Театр моей памяти

Автор и исполнитель Анатолий Низовцев расскажет о звездах прошлого века

Уроженец Княжпогостского района Анатолий Низовцев – единственный артист и режиссер Санкт-Петербургского камерного театра исторического портрета. На этой неделе он в седьмой раз приехал на гастроли в столицу Коми. Ежедневно он дает по нескольку мини-спектаклей в школах, колледжах и лицеях. Почти все свои моноспектакли артист читает от первого лица, перевоплощаясь то во Владимира Высоцкого, то в Сергея Есенина, то в Фредди Меркьюри.

P2110132

Артист более полувека занимается литературно-концертной деятельностью, и за это время он сыграл более десяти тысяч моноспектаклей о жизни замечательных людей. Свои моноспектакли он делает на основе собранных документов и свидетельств очевидцев. В Сыктывкаре он выступает с 1996 года.

Анатолий Низовцев когда-то вел концерты Владимира Высоцкого, был знаком с друзьями и учениками Эдит Пиаф, родной сестрой Сергея Есенина, до сих пор встречается с родственниками прототипов героев «Молодой гвардии». Эти знакомства и встречи и легли в основу его моноспектаклей.

Когда-то он читал свои спектакли-монологи президентам США и Франции Рональду Рейгану и Франсуа Миттерану. Сейчас же актер выступает перед школьниками, студентами и военнослужащими. Свои выступления он дополняет фотоиллюстрациями, копиями архивных документов, воспоминаниями самих героев, записями их песен и стихов.

Анатолий Низовцев родился в поселке Железнодорожном (сейчас город Емва) летом 1941 года, через девять дней после начала войны. Здесь во внутренних войсках служил его отец.

– Отца почти сразу забрали на фронт, и мама со мной уехала в Великий Устюг, – вспоминает артист. – Там и прошли мое детство и юность. У деда ушли на фронт десять сыновей, а вернулись только мой отец и ставший инвалидом дядя Коля. В 2015 году я был удостоен памятной медали «Дети войны», а за пропаганду военно-патриотических программ награжден памятной медалью «70 лет Великой Победы». С первого класса я участвовал в самодеятельности, и решение стать актером было у меня вполне осознанное, хотя родители желали мне другое будущее. После семилетки я махнул в Свердловск поступать в театральное училище. Удивительно, но конкурс 44 человека на место прошел без всякого блата и помощи. После учебы работал в Ереване в Русском театре имени Станиславского. Жил я тогда в семье знаменитого музыканта Арама Хачатуряна, с племянником которого до этого учился в Свердловске. Болезнь, которая приковала меня на три года к постели, вынудила переехать к тетке в Ленинград.

В Ленинграде Анатолий Низовцев с 1961 года. Живет в типичной питерской коммуналке на пять семей. Окончил истфак Ленинградского государственного университета. Пока учился в вузе, занимался в литературном объединении поэта Леонида Хаустова, который вместе с Ольгой Берггольц в свое время вел передачи на радио в блокадном Ленинграде.

В 1972 году Низовцеву предложили возглавить театр пропаганды и эстетического воспитания, который был создан Академией наук и обществом «Знание» для советского контингента войск, находящегося за рубежом, и детей дипломатов. Театр гастролировал по зарубежным странам, артисты выступали в военных гарнизонах, школах. Это были не просто лекции, а  настоящие театрализованные представления. С концертами артисты объехали чуть ли не полмира. Но к началу девяностых наши войска были выведены на родину.

И Анатолий Низовцев  начал работать в гастрольно-камерном театре исторического портрета, созданном при Академии наук СССР для просветительской работы среди молодежи.

– С учениками и друзьями Эдит Пиаф мы познакомились, когда я работал в культурной миссии и несколько лет, с 1985 до 1991 года, жил в Париже, – перешел к теме «звездных» знакомств артист. – Моноспектакль про Пиаф я готовил совместно с французским композитором и шансонье Шарлем Дюмоном – другом и учеником великой певицы. А вот с Высоцким я был знаком лично. Мне выпала возможность вести два его последних ленинградских концерта: 20 мая 1980 года в одном из университетов и в пединституте имени Герцена. Тогда заболела ведущая его программ, и меня попросили ее заменить. Высоцкий был своеобразным человеком. Его настроение могло меняться по многу раз на дню: то он добрый и внимательный, то неожиданно становился жестоким. Но при этом он много делал для людей, а для себя – ничего. А во время работы над монологом о Владимире Высоцком я четыре года жил и работал в Париже, встречался с Мариной Влади, актерами Театра на Таганке, его мамой. Эти встречи легли в основу спектакля «Мир вашему дому…», посвященного творчеству Высоцкого.

Всего в его репертуаре порядка пятидесяти авторских программ. Несмотря на то что в этом году он отметит свой 75-летний юбилей, артист продолжает работать и гастролировать по стране. В прошлом году его творческие вечера прошли в Ярославле, Твери, Гатчине, Луге и Волхове. Также он выступил в Таганроге, Ростове-на-Дону и Краснодоне (Луганская народная республика). После Сыктывкара планирует выступить в Великом Устюге.

Новая программа Анатолия Низовцева посвящена ученику  генералиссимуса Суворова – генералу графу Евграфу Комаровскому. Граф стал первым командиром отдельного корпуса внутренней стражи, с которого началась двухвековая история внутренних войск России. В марте исполнится 205 лет со дня основания Внутренних войск РФ. 27 марта 1811 года император Александр I издал указ о пополнении за счет штатных рот гарнизонных батальонов, которые стали именоваться «губернскими батальонами» и вскоре вошли в единую структуру – внутреннюю стражу России.

– Может, я уже в последний раз приехал в Сыктывкар, – подвел итог Анатолий Низовцев. – Годы все-таки берут свое. Но радует, что в родном городе меня узнают, здороваются на улице, а мои спектакли по-прежнему интересны молодежи.

Артур АРТЕЕВ
Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Театр моей памяти"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.