Путь к партнерству

По приглашению правительства республики и Союза промышленников, предпринимателей и работодателей региона в Коми прибыла большая делегация ОАО «РЖД» и его филиала – Северной железной дороги во главе с новым начальником Сергеем Кобзевым. Вторник в Сыктывкаре стал Днем Северной железной дороги – в большом зале Госсовета под председательством главы кабмина Коми Владимира Тукмакова, Сергея Кобзева и вице-президента Союза промышленников Владислава Рудого состоялось обсуждение актуальных вопросов сотрудничества отрасли и региона.

IMG_9593

На высшем уровне
Точкой отсчета этого важного мероприятия стала встреча Сергея Кобзева с врио главы республики Сергеем Гапликовым. Как сообщает пресс-служба главы и правительства Коми, стороны обсудили перспективы развития железнодорожной инфраструктуры в регионе и ситуацию, сложившуюся на рынке железнодорожных перевозок, и договорились об укреплении сотрудничества. В частности, Сергей Кобзев проинформировал, что в планах компании – поэтапное приведение в нормативное состояние железнодорожной и вокзальной инфраструктуры, а также относящихся к ней зданий и сооружений. Сергей Гапликов заверил, что, несмотря на непростую экономическую обстановку, правительство региона готово оказывать железнодорожникам поддержку в реализации намеченных планов на территории республики и рассчитывает на соответствующие подходы со стороны партнеров.Отдельно Сергей Гапликов и Сергей Кобзев обсудили работу железнодорожного транспорта на междугородных и пригородных маршрутах, сложности багажных перевозок, проговорили возможности повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения доступной среды для маломобильных категорий населения за счет обновления вагонного парка и ремонта вокзальных комплексов.Затем железнодорожники и предпринимательское сообщество собрались в Госсовете, где состоялся большой предметный разговор обо всем спектре существующих проблем. Первая половина заседания была посвящена речам, главным образом о последних достижениях отрасли, вторая, самая интересная, – вопросам и ответам.Приход нового руководителя кардинально сказался на всей работе СЖД, и это отметили практически все выступавшие. Как сказал генеральный директор птицефабрики «Зеленецкая» Николай Черный, если раньше «РЖД» было государством в государстве, то сейчас все совершенно не так: отношение железнодорожников к клиентам поменялось в лучшую сторону.О том, что железнодорожная отрасль переходит на «новую парадигму» и открыта для плодотворного сотрудничества, заявил в своем выступлении и сам Сергей Кобзев. Он продемонстрировал это на деле, не оставив без ответа практически ни один из заданных вопросов, даже самые проблемные.Первое, что поразило нового начальника СЖД, едва он вышел из вагона и ступил на сыктывкарскую землю, это не почищенный от снега и льда перрон. За это он в течение всего дня публично «песочил» местное железнодорожное начальство. На самом заседании, о чем бы он ни говорил, на какой вопрос бы ни отвечал, все равно невольно возвращался к заснеженному перрону и пенял начальнику вокзала. Вероятно, когда вечером делегация железнодорожного начальства снова садилась в поезд, перрон был чист, даже несмотря на обильный снегопад.
Навстречу клиентам
С большим вниманием зал заслушал информацию, прозвучавшую в выступлении начальника Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрея Сидорова, который привел показательные цифры и свежую статистику.В Коми у СЖД 389 клиентов-предприятий, 166 из которых являются постоянными. За десять месяцев железнодорожники отправили 16,5 миллиона тонн различных грузов. Причем объем перевозок, несмотря на сложную экономическую ситуацию, растет: угля отправлено больше на 17 процентов, цветной руды – на 7,2 процента, бумаги – на 10,2 процента.
– Сергей Кобзев сказал, что сегодня железнодорожная магистраль переходит на новую парадигму, и это действительно так, – отметил выступающий. – Если вчера мы ждали, когда к нам придет новый клиент, то сегодня стараемся сами идти к клиентам. Мы понимаем ваши сегодняшние потребности – качество, цена, скорость доставки груза – и пытаемся меняться. Вчера РЖД занималось только перевозкой грузов от станции А до станции Б, а сегодня мы стараемся предлагать более комплексные услуги – доставлять от склада отправителя до склада получателя, перевозить грузы по расписанию. Что это за сервис? Крупная партия груза может быть доставлена в три раза быстрее, чем обычным поездом. Например, обычное время доставки из Сыктывкара до Санкт-Петербурга шесть суток, а «по расписанию» груз прибудет в место назначения за 46 часов. То же самое можно сказать о доставке груза экспрессом. В этом году со станции Микунь до Новороссийска ушло несколько экспрессов с лесоматериалами – составы шли в два раза быстрее, по сути со скоростью пассажирского экспресса, – поведал о наработках Андрей Сидоров.
О пользе передовых технологий
Среди других достижений СЖД – современнейший диспетчерский центр управления перевозками в Ярославле. Как отметил Сергей Кобзев, по техническому оснащению это самый современный ЦУП не только в России, но и в Европе. Именно благодаря такого рода IT-технологиям руководству СЖД удалось разобраться в ситуации, описанной в одной из бесплатных газет, распространяемых в Сыктывкаре, – что якобы жительнице северной глубинки не разрешили перевезти в железнодорожном вагоне весла для лодки, поскольку это негабаритный груз. Сергей Кобзев, прочитав заметку, распорядился проверить достоверность изложенного. Выяснилось, что пассажиров с таким именем и фамилией не существовало. Нашли человека с похожей фамилией, задали вопросы и обнаружили, что ни про какие весла там и речи не шло.
