Шелк и камень, лед и морошка

Легкая, философская, ироничная, серьезная, оригинальная. Всеми этими эпитетами можно охарактеризовать выставку, открывшуюся в Национальном музее Коми. «Они сойдутся: шелк и камень» – так называется творческий проект художниц из Санкт-Петербурга Ирины Федосовой и Ольги Малыгиной.

IMG_9888 лодка двенадцать апостолов (Лисовский и Микушев в центре) IMG_9938


Выпускницу гимназии искусств при главе республики и высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной Ольгу Малыгину и педагога, первого в республике художника, обратившегося к батику, создателю креативных демонстрационных коллекций одежды Ирину Федосову хорошо знает творческая интеллигенция Сыктывкара.
– Ирина – бесконечно ищущий художник. И как педагог, постоянно работающий с одаренными детьми, наделена даром вскрывать глубины индивидуумов в коллективно-бессознательном, – отметила директор гимназии искусств Мария Кузьбожева.
Совместный проект Ирины Федосовой и Ольги Малыгиной – ряд арт-объектов, рожденных в размышлении авторов над темой дороги. Дороги как пути, как жизни, как надежды и как осмысления пройденного.
– Проект, как любая дорога, строился сложно, – отметила на открытии выставки Ирина Федосова.
По-своему определил концепцию выставки редактор журнала «Арт» Павел Лимеров: «Художник – это пограничник, соединяющий параллели».
Ранее художниц связывали отношения учитель – ученик, когда Ирина преподавала в гимназии искусств. Но сегодня они на равных представляют зрителю свои работы. А разница – в материале, возрасте, подаче, художественном почерке – делает проект еще более привлекательным.
Легкий, воздушный шелк Ирины Федосовой вступает в диалог с брутальным, но тем не менее абсолютно не «тяжелым», а скорее изы-сканным камнем Ольги Малыгиной.
В экспозиции преобладают оттенки серого, болотного, теплого белого – на шелковых полотнах учителя и черного, белого холодного, серого – в арт-объектах ее ученицы. Каждый объект – своя страница, своя история, свой километр жизни, дороги художниц.
«Я чувствую нежную страсть к третьей ночи девятой луны» – так названо одно из полотен Ирины Федосовой. Это строчка из письма, когда-то написанного ей любимым. И все полотно, которое можно читать и разгадывать, – история их взаимоотношений. От полетов до любви, которая, что называется, «до гроба». Все лики ветра зашифрованы в полотне «Ветер», где, по словам автора, сны, ветры и дороги переплетаются в одну бесконечную метафору. Эта работа навеяна творчеством сербского писателя Горона Петравича.
Ни одного посетителя выставки не оставил равнодушным и занятный арт-объект «Мужская неделька» – мельница из мужских портков, которые Ирина Федосова «создавала» весь месяц в Сыктывкаре, готовясь к экспозиции.
Отдельные истории и у Ольги Малыгиной. Истории и личные, и мировые. Один из образов – работа «12 апостолов». На небольшом долбленом деревянном каноэ выстроились 12 камней. Каждый вытянутый ошлифованный камень-«апостол» отмечен крестом в виде мозаики. Завораживающая работа, в которой явно читается библейская история.
– Мы привезли свои личные откровения и очень бы хотели, чтобы выставка была легкой, чтобы зритель долго всматривался в фактуру, характер движения. Мы дарим зрителям свое сокровенное, эстетическое удовольствие, событие, чтобы он попытался прочесть, прочувствовать наши мысли и чувства, – настраивала посетителей на «правильный» просмотр Ирина Федосова.
Своего рода визитной карточкой выставки стала работа «Этноджаз»: на батике изображены два человека, стоящие к зрителю спиной. Это двойной портрет. Переплетающиеся или продолжающие друг друга линии повествуют то ли о творческой дуэли, то ли о творческом дуэте художниц.
Весомым дополнением, а точнее даже частью столь необычной выставки стали перформансы «Река» – видеоролик, в котором героинями были сами художницы, и своеобразный фуршет «Ягодки». Завершающий, самый длительный кадр «Реки» как бы застыл в «Этноджазе». А бутылки изо льда с вкрапленными в них листьями, ягодами, цветами, которые были погружены в брусничный пунш, свежая морошка на крупных зеленых листьях придали экспозиции еще более естественный, природный, терпкий, романтический привкус.
Марина ЩЕРБИНИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Шелк и камень, лед и морошка"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.