Вся суть в полномочиях

Руководители советов республики выясняли, что мешает эффективному административному и земельному контролю на местах

Совет руководителей Советов Республики Коми, существенно обновленный после выборов
13 сентября (из 20 глав городов и районов 18 – новички), провел очередное, XXII заседание. Темами для обсуждения стали работа административных комиссий и муниципальный земельный контроль, который из-за путаницы в федеральном законодательстве осуществляется сейчас из рук вон плохо.

FED_17579_prev_original (1)

Полгода на раздумья
Но прежде чем приступить к тематической повестке дня, участники заседания приняли важное кадровое решение. Как известно, председателем Совета руководителей Советов автоматически становится спикер парламента. В свою очередь у председателя должно быть два заместителя – один от Госсовета, второй – из числа муниципалов. От республиканского парламента была предложена и единогласно поддержана кандидатура вице-спикера Александра Макаренко. А вот что касается второго зама, то его избрание решили перенести на следующее заседание. Поскольку оно состоится весной следующего года, то времени на раздумья более чем достаточно.
– Очень бы хотелось, чтобы руководители советов за это время поближе познакомились друг с другом, провели консультации и предложили на следующем заседании согласованную кандидатуру, которая бы внесла в работу свежую струю, – выразила пожелание коллегам вице-спикер Валентина Жиделева.
Без юристов
не работается
Обсуждение темы об административных комиссиях начали с истории вопроса. Как напомнила председатель комитета Госсовета по законодательству и местному самоуправлению Нина Нестерова, на протяжении последних десяти лет органы МСУ то наделялись полномочиями по созданию административных комиссий, то их лишались. Наконец, в 2014 году был принят новый закон, и у администраций городов и районов появилось право самим песочить и штрафовать нарушителей общественного порядка.
В компетенцию административных комиссий входит контроль над порядком в сфере благо-устройства, ЖКХ, в части содержания домашних животных и так далее. Сейчас такие комиссии созданы при всех администрациях муниципальных образований, но не во всех поселениях. При этом есть «передовики» и «отстающие». Результативно комиссии работают в Сыктывкаре (за год рассмотрено 107 дел), в Инте и Усть-Куломском районе (по 67 дел), в Койгородском (54), Прилузском районе (52) и Ухте (28 дел). А вот в Воркуте, Усинске и Удорском районе (в этом муниципалитете, кстати, состав комиссии самый многочисленный – 46 человек) результат работы нулевой.
Причина такого положения дел, по мнению Нины Нестеровой, кроется в правовом нигилизме: на местах не хватает специалистов с юридическим образованием, а члены комиссии, не обладающие подобными знаниями, боятся совершить ошибку, ведь она тоже наказуема. Поэтому необходимо проводить обучающие семинары и разработать алгоритм действий как образец для работы на местах.
Заместитель начальника государственно-правового управления главы и правительства региона Ольга Распопова привела один из примеров, где сейчас нет должного реагирования административных комиссий. Распространители спайсов портят фасады зданий, нанося краской электронные адреса, через которые можно достать губительное зелье. Но городские власти почему-то на это никак не реагируют. Между тем если бы в муниципалитетах были разработаны и приняты типовые правила благоустройства, можно было бы успешно бороться с этим злом – незамедлительно удалять надписи, заодно помогая правоохранителям выявлять распространителей спайсов.
– Административные комис-
сии – хорошая палочка-выручалочка для органов местного самоуправления, чтобы пресекать опасные правонарушения, – подытожила выступающая.
О том, как можно успешно проводить такую работу на практике, рассказал и.о. градоначальника Сыктывкара, председатель административной комиссии при столичной мэрии Магомед Османов.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях по отраслям деятельности имеют 40 должностных лиц администрации города и еще 11 сотрудников администраций поселков Краснозатонского, Максаковки и Седкыркеща. Заседания комиссии проводятся с февраля. Самые распространенные нарушения, за которые физические и юридические лица привлекаются к административной ответственности, – выгул собак без поводка, выпас скота в неположенном месте, незаконное размещение рекламы на деревьях и других объектах, размещение нестационарных торговых объектов без документов, ненадлежащее содержание организациями вверенных им территорий – некачественная уборка мусора, плохая очистка крыш от сосулек и наледи, а дворов от снега. Размер наложенных штрафов уже достиг 400 тысяч рублей, правда, не все, кто таким образом наказан, штрафы оплатили.
В качестве доказательств члены административной комиссии используют свидетельские показания (их охотно дают соседи, особенно в случаях неправильного содержания домашних животных), фотофиксацию и запросы в правоохранительные органы.
