Заокеанская одиссея Светланы Турубановой

Наука осталась главным делом сыктывкарки, отправившейся работать в Америку

Говорят, что жизнь – это путешествие. Кандидат биологических наук Светлана Турубанова сумела совместить путешествие, науку и жизненное призвание в единое целое. Получив два высших образования, она несколько лет участвовала в увлекательных экспедициях с командой «Гринпис», а затем сама стала частью коллектива этой организации. Спустя годы Светлана с семьей отправилась в Америку, чтобы продолжать заниматься любимым делом – научными исследованиями.

Светлана Турубанова

Светлана Турубанова родилась и выросла в Сыктывкаре. На вопрос о том, кем она мечтала быть в детстве, собеседница газеты отвечает, что особых предпочтений у нее не было. Мысль связать себя с научной деятельностью пришла к ней намного позже.

Окончив школу, она поступила в Коми государственный педагогический институт на географо-биологический факультет. Но будущая профессия не привлекала девушку.
– После прохождения практики в школе я поняла, что быть учителем – это не мое призвание. Поэтому решила продолжить учебу, но уже по другой специальности – экологии, которая заинтересовала меня на пятом курсе, – вспоминает Светлана.

Получив первое образование в родном городе, сыктывкарка уехала в Пущино. В Пущинском государственном естественнонаучном институте получила степень магистра по экологии и защитила кандидатскую по биологии. Это стало поворотным моментом в ее судьбе.
– Моя магистерская и кандидатская диссертации были связаны с ГИС (геоинформационная система – картографические базы данных – прим. авт.). В 1999-2002 годах велась работа по обнаружению малонарушенных лесных территорий (самый важный и масштабный тип ценных природных территорий в Архангельской области – прим. авт.) в России, и были связанные с этим поездки в отдаленные лесные регионы. Когда я услышала, что сотрудники «Гринпис» собираются в Коми, я уговорила их взять меня волонтером. И три года участвовала в экспедициях по Удорскому, Ухтинскому, Усть-Куломскому и Койгородскому районам. Потом меня уже пригласили на постоянную работу в этой организации, – рассказывает Светлана Турубанова.

В «Гринпис» наша соотечественница занимала должность ассистента кампейнера, руководителя лесного отдела.
– Я работала с картами и космическими снимками как ГИС-специалист. Тогда же познакомилась со своим будущим мужем, Петром Потаповым, который был главой отдела. По образованию он ботаник, тоже кандидат биологических наук, – отмечает собеседница газеты.

В природоохранной организации Светлана проработала семь лет. В 2008 году ее муж получил приглашение работать в университете Южной Дакоты в США. Сказать, что это было полной неожиданность для всей семьи, значит не сказать ничего. Отказаться от шанса, который выпадает только раз в жизни, супруги не могли, поэтому довольно скоро приняли решение о переезде за океан. Родственники с пониманием отнеслись к их выбору.
– Пожалуй, главное, что могло удержать нас от поездки, это родители. С возрастом здоровье, к сожалению, не крепнет. Но мы чувствовали их поддержку, и наши последние сомнения исчезли, – говорит она.

Точкой назначения в этом путешествии стал маленький университетский городок Брукингс в штате Южная Дакота. По приезде супруги сразу окунулись в работу: Петр занялся научной деятельностью в университете, а Светлана продолжила свою работу в «Гринпис», только теперь уже в качестве волонтера. Однако приспособиться к жизни в другой стране с совершенно новым укладом и порядком оказалось не так просто.

– Манера общения американцев разительно отличается от россиян: в ней слишком много доброжелательности и улыбок. Надо отметить, что это характерная особенность маленьких городков. Мегаполисы же во всем мире похожи друг на друга. Но, если честно, американцы разные, так же как и россияне, все зависит от того, какой именно человек тебе встретится, – поделилась наблюдениями Светлана.
Новая страна – это не только иной быт, менталитет, но и другой язык. Именно с иностранного языка и начинается истинное знакомство с другим государством.
– До переезда я знала английский язык на очень низком уровне. Только в Америке мне действительно удалось хоть как-то продвинуться: я дважды в неделю посещала бесплатные курсы на базе «социальной защиты», смотрела новости и фильмы с субтитрами. Дети же владеют языком намного увереннее. Старшая дочь, которой был всего год, когда мы приехали в Штаты, свободно говорит на обоих языках, а младший сын почти не говорит по-русски. Но дома мы общаемся на русском, и каждую субботу дети посещают русскую школу, – рассказывает собеседница.

После двух лет волонтерства в «Гринпис» Светлана Турубанова стала научным сотрудником в одном центре с супругом. Новая работа сильно отличалась от прежней: одно дело проведение исследований для природоохранной организации, другое – исследования для научных целей. Другим был и рабочий коллектив. Лаборатория университета объединила людей из множества стран: России, Индии, Китая, Ганы, Демократической Республики Конго, Италии, Германии, Колумбии. Однако, как это ни странно, именно разное происхождение помогло коллегам найти общий язык.
– Не могу сказать, что я быстро освоилась на новом месте. Но тот факт, что все мы из разных стран, заметно помог нам в общении друг с другом. Всех нас объединяла прежде всего адаптация к жизни в Америке. Общими темами для разговоров и одновременно точками соприкосновения стали школы, система возврата товаров в магазины, автомобили и прочие бытовые мелочи, касающиеся каждого, – вспоминает Светлана Турубанова.

Несмотря на смену деятельности, эколог продолжает сотрудничать с «Гринпис». По ее словам, время от времени у них возникают проекты для совместной реализации.
В 2011 году нашей соотечественнице и ее семье предстояло еще одно маленькое путешествие, на этот раз в американскую столицу. Причиной нового переезда стало то, что начальник центра решил уехать в Вашингтон и захватить с собой всю команду. Так началась новая глава в жизни Светланы Турубановой.

Новым местом работы стал университет штата Мэриленд. Петр получил должность профессора на географическом факультете. Сейчас он занимается созданием лесных карт на глобальном и региональном уровнях. А Светлана продолжила заниматься научной деятельностью в сфере геоинформационных систем.

Теперь, оглядываясь назад, наша соотечественница говорит о том, что в Америке она реализовала себя как ученый-практик больше, чем смогла бы сделать это в России.
– Как ученый-теоретик, может, я достигла бы того же уровня, но если нужны ресурсы – в России таких возможностей пока нет. Ведь главным ресурсом для работы в моей области являются серверы такого типа, как «Яндекс» и прочие, но это все – коммерческие организации, науке такое не по карману. В Штатах есть ресурсная база, которая позволяет уже сейчас проводить необходимые исследования, – рассуждает собеседница газеты.

С родными Светлана и ее семья встречаются каждый год: или чета ученых приезжает в Россию, или родственники гостят в США. На вопрос о будущем эколог отвечает, что они с супругом до сих пор не уверены, что останутся в Америке навсегда. Возможно, спустя какое-то время семья Светланы Турубановой снова пересечет полмира, но не ради научных исследований и открытий, а для того, чтобы вернуться домой, как возвращаются после долгого и захватывающего путешествия.
Яна ПОЧТАРЕВА

Оставьте первый комментарий для "Заокеанская одиссея Светланы Турубановой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.