– Тем не менее эта ситуация помогла нам во всем разобраться. Для справки: весла, лыжи и даже велосипеды в сложенном состоянии в вагоне перевозить можно. Это зафиксировано в правилах перевозки пассажиров, и с 1935 года ничего в них не изменилось, – подчеркнул начальник СЖД. – Опять же для справки: мы бы в жизни никогда не узнали, сколько же проживает инвалидов-колясочников в Республике Коми, если бы не информационные технологии. Мы теперь знаем, что в Коми порядка 30 тысяч инвалидов, которые пользуются нашими услугами. Эти люди требуют к себе индивидуального подхода и адресной помощи. За последние три месяца мы трижды ради трех конкретных граждан с ограниченными возможностями здоровья прицепляли в состав поезда вагон, оснащенный местом для инвалидов. Черту под выступлениями подвел председатель правительства Владимир Тукмаков, заметивший, насколько важны партнерские отношения региона и транспортной компании в решении социально значимых вопросов:
– Самое главное, что нам удается найти взаимопонимание на уровне правительства и руководства СЖД и по перевозкам, и по вопросам обновления вагонного парка.
Дискуссия по существу дела
Большая часть вопросов была подготовлена и отправлена в Ярославль заранее, тем не менее разговор получился живой – авторы спрашивали, а Сергей Кобзев и его замы отвечали.
Вопрос представителей ООО «Газпром трансгаз Ухта» касался доставки вахтовиков для обслуживания системы магистральных трубопроводов Бованенково – Ухта. Схема подвоза на производственные объекты отработана, но есть нюансы. Компания просит сохранить существующие остановки – они достаточно частые, а также на участке Инта – Воркута организовать ежедневное сообщение – с утренней отправкой пассажирского состава с работниками из Воркуты и вечерним возвращением назад.
Никаких возражений на сей счет не последовало. Сергей Кобзев поручил проработать технические нюансы, касающиеся частных остановок, чтобы не допустить технологических нарушений, а все остальное, как он сказал, это нормальные партнерские отношения.Наибольший спектр проблем вобрал в себя вопрос сопредседателя регионального штаба Общероссийского народного фронта Павла Поташова. Для этого общественник даже специально вышел к трибуне и начал с показа видео-ролика, запечатлевшего неприглядного вида перрон воркутинского вокзала – с щебнем, мазутом и лужами.
– Поезда прибывают на второй-третий пути, не оборудованные для высадки и посадки пассажиров. Такая же ситуация в Печоре. Из Кирова до Усинска ходят составы, вагоны в которых морально устарели, ездить в них, особенно с детьми, проблематично, – сыпал примерами «фронтовик». Напомнил он и о состоянии поездов Адлер – Воркута, которые в народе называют «скотовозами».
– В Усинске проблема купить билеты в купейные вагоны, их заранее выкупают вахтовики, поэтому обычным пассажирам приходится добираться в плацкартных и общих вагонах. По пути следования большая часть вахтовиков выходит, и дальше купе уже пустуют. Такое же беспокойство вызывает у населения ситуация, когда вахтовики едут назад. На станции Каджером Печорского района пассажиры осаждают окошки кассы – билеты до Москвы и в поезда дальнего следования здесь купить невозможно, приходится ехать в Печору. Надо изучить этот вопрос и договориться с крупными компаниями, чтобы, скажем, была определена единая дата для поездок вахтовиков, – продолжил перечислять проблемы и варианты их решения Павел Поташов.
Еще один важный блок проблем касается доставки грузов в северные города. 20-тонный контейнер из Сыктывкара в Воркуту стоит 60 тысяч рублей. Это большая финансовая составляющая, и, чтобы покрыть расходы, предприниматели перекладывают их на потребителя, включая издержки в стоимость товара.
– Доставкой контейнеров практически никто не занимается, только частники, – посетовал Павел Поташов.
Начальник СЖД постарался прокомментировать практически все высказанные претензии. Например, заверил, что на остановочных пунктах, где нет платформ для посадки-высадки пассажиров, эти платформы в скором времени появятся.
– Сегодня в Республике Коми в пригородном движении 26 остановочных пунктов без платформ. Шесть платформ мы сделали, 20 сделаем в следующем году. В течение двух-трех лет заменим деревянные платформы, – пообещал Сергей Кобзев.
По поводу контейнеров он высказался более жестко:
– Сейчас не советские времена, реалии совершенно другие. Основа предпринимательства – это не диалоги о меценатстве и благотворительности. Поэтому когда мы говорим, что у нас отсутствуют пятитонные контейнеры, видимо, это рынком не востребовано. Поверьте мне, бизнес все равно найдет решение, если в этом есть потребность. Сегодня перевозкой багажа небольшими партиями занимаются частные предприниматели. Мы что, это тоже хотим завернуть в ноль и вернуть все назад, как было? Это неэффективно, это затратно. Государство и правительство передало этот сегмент частной сфере, хотя логистическое решение с участием нашей компании тоже возможно, – отметил Сергей Кобзев.Говоря об обновлении вагонного парка, начальник СЖД рассказал, что обсудил этот вопрос с врио главы республики Сергеем Гапликовым. В Коми СЖД обслуживает 500 вагонов, из них небольшая часть уже обновлена, например, поезд Москва – Сыктывкар обновлялся в 2012-2014 годах. Многие вагоны имеют только старый скелет, а вся начинка в них новая.
– Чтобы и в дальнейшем обновлять вагонный парк, нужны совместные усилия правительства республики и СДЖ. Надо обговорить, как должен быть выстроен разговор с Федеральной пассажирской компанией, – отметил руководитель Северной железной дороги.
Галина Владис
Фото Дмитрия Напалкова

Добавить комментарий