Жители ветхого дома сражаются за право на переезд
В конце этого лета жители дома №11 по улице Корткеросской в Сыктывкаре обратились в Общественную палату Коми с просьбой помочь добиться признания своего жилища аварийным, а затем и переезда. За один месяц первую часть задачи удалось выполнить.
Как пояснила член палаты, куратор проекта «Коми ЖКХ» Александра Афонина, по документам этот дом признали непригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту еще в 1994 году. В 2008-м очередная комиссия подтвердила выводы своих предшественников. Но переселять жильцов никто не торопился – для этого нужно, чтобы дом получил официальный статус аварийного. А для этого, в свою очередь, нужно провести строительную экспертизу. Кто-то из жильцов об этом не знал, полагая, что расселение им и так полагается, другие уже и не знали куда «стучаться». Одна из жильцов дома, ютящаяся в развалюхе с детьми и отцом-инвалидом, уже имела на руках судебное решение о переселении, но оно не выполнялось.
– 31 августа к нам в Общественную палату Коми поступила просьба от жителей этого дома поучаствовать в собрании, которое пройдет 2 сентября, – рассказала Александра Афонина. – Поехали я и Мнацакан Никогосян. Словами не описать, что это за дом: деревянный двухэтажный, строился в пятидесятых годах, скорее всего, как временный, даже фундамента нормального нет. Канализации нет, но при этом есть холодное водоснабжение. Раньше были печи, потом поставили батареи, но печи местами даже не разобрали. Стены, пол, потолок – все прогнило, перекрытия в труху превратились. В кровле огромные дыры, кое-как прикрытые тем, что под руку попало. Выгребная яма прямо под домом, вонь такая – что дышать невозможно. Квартиры просторные, но выглядят ужасно, потому что косметического ремонта надолго не хватает – дом «гуляет», уже набок кренится. Жильцы рассказали, что строили внутри квартир «коробки» из гипсокартона, оклеивали обоями, иногда после этого квартира пару лет выглядела относительно прилично.
По словам Александры Афониной, муниципальные чиновники, присутствовавшие на собрании, увидев членов Общественной палаты, повели себя несколько странно. Представляться отказались, говорили на повышенных тонах, а на вопросы, почему не ремонтировалась кровля и все остальное, почему администрация отказывается вносить свою долю средств за строительную экспертизу (из восьми квартир пять муниципальные), почему не выполняется судебное решение о переселении, отвечали: «А это вам пусть Поздеев расскажет».
– Это собрание было информационным, а на 7 сентября назначили следующее, с участием всех жильцов, чтобы обсудить конкретный вопрос – о признании дома аварийным. Я не знаю, что произошло за эти пять дней, но на следующем собрании тон чиновников был совсем другим. Разговаривали вежливо, сообщили, что свою долю средств за экспертизу администрация внесет, – пояснила куратор проекта «Коми ЖКХ».
30 сентября в дом приехали эксперты.
– Они уже на первом этапе осмотра сказали, что в этом доме жить невозможно, были просто в шоке. Кстати, в одной из квартир на первом этаже их попросили на стену не облокачиваться – рушится, – рассказала Александра Афонина. – Примерно через неделю будут готовы результаты экспертизы. Но уже сейчас жителей готовят к переезду, дело в том, что 19 сентября в доме обвалился огромный кусок штукатурки, и управление ГО и ЧС рекомендовало с переселением не тянуть. Следующая наша задача – добиться, чтобы людей переселили в нормальный жилой фонд, а с этим проблемы, поскольку у нас и маневренный фонд проблемный, да и мест в нем не хватает.
«Республика» будет следить за развитием ситуации. Между тем один из жильцов дома недавно умер, так переселения и не дождавшись.
Анна Потехина
Фото Александры АФОНИНОЙ и из архива «Республики»
Оставьте первый комментарий для "Докажи, что аварийный"