В Общественной палате обсудили вопрос получения разрешения на ношение оружия
В минувший четверг в Общественной палате Коми прошла прямая линия по вопросам регистрации оружия и проблемах, связанных с получением разрешения на его ношение. Представители МВД и министерства здравоохранения ответили на самые актуальные для охотничьего сообщества республики вопросы.
Федеральный закон №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу 24 июля этого года и в частности касается Закона «Об оружии». Для получения разрешения на ношение оружия теперь требуется не только медицинское освидетельствование, но и химико-токсикологическое исследование (ХТИ). Вопрос получения лицензии не стоял бы так остро, если бы в Коми был не один-единственный центр, где можно пройти экспертизу, и если бы стоила она меньше 3900 рублей.
Звонившие на прямую линию были крайне эмоциональны. Существующий всего три месяца закон уже успел надавить на несколько больных мест: кошелек и любимое хобби. Основную волну негодования принял на себя главный врач Коми республиканского наркологического диспансера Михаил Колесников. Охотников, а звонили в палату исключительно они, интересовало, чем обоснована такая цена экспертизы и можно ли пройти ее где-нибудь поближе к дому. Количество химико-токсикологических лабораторий в Коми минимально, до вступления в силу закона их число вполне всех устраивало. Возможность проведения ХТИ существует только в Сыктывкаре – в наркологическом диспансере и бюро судебно-медицинской экспертизы, и добираться до столицы, например, из Инты проблематично. Сейчас исправить эту ситуацию нельзя, но, по словам Михаила Колесникова, на 2016 год планируется профинансировать оборудование центров в Воркуте, Печоре, Ухте, Усинске.
Председатель Общественной палаты Галина Киселева после первого же звонка выступила с предложением привлечь к решению проблемы муниципальные органы власти. С их помощью организовать вывоз людей группами в Сыктывкар для прохождения исследования, чтобы снизить расходы населения.
Схожее предложение высказал председатель общества охотников и рыболовов Сосногорска Александр Анискевич, который был среди дозвонившихся. Только вместо людей он предложил вывозить сами анализы. Тем не менее в отличие от первого плана второй реализовать нельзя из-за сложности технологии ХТИ и норм перевозок.
Вопрос о ХТИ повторялся раз за разом. Некоторые из дозвонившихся настаивали на том, что федеральный закон был принят неверно. Как отметили сами члены Общественной палаты, в новом законе сказано, что «…химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации». Тем не менее центр с возможностью ХТИ в Коми только один, и пройти экспертизу «по месту проживания» охотники не могут, что противоречит закону. Для того чтобы избежать административной ответственности и закрыть вопрос об отсутствии достаточного количества оборудования, есть уловка: «по месту пребывания». Наличие этого скобочного дополнения вызвало еще большие волны недовольства.
На все это коротко и емко ответил сам Михаил Колесников:
– Все законы России, вступившие в действие, должны исполняться всеми: и гражданами, и органами исполнительной власти.
Несогласные с этим охотники, недовольные сложившейся ситуацией, которую они сами характеризуют как «настоящее издевательство», уже начали «топить ружья». Так образно и лирично они называют сокрытие оружия в реках: их, подвязывая на веревочках, опускают в воду. Полиции же заявляют, что ружье потеряно. Сейчас, как рассказал и.о. начальника Центра лицензионно-разрешительной работы МВД Яков Бартоломей, утрачено 88 единиц гражданского оружия, в десяти случаях это связано с окончанием срока лицензии, но доказать намеренную потерю нельзя. Так охотники остаются со своим оружием, но незарегистрированным: нарушить закон им предпочтительнее, чем ехать в Сыктывкар и платить большую сумму за анализ на наркотики.
Возникали и сомнения на счет необходимости ХТИ. Тесты показывают, употреблялись ли наркотики в течение 24-72 часов. Если дурман принят месяц назад, то это не отразится в результатах, что делает проведение экспертизы бессмысленным, ведь оружие будет выдано с такой справкой.
Негативная реакция вполне закономерна, потому что внесение изменений в Закон «Об оружии» стало неожиданным не только для владельцев, но и для МВД и для министерства здравоохранения. Если бы инициативу обсуждали на высоком уровне или дали высказаться самим охотникам на этот счет, то времени на подготовку к новым мерам было бы больше, тогда и процесс пошел бы легче.
Звонки поступали один за другим, не оставляя участникам прямой линии ни минуты на обсуждение. Как отметил Михаил Колесников, цена экспертизы обоснована. В других регионах страны стоимость экспертизы еще выше: в Нижнем Новгороде и Татарстане – пять тысяч рублей. Закупка одного самого простого комплекта оборудования для ХТИ, по его словам, может обойтись в 10 миллионов, оптимально-чувствительного – 30 миллионов, а современного – от ста миллионов рублей.
Финансовая сторона взволновала и тех людей, которые владеют несколькими единицами оружия: если у каждого из них разная дата перерегистрации, то можно ли как-то избежать повторного прохождения ХТИ, то есть еще больших трат. Яков Бартоломей посоветовал в таком случае постараться совместить сроки перерегистрации, подавать несколько заявлений раньше срока (за 30 дней до истечения лицензии), на которые распространялась бы справка.
Острая тема даже вызвала внутренние споры среди участников прямой линии. В некоторых регионах стоимость ХТИ не превышает 500 рублей, и это порождает негодование со стороны тех, кому надо платить выше этого. Михаил Колесников объяснил, что такие тесты – незаконны, это не ХТИ, а самый простой тест-полоска, не дающий точного результата.
На прямой линии также был поставлен вопрос о необходимости прохождения ХТИ пожилыми людьми. Как высказалась Галина Киселева, подозревать их в употреблении наркотиков некорректно. Но в законе нет никаких поблажек: проходить ХТИ обязаны все. Если же исследование проигнорировано или пройдено позже срока, будет составлен протокол об административном правонарушении, а оружие – изъято.
В том случае, если владелец оружия отказывается или не может проходить ХТИ, есть несколько других вариантов: уничтожить, отдать оружие на продажу или передать тому, у кого лицензия продлена. Каждый из них все равно ведет к отказу от охоты, что делает ХТИ практически принудительной для тех, кто все же хочет остаться при своем хобби.
В заключение прямой линии и последующего обсуждения злободневной темы участники встречи пришли к общему выводу, что в столь «сырой» закон надо вносить правки, но сделать это на местах нельзя – только на федеральном уровне.
Елизавета Морохина
Фото «Комиинформ»
Оставьте первый комментарий для "Контрольный выстрел"