В Общественной палате пытались найти рецепты повышения платежной дисциплины населения
Насколько ответственно граждане республики платят за коммунальные услуги и как стимулировать к исполнению своих обязанностей тех, кто деньги за ЖКУ отдавать не хочет, обсудили на координационном совете по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, прошедшем в Общественной палате Коми.
В первую очередь члены палаты, открывая мероприятие, порадовались тому, что состав участников заседания получился весьма солидный: тут и два депутата Госсовета Коми, и представители органов исполнительной власти, и сотрудники ресурсоснабжающих организаций, и руководители ТСЖ, и различные общественники, специализирующиеся на защите прав граждан в сфере ЖКХ, и просто неравнодушные горожане.
Председатель палаты Галина Киселева заявила, что «сегодня здесь хотят не просто поговорить о ЖКХ, а ждут конкретных предложений». Ожидалось, что вся эта «тяжелая артиллерия» сейчас устроит мозговой штурм и выдаст на-гора немало рецептов, как обустроить ЖКХ и повысить ответственность собственников жилья. Чуда не произошло, и, хотя порой звучали дельные рассуждения, большей частью участники встречи сетовали друг другу на «разные безобразия», происходящие в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В самом начале заседания присутствующим раздали распечатки с результатами социологических опросов, проведенных разными интернет-порталами и СМИ, направленных на выяснение причин, почему жители Коми не платят за ЖКУ. Почти треть участвующих в одном из интернет-опросов (31 процент) призналась, что копит долги за коммуналку в первую очередь из-за дефицита семейного бюджета. Еще 17 процентов с небольшим сослались на тарифы на ЖКУ, необоснованно высокие, по их мнению. Около восьми процентов заявили, что не платят, поскольку недовольны качеством поставляемых услуг. Пять с половиной процентов сочли, что деятельность управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций недостаточно прозрачна, чтобы с легкой душой отдавать им деньги. Еще три с половиной процента сообщили, что им нужна финансовая помощь, чтобы оплачивать ЖКУ.
Наконец, около 35 процентов опрошенных заявили, что деньги за жилищно-коммунальные услуги вносят вовремя. Такое малое число ответственных плательщиков привело бы в ужас, если бы данные управляющих компаний, ТСЖ, сведенные воедино Комитетом по ЖКХ Коми, не противоречили результатам опроса: в регионе собирается вовремя в среднем порядка 86,7 процента платежей за ЖКУ. Или опрошенные лукавили, или многие просто не поняли суть опроса, решив, что от них хотят узнать, по каким причинам они отдают деньги за коммуналку безо всякого удовольствия. Или это произошло из-за того, что опрос проводился в интернете, в нем практически не участвовали пенсионеры, которые являются самыми активными плательщиками.
Вопросы в другом социологическом исследовании были составлены несколько иначе, респондентам предлагалось сообщить свое мнение, почему не они лично, а граждане вообще не хотят платить за коммуналку, а также предложить меры, которые помогут взыскивать задолженность. Половина опрошенных в качестве главной причины неплатежей назвала высокие тарифы, а треть предложила бороться с долгами, поощряя добросовестных плательщиков. По 27 процентов высказались за ограничение должников в услугах ЖКХ и усиление ответственности за неплатежи на законодательном уровне. Любопытно, что никто не проголосовал за публичное «прославление» конкретных должников как за меру воздействия на них.
– Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ не получают деньги своевременно, не могут произвести ремонт, качество услуги снижается, люди отказываются платить. Это замкнутый круг, – констатировала модератор встречи, член Общественной палаты Дарья Шучалина.
Сотрудник ОАО «Коми энергосбытовая компания» Лариса Головастикова в своем выступлении косвенно ей возразила, заявив, что у потребителей претензий к качеству их услуг практически нет, однако дела с собираемостью платежей с каждым днем все хуже. Мировые судьи не справляются с количеством дел по взысканию долгов с населения, та же самая ситуация и у судебных приставов, поэтому энергосбытовики начали работать по исполнительным листам самостоятельно, обращаясь в банки, в которых у должников есть счета, Пенсионный фонд. А что касается претензий насчет необоснованно высоких тарифов, так это не так: наоборот, в ряде территорий снабжение потребителей электроэнергией обходится куда дороже, чем с них разрешают брать. Так что даже при условии стопроцентных платежей, если цены на электричество не повысить, через пару лет можно доработаться до банкротства.
Елена Абатурова из ОАО «Сыктывкарский водоканал» подтвердила, что так дела и обстоят, но нередко, чтобы простимулировать должника к оплате, достаточно прислать ему извещение, что воду вот-вот отключат. Правда, реализовать такую угрозу не всегда технически возможно, но в частных домах к отключениям воды иногда прибегают.
Копятся и долги по счетам, выставленным региональным оператором капремонта. По словам директора этой организации Анны Воробьевой, судебные иски уже начались, правда, претензии пока предъявляли не тем, кто просто не платит, а тем, кто направил письменное обращение с заявлением, что платить отказывается. Но очередь скоро дойдет и до «молчаливых» должников.
Всем очень хотелось выслушать мнение по поводу неплатежей, которое могли бы высказать поставщики тепла, ведь их услуги стоят дороже прочих. Но тепловики на встречу не пришли, сославшись на большую занятость.
