Сергей Гапликов сделал программное заявление по поводу регионального бюджета
В прошлую среду на заседании правительства региона врио главы Коми Сергей Гапликов выступил с программным заявлением, посвященным формированию и исполнению республиканского бюджета.
Негатив частично компенсировали
Сам бюджет на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов депутаты Госсовета Коми принимали на следующий день, 19 ноября. Упомянув об этом, врио главы подчеркнул, что участникам заседания – кабинету министров Коми и самому руководителю региона этот бюджет придется исполнять и по мере необходимости и поддержке парламентариев вносить в него изменения.
– Сегодня я хотел бы обозначить ряд ориентиров и приоритетных направлений в этой работе, – заявил Сергей Гапликов. – Реализация бюджетной политики осуществляется, честно скажем, в
неблагоприятных экономических условиях. Падение цен на энергоресурсы, введение экономических санкций и замедление темпов роста экономики в целом негативно отражаются и на реализации стратегии социально-экономического развития. Комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости экономики и социальной стабильности, принятый в октябре, позволил в определенной степени компенсировать негативные последствия указанных факторов, и мы смогли выполнить все действующие социальные обязательства. Важную роль в этом сыграли меры по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета республики, в том числе предоставление федерального бюджетного кредита в целях частичного замещения долговых обязательств по кредитам и ценным бумагам, а также на пополнение остатков средств республиканского бюджета, выделение дотаций на реализацию майских указов президента России.
Врио главы сообщил, что недавно трехсторонней комиссией по межбюджетным трансфертам рассмотрены вопросы оказания дополнительной финансовой поддержки регионам России в 2015 году. Принято решение о выделении дополнительных дотаций в сумме сорока миллиардов рублей на частичную компенсацию налоговых и неналоговых доходов, поступление которых в 2015 году прогнозируется ниже среднероссийского уровня, и на частичную компенсацию дополнительных расходов на уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения. Для Коми сумма таких дотаций составит 410 миллионов рублей.
Получаем и проедаем
Параметры нового бюджета Сергей Гапликов охарактеризовал как оптимальные, как по доходам, так и по расходам, но отметил, что от региона ждут проведения более ответственной бюджетной политики.
– Если мы с вами посмотрим на структуру проекта бюджета, то увидим, что в большей степени он направлен на поддержку текущих расходов, чем на развитие. И в предыдущие годы на бюджетные инвестиции направлялись ежегодно в среднем не более восьми процентов расходной части. Это намного ниже, чем средний показатель в целом по России и субъектам СЗФО. На 2016 год, если сложить запланированные инвестиционные расходы в бюджете за счет всех республиканских источников, включая адресную инвестиционную программу и частно-государственное партнерство, они, к сожалению, не будут превышать 4-5 процентов в год. Это крайне недостаточно для развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также для стимулирования и поддержки жилищного строительства, – полагает врио главы.
Также он напомнил, что госдолг Коми продолжает расти стремительными темпами – сейчас он составляет 32,1 миллиарда рублей, или 63,1 процента к собственным доходам, к тому же занимать деньги на текущие расходы – не лучшая практика.
– Получается какой-то парадоксальный замкнутый круг. Мы принимаем соответствующие обязательства, получаем деньги и проедаем их. Коллеги, такую долговую политику, направленную не на развитие, а на покрытие текущих расходов, пора прекращать, – призвал правительство руководитель региона. – Нам надо серьезным образом подумать, как остановить этот процесс или хотя бы в этих условиях на время замедлить его. И одновременно с этим необходимо искать возможности наращивания ресурсов для развития, увеличения доли капитальных расходов в республиканском бюджете.
ГЧП «проинвентаризировать»!
Кроме того, говоря о привлечении инвестиций, Сергей Гапликов подверг критике ряд проектов, осуществляемых в рамках адресной инвестиционной программы и частно-государственного партнерства. Так, в качестве негативного примера он привел строительство спального корпуса Тентюковского дома-интерната на 90 мест, сравнив его стоимость с затратами на строительство квартир. Выходило так, что на эти деньги – 782,6 миллиона рублей – для каждого постояльца интерната можно было построить 181 квадратный метр жилья.
– Поэтому поручаю правительству еще раз проанализировать и проинвентаризировать все инвестиционные объекты как с точки приоритетности и комплексности подхода, так и с точки зрения рациональности и реальности заявленной стоимости, – заявил врио главы и предложил в плане оптимизации расходов текущего характера равняться на некоторые предложения Минфина России.
А это – использование более жестких подходов при расчете целевого ориентира зарплаты бюджетников, снижение установленных федеральным законом ограничений по переходу на адресное предоставление мер соцподдержки по принципу нуждаемости, оптимизации структуры сети муниципальных и государственных учреждений, оказывающих услуги (в основном – платные) исключительно в интересах госвласти и местного самоуправления. Кроме того, следует продолжить работу по ограничению дефицитов региональных бюджетов и уровня долга путем закрепления на законодательном уровне с 2017 года предельного размера дефицита не более десяти процентов от суммы доходов бюджета субъекта.
Работать
эффективнее
Также Сергей Гапликов поставил перед кабинетом министров задачу эффективно участвовать в реализации федеральных гос-программ во имя максимального привлечения средств для региона. Но помнить при этом о планируемом повышении ответственности регионов за эффективное использование таких субсидий – требования становятся все строже.
Дабы продемонстрировать, что
с пресловутым эффективным расходованием казенных денег у нас дела обстоят не блестяще, Сергей Гапликов напомнил о реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
– В 2014 году средства на эти цели были направлены в муниципальные образования в объеме почти двух миллиардов рублей – почти 90 процентов от плана. Вместе с тем 60 процентов от переведенной суммы перечисленных целевых межбюджетных трансфертов осталось в остатках муниципальных образований. И на конец года они были возвращены в республиканский бюджет. Это более 1,3 миллиарда рублей. Коллеги, два миллиарда для развития жилищного комплекса и 60 процентов – возврат как неиспользованных, – подчеркнул масштабы бедствия врио главы.
В финале своего выступления Сергей Гапликов обратился к муниципальным руководителям, призвав их активнее работать над наполняемостью местных бюджетов, а правительству региона поручил проработать вопрос о стимулировании грантами тех городов и районов, где было достигнуто увеличение налоговых доходов, а именно – налога на совокупный доход, НДФЛ, налога на имущество физлиц и земельного налога.
Анна Потехина
Фото rkomi.ru
Оставьте первый комментарий для "Вырваться из замкнутого круга"