Упомянул Магомед Османов и о проблемах – из-за бумажных проволочек срок по административной ответственности может истечь, а документы так и не дойдут до обвиняемого.
– В законе предусмотрен двухмесячный срок привлечения к ответственности граждан по данной категории дел. Все участники должны быть надлежащим образом предупреждены о процессуальных действиях. Единственный способ донесения информации до человека, который уклоняется от явки на административное разбирательство, – почтовое отправление с уведомлением о вручении. Вместе с тем в случае неполучения почтового отправления оно, согласно требованиям «Почты России», будет находиться в отделении только месяц. Таким образом, появляются случаи, когда по формальным причинам в момент поступления дела на рассмотрение комиссии срок давности привлечения к ответственности истекает. А это – основание для прекращения производства по делу, – разъяснил причину проблемы председатель сыктывкарской комиссии и предложил рассмотреть возможность законодательно увеличить срок привлечения к административной ответственности до шести месяцев.
Представитель МВД Юрий Карабут обратил внимание участников заседания еще на один аспект: у полиции сейчас нет полномочий составлять административные протоколы, а страдают от этого граждане. Люди звонят в дежурную часть с жалобами на соседей, которые шумят после 23-х часов, либо сообщают о нахождении несовершеннолетних в ночное время на улице, но оформить протокол прибывшие на место стражи порядка не могут, что вызывает недовольство населения. Поэтому представитель правоохранительных органов предложил внести изменения в законодательство и наделить такими полномочиями сотрудников органов внутренних дел. Более того, по мнению Юрия Карабута, необходимо ввести дополнительные должности – чуть более 30 на всю республику, чтобы такие сотрудники занимались составлением административных протоколов. На расходах бюджета это никак не скажется, поскольку их зарплата будет формироваться за счет взыскиваемых административных штрафов.
Председатель совета Сыктывкара Валерий Козлов призвал коллег поддержать эту инициативу и довести ее до логического конца, а Магомед Османов добавил, что надо бы и размер штрафов увеличить:
– Наказание за противоправные действия должно быть ощутимым, чтобы не хотелось больше нарушать.
Правовая коллизия
Столь же досконально члены совета постарались разобраться в проблеме муниципального земельного контроля. Дело в том, что согласно изменениям в Федеральном законе №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» эти полномочия с уровня сельских поселений были переданы на уровень муниципальных районов. Таким образом, взыскиваемые штрафы за выявленное на территории сельских поселений нецелевое использование сельхозугодий, самовольный захват земельных участков, снятие плодородного слоя почвы и так далее идут в казну района, а отнюдь не поселений. С другой стороны, в Земельном кодексе все осталось по-прежнему – функции земельного контролера закреплены за сельскими поселениями.
В общем, образовалась правовая коллизия, когда нет единого мнения и каждый поступает так, как удобнее ему.
Начальник республиканского управления государственной гражданской службы Елена Макарова привела статистику по региону: 11 муниципальных районов руководствуются 131-м федеральным законом и закрепили полномочия муниципального земельного контроля за администрациями районов. Три муниципалитета – Усть-Цилемский, Усть-Куломский и Усть-Вымский – сохранили контрольные функции за поселковыми администрациями. А в Сосногорске вообще поступили по-особенному – местные городские поселения передали данные полномочия району.
Елена Макарова указала на плюсы и минусы закрепления земельного контроля за районом и за поселением. В сельском поселении, как правило, отсутствуют квалифицированные кадры и нет материальной заинтересованности в проведении контрольных мероприятий – все равно же взысканные штрафы уйдут в районную казну. А если оставить полномочия за районом, то появляется проблема с оперативным реагированием из-за удаленности сельских поселений.
Разобраться, что все-таки главнее – 131-й закон или Земельный кодекс, участникам заседания так и не удалось. Вице-спикер Александр Макаренко предложил проработать вопрос комитету по природным ресурсам и подготовленные в федеральное законодательство изменения направить не напрямую в Госдуму, а через Северо-Западную парламентскую ассоциацию. Это позволит сверить позиции с коллегами из соседних регионов, и, кроме того, коллективное обращение будет выглядеть более убедительно.
Галина Владис
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА, БНК
и из архива «Республики»

slide0001_image001

Оставьте первый комментарий для "Вся суть в полномочиях"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.