история. Поскольку изначально у нас были проблемы со сбором информации по собственникам, квитанции пришли за девять месяцев и больше, руководством республики было дано указание, чтобы по тем квитанциям, где начисление произошло с задержкой, пени не начислялись. У нас был очень большой объем обращений, когда люди стали присылать типовые заявления об отказе платить взносы. По этим заявлениям мы подали иски в суд, где были приняты решения в нашу пользу. Но на самом деле большинство таких граждан еще в досудебном порядке отказались от своих намерений и взносы заплатили. Сейчас мы начали претензионную работу по взысканию задолженности с неплательщиков.

– Люди, отказываясь платить, нередко ссылаются на то, что их дом подлежал капремонту еще до приватизации, значит, его обязан отремонтировать прошлый собственник. Это так?

– Да, в законе сказано, что, если на момент приватизации дом подлежал капитальному ремонту и это было зафиксировано документально, обязательства по капремонту ложатся на прошлого собственника – муниципалитет, предприятие, если дома были служебные. А то бывает, что человек берет в техпаспорте данные и начинает самостоятельно вычислять, какой износ у его дома должен был быть в таком-то году, порой выходит, что дом чуть ли не сносу уже подлежит, хотя это совсем не так.

Но, с другой стороны, граждане, где же вы были эти 20 лет после приватизации и почему не предъявили иск прошлому собственнику? И сами вы что за это время для своего дома сделали? Собрали средства и крышу отремонтировали? Фасад в порядок привели? Почему вы считаете, что этим должно было заниматься государство, ведь в своем, частном доме вы бы не требовали, чтобы государство вам крышу перекрыло? Создавайте советы домов, ТСЖ, начинайте уже управлять своим имуществом.

– Но все же если есть документы, подтверждающие необходимость проведения капремонта еще до приватизации, все-таки можно переложить расходы на это на плечи муниципалитета?

– Да, приведу в пример решение прокуратуры в Воронежской области, где написано, что если есть такие обязательства, то за счет средств взносов собственника капитальный ремонт выполняться не должен. Зафиксированные обязательства должны быть выполнены тем, за кем они закреплены. Но в последующем ведь придет время для очередного ремонта. Так что взносы все равно нужно собирать.

– Осенью на заседании правительства Коми случился небольшой скандал, вас обвинили в нецелевом расходовании средств, собранных с собственников жилья, в трате их на услуги, которые фонду оказывала сторонняя организация. Деньги потребовали вернуть. Прокомментируйте эту ситуацию.

– Руководителю региона тогда преподнесли искаженную информацию. Это была временная мера, расходы утверждались совместно с минфином и минстроем Коми, заложили соответствующую строчку в бюджете региона. Мы были вынуждены прибегнуть к услугам сторонних организаций, в том числе по выставлению квитанций и их распечатке. Нас уже проверили, и не раз, по этому поводу. Средств собственников фонд вообще пока не потратил ни копейки. На сегодня все допущенные ошибки проанализированы, в том числе связанные с актуализацией базы. Надеемся, что в нынешнем году таких сбоев, как в прошлом, не будет.

– Вы упомянули, что из средств собственников не было потрачено ни копейки. Получается, что в прошлом году капремонт домов в Коми проходил на другие средства. А в этом году деньги из «копилки» достанут?

– Да, на капремонт мы эти средства в прошлом году не тратили. А в этом планируем отремонтировать 204 дома с использованием собранных с населения денег. Перечень работ очень большой, сейчас заканчивается разработка проектов, весной должен начаться сам капитальный ремонт. Некоторые задержки связаны с планами, которые предоставили муниципалитеты. В нескольких случаях вышло так, что объем работ был запланирован на одну сумму, а взносов было собрано куда меньше. Но мы же некоммерческая организация, можем направлять в муниципалитет только те средства, что там собраны. Поэтому кому-то планы пришлось подкорректировать, где-то недостающие средства добавили из муниципального бюджета.

– Часто люди жалуются, что до вас невозможно дозвониться, почему это происходит и что делать, если есть вопросы?

– Раз в три месяца мы выставляем квитанции – порядка 400 тысяч. И в эти дни до нас действительно трудно дозвониться, мы продлеваем время работы «горячей линии» до восьми часов вечера, но линии все равно постоянно заняты. Человек звонит к нам, если линия занята, автоматически его звонок тут же переключается на другого оператора, там снова занято, и так может быть в течение 30 секунд. Если свободных операторов нет и в период его ожидания, из операторов никто не освободился, то звонок автоматически сбрасывается.

А у звонящего возникает впечатление, что мы просто трубку не берем. Выход такой: если у вас общие вопросы, касающиеся закона о капремонте, сбора взносов, можно позвонить в офис «Мои документы», они нам очень помогают, дают необходимые разъяснения. Если вопрос касается квитанций, платежей или состояния лицевого счета – звоните на наш бесплатный телефон 8-800-200-56-96. Не получается дозвониться – просим набраться терпения и повторить попытку позднее или в другой день. Можно написать нам обычным письмом или на электронную почту, мы обязательно ответим. Или, если вы живете в Сыктывкаре, приходите лично.

Беседовала Анна Потехина

Тарифы на капитальный ремонт в 2016 году
(на один квадратный метр помещения):
Сыктывкар – 2,24 руб.
Сыктывдинский район – 2,24 руб.
Сосногорск – 2,30 руб.
Княжпогостский район – 2,30 руб.
Корткеросский район – 2,30 руб.
Усть-Вымский район – 2,30 руб.
Ухта – 2,32 руб.
Сысольский район – 2,32 руб.
Койгородский район – 2,38 руб.
Усть-Куломский район – 2,40 руб.
Печора – 2,44 руб.
Прилузский район – 2,44 руб.
Троицко-Печорский район – 2,44 руб.
Удорский район – 2,52 руб.
Инта – 2,60 руб.
Ижемский район – 2,64 руб.
Вуктыл – 2,67 руб.
Воркута – 2,69 руб.
Усть-Цилемский район – 2,69 руб.
Усинск– 2,77 руб.

Оставьте первый комментарий для "Анна Воробьева: «Средств собственников пока не потрачено ни копейки»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.