Надежнее металла

Как можно уменьшить количество аварийных ситуаций на нефтепроводах?

В прошлом году в Коми зарегистрирован 21 случай разгерметизации нефтепроводов, последствия этого – загрязнение 6,7 гектара земли. Почему «рвутся» трубопроводы? И можно ли этого избежать или хотя бы свести число порывов труб к минимуму?

_DSC1595 Владимир Анищенко: «Трубы ПАТ себя хорошо зарекомендовали».

Что «съедает» трубы
Одна из причин аварий на трубопроводах – их изношенность. Трубопроводы, проложенные много лет назад, в основном выполнены из стали, которая подвергается коррозии и разрушается, особенно в условиях Крайнего Севера. Примерно в трети случаев трубы разрушаются в результате химической коррозии, вызванной тем, что почва и вода, образно говоря, «съедают» металл. Электрохимическая коррозия – следствие того, что металл выполняет роль электрода, а агрессивные растворы – электролита. Прибавьте к этому перепады температур, сейсмические воздействия. Разрушается труба и изнутри – из-за выделения паров воды и сероводорода из нефти, являющихся мощными коррозийными агентами, из-за чего металл постепенно и достаточно равномерно истончается так, что в какой-то момент хватает и небольшого внешнего воздействия, чтобы произошла разгерметизация.
К сожалению, северные районы республики уже не раз испытали на себе последствия утечек нефти. Достаточно вспомнить катастрофу 1994 года в Усинском районе. Сколько тысяч тонн неф-тесодержащих продуктов тогда вылилось на почву, попало в реки Колва, Уса и Печора – спорят до сих пор. Растительному и животному миру этих мест был нанесен непоправимый ущерб, по некоторым данным, катастрофа негативно отразилась и на здоровье местных жителей.
Старые трубопроводы – проблема не только Коми, но и всей России. Разработано уже немало методов по их укреплению, защите от коррозии, проводятся работы по водоотведению, чтобы замедлить разрушение магистралей, но по большей части это всего лишь меры, направленные на отсрочку разрушения труб, срок жизни которых тоже имеет свои границы. Трубы просто пора менять. Вопрос: на что? На другие стальные трубы? А через сколько лет придется менять их? Ведь любой металл, несмотря на природную прочность, рано или поздно разрушается. Достойной и надежной альтернативой стальным трубам в последние годы стали полимерные армированные трубы. И при замене нефтепроводов добывающие предприятия все чаще отдают предпочтение именно полимерным армированным трубам (ПАТ).
Преимущества очевидны
Если бы лет пятьдесят назад обычному нефтянику кто-то сказал, что прочнее, надежнее, долговечнее металлической трубы может быть только пластиковая, слова эти были бы восприняты как минимум с сомнением. Но наука на месте не стоит, и пластик доказал, что в определенных условиях он может быть надежнее металла.
В чем преимущества ПАТ?
Во-первых, они позволяют решить проблему аварийности на долгие годы, не требуя при этом ни химической, ни электрохимической защиты. Коррозийным агентам – и внешним, и внутренним – они просто «не по зубам». Гарантированный срок службы полимерных армированных труб – 25 лет, но вообще их запаса прочности хватает на полвека, а то и больше.
Во-вторых, ПАТ гораздо легче традиционных стальных труб, что значительно упрощает и удешевляет их транспортировку и монтаж. Учитывая, что нефтяные магистрали республики зачастую идут по весьма труднопроходимым территориям, это очень важно. В-третьих, полимерные трубопроводы дешевле в обслуживании, при необходимости ремонта их легче заменить. В-четвертых, экономия на всем вышеперечисленном ведет к удешевлению самих нефтепродуктов, ведь снижаются затраты на их транспортировку.
Одним из первых в России полимерные армированные трубы начало выпускать ЗАО «Полимак» (Екатеринбург), здесь изготавливают ПАТ и строят трубопроводы из них уже 15 лет. Предприятие активно сотрудничает с нефтепромышленниками, работающими на территории Коми. За десять лет в регионе построено в общей сложности 130 километров трубопроводов из ПАТ. Учитывая, что общая протяженность нефтяных магистралей в республике составляет порядка двух тысяч километров, можно предположить, что со временем таких трубопроводов станет еще больше: предприятия, заботящиеся об экологии тех мест, где они работают, будут продолжать обновление.
В частности, в соответствии с экологической политикой металлические трубопроводы на полимерные заменили на проблемных участках Усинского месторождения. При освоении месторождений и транспортировке углеводородного сырья объектами воздействия являются практически все компоненты природной среды: воздух, вода, почва, растения. Принимая во внимание масштабы производства, немалый возраст основных фондов, систем сбора и транспортировки, становится понятным, почему обеспечение экологической безопасности и сохранение природной среды являются безусловными приоритетами в деятельности нефтяных компаний, работающих на территории Республики Коми.
Вопросами снижения промышленных и экологических рисков занимаются все подразделения нефтегазодобывающего холдинга. Объемы капитальных вложений в природоохранные мероприятия увеличиваются с каждым годом. Немалая их часть идет на реконструкцию трубопроводного парка и строительство новых, экологически безопасных магистралей.
Некоторые компании уже в течение длительного времени используют трубы ПАТ, которые были проложены на месте изношенных участков трубопроводов. О том, как ведут себя трубы ЗАО «Полимак» в условиях Крайнего Севера, да еще в заболоченной местности, характерной для тех мест, где они пролегают, мы попросили рассказать представителей двух предприятий республики – ОАО «Комнедра» и ООО «РН – Северная нефть».
Запас прочности –
до полувека