Председатель Комитета по ЖКХ Госсовета Коми Татьяна Саладина подняла острый вопрос о взимании банками, принимающими оплату за ЖКУ, процентов за свои услуги. Иногда, в особенности в случае с квитанциями за капремонт, эта комиссия сравнима с той суммой, что начисляют гражданину. А если учесть, что такие квитанции по умолчанию выставляют на каждого собственника квартиры (пока они не напишут заявление о соединении счетов в общую «бумажку»), то расходы возрастают пропорционально числу собственников жилплощади. По мнению депутата, все жилищно-коммунальные услуги
(в том числе и капремонт) стоит объединить в одной квитанции.
– И нужно обратиться в Госдуму с инициативой, чтобы вообще отменили комиссию, которую берут банки, – осенило Дарью Шучалину.
Однако большинство присутствующих тут же взялись лишать Татьяну Саладину и Дарью Шучалину иллюзий насчет гениальности их идей. Во-первых, рассказали, что «сваливание» всех платежей в одну квитанцию чревато тем, что недобросовестные управляющие компании будут еще активнее «крутить» деньги населения. Переход на прямые платежи (конкретный потребитель – поставщик ресурса) позволили во многом решить эту проблему. Так что не стоит возвращаться к пагубной старой практике. Во-вторых, объяснили, что банки – это коммерческая структура и за свою работу по сбору средств должны получать доход, как, впрочем, и любое другое финансовое учреждение, – бесплатно трудиться кому-либо наша Госдума приказать не может. Даже если сбор средств возьмет на себя некая госструктура, она тоже должна что-то получать за труды, возможно, тогда комиссию просто «зашьют» в тарифы.
Лариса Головастикова предложила свой выход из положения: платить по всем квитанциям на несколько месяцев вперед. Дело в том, что комиссия у некоторых банков не зависит от суммы платежа (особенно если эта сумма маленькая), а является фиксированной – допустим, тридцать рублей за каждую квитанцию. Платит, скажем, гражданин за капремонт за полгода вперед, а комиссию вносит единожды, чтобы дальше получать нулевые квитанции.
Но Ларису Головастикову тоже раскритиковали, напомнив, что население у нас за ЖКУ не платит в первую очередь из-за нехватки средств. О каких платежах за несколько месяцев вперед тогда может идти речь?
В ходе обсуждения снова вспомнили об идее стимулирования добросовестных плательщиков – так уже делают в некоторых регионах. Например, тем, кто платит вперед, немного снижать квартплату. Но особо развивать эту тему не стали.
Председатель одного из сыктывкарских ТСЖ Татьяна Нишанбаева посетовала на должников, проживающих в муниципальных квартирах. Этих неплательщиков очень трудно привлечь к ответственности, и хозяин квартиры – администрация города – тоже не всегда может поспособствовать.
– У нас в одной муниципальной квартире семья живет – десять человек, взрослые не работают, долги – около пятисот тысяч рублей. Писала уже во все инстанции, а толку нет. В администрации говорят: «Ну и куда мы этих десять человек сможем выселить?» Я уже сама лично их на работу устраивала. Буквально за руку в службу занятости водила. Они два дня числятся, а потом их увольняют за то, что они все равно не работают, – рассказала Татьяна Нишанбаева.
В финале участники встречи решили, что собираемости платежей поможет повышение квалификации управляющих компаний (чтобы услуги были «прозрачнее», разъяснительная и взыскательская работа велась лучше) и индивидуальный подход к должникам.
Анна Потехина
Фото www.ecmo.ru
Руководитель усинской управляющей организации «Универсал», считающейся на уровне республики одной из образцовых, Ирина Цыпящук лично на заседании Общественной палаты Коми не присутствовала, но прислала письмо о том, как в «Универсале» обстоят дела с собираемостью платежей и как ведется работа с должниками. Ирина Цыпящук высказала мнение, что на платежах населения сказывается экономический кризис, поскольку налицо их снижение: в 2013 году собираемость средств за ЖКУ в «Универсале» составляла 102,5 процента (люди платили авансом, возвращали долги), в 2014 году – 98,5 процента, в нынешнем – 95,74 процента.
В этом году «Универсалом» подано 80 исков о взыскании задолженности, судебными органами вынесено 51 решение в пользу управляющей организации. Ведется работа по заключению договора поставки электрической энергии с ОАО «Коми энергосбытовая компания», это позволит «управдому» влиять на должников путем отключения электричества. Кроме того, в распоряжении управляющей организации имеется система «КИТ», позволяющая устанавливать заглушки через фановый стояк для ограничения должников в пользовании канализацией. Должникам рассылаются квитанции ярко-красного цвета, на дверях их квартир вывешиваются листовки с просьбой оплатить задолженность.
Ирина Цыпящук считает, что для повышения эффективности взыскания необходимо внести изменения в Федеральный закон №152 «О персональных данных», позволяющие распространять информацию о должниках. Кроме того, она высказала мнение, что работа судебных приставов практически сводится к нулю, в результате судебные решения в отношении должников не исполняются.
Как стало известно, на днях Ирина Цыпящук возглавила муниципальную управляющую организацию «Жилкомхоз».
Дебиторская задолженность потребителей услуг перед действующими организациями жилищно-коммунального хозяйства Коми на начало октября этого года составляла 7069,2 миллиона рублей. Из них задолженность управляющих организаций – 1660,7 миллиона рублей, просроченная задолженность населения – 3589,2 миллиона рублей. Кроме того, 2710 миллионов – это задолженность одних организаций ЖКХ перед другими – наиболее крупными поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
Оставьте первый комментарий для "Пугать и стимулировать"