Осмыслить время и вернуть все лучшее

Творчество мастеров холста и кисти, а также молодых свободных художников представлено на выставке, открывшейся в четверг в Национальной галерее Коми.

P1530898

Отчетные выставки отделения Союза художников республики традиционно открываются в январе, поскольку 19 января 1943 года было принято постановление Совета народных комиссаров Коми АССР об организации Союза советских художников в республике.

Тематическое разнообразие – свободное и включает станковые и пленэрные работы художников Сыктывкара, Ухты, Инты и других городов и районов Коми. Большую часть работ зритель увидел впервые.

Как отметила на открытии куратор выставки Ольга Орлова, главное в большинстве представленных полотен – не игра красок, не форма, а сюжет, архетип времени, на который наслаиваются все последующие значения. Практически все работы, по мнению куратора, отличает глубина времени, эмоциональность. Особенность экспозиции – обращение к библейским сюжетам. Это полотно Фарука Бурангулова «Бегство из Содома», где отражен момент, когда Лот с дочерьми оставляют позади соляной столб, в который превращается его жена, нарушившая запрет Господа, или работа Анжелы Размановой «Архангел Михаил. Архистратиг», где военачальник воинства небесного стоит с опущенным огненным мечом у врат рая. Или «Слеза раскаяния» Вадима Кононова, а также «Врата Великого Новгорода» и «Новгородская красавица» Светланы Бутаковой. Конструируют свою живописную реальность, используя мифологические образы, художники Юрий Лисовский и Павел Микушев.

– Художники, более глобально воспринимая мир через образы, через «возвращение назад», возвращают зрителю утраченное качество духовности. Всегда во все времена они стремились и стремятся к репрезентационному идеалу, к высшему уровню мастерства передачи живописными средствами того, что видели их глаза. В этом контексте искусство спасительно, и неудивительно, что посетителей выставок в последнее время стало значительно больше. Люди ходят в залы, как в храм, за неким спасением, утешением, – предположила Ольга Орлова.

На открытии выставки не раз подчеркивалось о небывалом всплеске творчества молодых художников, чему, по мнению устроителей экспозиции есть вполне логическое объяснение.

В последнее время Союз художников стал уделять больше внимания молодым авторам, которые ныне имеют возможность участвовать в совместных пленэрах с состоявшимися мастерами, а также организовывать свои выставки на различных площадках Сыктывкара, формируя таким образом художественное пространство города.

Упоминая творчество молодых авторов, нельзя не выделить ироничные полотна Татьяны Ракиной, тяготеющие к гротеску работы Нины Елиной или изящные, тонкие картины Кристины Овсянкиной.

Тем не менее в основном композиция держится на профессионализме таких мэтров, как Роман Бендерский, Вадим Кононов, Леонид Агеев, Владимир Дурнев и Вячеслав Кислов, который подготовил к выставке весьма любопытную работу, где в единое целое объединены 22 портрета примечательных для художника разных персонажей как прошедшего, так и нынешнего столетия. Удивительный контраст, как росчерк или своеобразный знак выставки, – две работы отца и дочери. Это классика жанра – скульптура Игоря Пылаева «Княгина Ольга» и работа поп-арт «Сфинкс» Валентины Пылаевой.

В экспозиции представлены произведения в том числе и ушедших в 2015 году мастеров Станислава Торлопова, Владимира Ермолина, Игоря Пылаева, Германа Тонкова.

Марина Щербинина
Фото  Виктора ПОРОХНИ

P1530904

Добавить комментарий