Как рассказал «Республике» начальник производственно-технической службы ОАО «Комнедра» Николай Мальцев, при реконструкции трубопровода выбор был определен тем, что данные трубы не подвержены негативному влиянию коррозионно-агрессивных сред, как по наружной, так и по внутренней поверхности. Кроме этого, возможность отложения парафиновых соединений на внутренней поверхности полимерных труб значительно снижается за счет меньшей шероховатости по сравнению со стальными трубами.
– За период эксплуатации ПАТ в нашей организации осложнений не было, – пояснил Николай Мальцев. – Монтаж полимерно-армированных труб требует меньших затрат времени за счет одновременного нагрева всей площади сварного соединения и последующего монтажа, стальные же трубы свариваются по окружности и в несколько проходов. Непосредственно снижения затрат при замене труб мы не получили, так как ПАТ все же дороже, чем стальные трубы. Но зато в процессе эксплуатации – экономия реальная, за счет снижения расходов на применение дорогостоящих химических реагентов по защите от коррозии и парафиноотложения. Нужно также отметить, что срок службы ПАТ – от 25 до 50 лет и применение этих труб экологически эффективно, так как снижаются риски, связанные с разгерметизацией трубопроводов и утечками нефти и пластовой воды в окружающую среду.
На вопрос, были ли аварии с разгерметизацией на участках с ПАТ и какие гарантийные обязательства несет изготовитель в таком случае, представитель ОАО «Комнедра» ответил:
– За период эксплуатации ПАТ таких инцидентов в нашей компании не было. Гарантийные обязательства в случаях отказа будут устанавливаться по результатам расследования причин, так как необходимо комплексно оценивать возможный брак от изготовителя ПАТ, брак строительной и (или) эксплуатирующей организаций, а также форс-мажорные обстоятельства, например, стихии.
А как производится ремонт полимерно-армированных труб в случае их механического повреждения, иначе говоря, можно ли поставить «заплатку» на такую трубу и насколько надежной она будет?
По словам Николая Мальцева, за прошедший период эксплуатации ПАТ предприятию еще не приходилось их ремонтировать. А вообще, существуют методы ремонта полимерных труб, например, монтаж ремонтной вставки. Что касается накладывания «заплатки», представитель ОАО «Комнедра» признался, что такая технология ремонта ему неизвестна.
В дальнейшем при реконструкции трубопровода и прокладке новых магистралей компания намерена отдавать предпочтение именно полимерно-армированным трубам.
– Использование ПАТ определяется экономической эффективностью, кроме того, нам необходимо оценить работоспособность ПАТ в более длительной перспективе, – пояснил Николай Мальцев.
Что касается вопросов профилактики аварийных разливов нефти, Николай Мальцев рассказал, что их компания ведет постоянный контроль над процессом эксплуатации трубопроводов, включающий коррозионный мониторинг, в том числе с оценкой эффективности применения химических, электрохимических методов защиты от коррозии. Трубопроводы периодически подвергаются очистке с целью удаления отложений и снижения линейных давлений. Ведется регулярный обход трубопроводов с периодическим осмотром на переходах, через водные и другие преграды, обязательно проводится периодическая экспертиза промышленной безопасности трубопроводов с отчетностью перед надзорными органами.
При условии правильной эксплуатации
По достоинству оценили полимерные трубы и в ООО «РН – Северная нефть». Начальник Управления эксплуатации трубопроводов ООО «РН – Северная нефть» Владимир Анищенко рассказал «Республике», что замену участка нефтепровода на трубы производства ЗАО «Полимак» компания осуществила уже в 2003 году. 
– В старых трубах было большое содержание сероводорода, они активно подвергались коррозии, местами были небольшие порывы, а с приобретением химреагентов были проблемы. Поэтому мы решили попробовать заменить часть труб на полимерно-армированные, – пояснил Владимир Анищенко. – При условии соблюдения правил монтажа и эксплуатации трубы эти очень надежны. Если, конечно, не соблюдать условий эксплуатации, то можно что угодно забраковать. При подземной прокладке важно, чтобы не было подвижек грунта, чтобы соблюдался температурный режим и давление не превышало 40 килограммов атмосфер. У нас именно подземная прокладка, пока жалоб на эти трубы не было.
Правда, монтаж ПАТ в «РН – Северная нефть» проходил с определенными сложностями, но, по словам начальника управления эксплуатации, причина здесь не в трубах, а в условиях нашего региона. У нас ведь очень болотистая местность. И чтобы труба не всплывала, нужна своеобразная подушка, подсыпка. Поэтому трубы ПАТ прокладывали зимой, когда грунт не так «ходит».
– Но в более южных регионах, я считаю, это лучший вариант труб, – уверен Владимир Анищенко. – Что касается температурного режима, то тут тоже нужно не допускать очень высоких температур. Мы перед началом части трубопровода из ПАТ установили металлическую трубу, и она при высоких температурах охлаждает нефть. Аварий у нас, слава богу, не было, хотя часть труб на поверхности. Кстати, у нас даже нет ремонтной базы для таких труб. Насчет гарантий я тоже ничего не могу сказать, потому что договор с производителем заключался еще до моего прихода на эту должность. Но у меня есть все связи с заводом-производителем, и если возникнет необходимость, могу к ним обратиться. Но лучше, если бы она не возникала. Думаю, на такой случай у производителя есть все комплектующие для ремонта, и вопрос будет решен без проблем.
На вопрос, собирается ли компания и в дальнейшем использовать ПАТ для реконструкции старых трубопроводов и строительства новых, Владимир Анищенко ответил:
– В принципе я не против таких труб. Они себя хорошо зарекомендовали.
Галина ГАЕВА
Фото из архива ЗАО «Полимак» и личного архива
Владимира АНИЩЕНКО

Лукойл-Коми-Усинскнефтегаз-4

Оставьте первый комментарий для "Надежнее металла"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.