В Коми разработают закон по борьбе с распространителями наркотиков в интернете
От употребления спайсов гибнет куда больше жителей Коми, чем говорит статистика. Такое мнение было высказано на заседании рабочей группы по борьбе с курительными смесями, проведенном председателем правительства региона Владимиром Тукмаковым 27 июля.
Как в самом начале встречи отметил Владимир Тукмаков, хоть эта проблема уже давно привлекла внимание властей Коми, а министерству образования, муниципальным руководителям даны поручения по борьбе с распространением и употреблением спайсов, ситуация не улучшается.
Почему распространители наркотических средств действуют куда более убедительно, чем те, кто пытается предостеречь от употребления спайсов, при этом остаются малоуловимыми для стражей порядка, и обсуждалось на заседании рабочей группы.
Замминистра здравоохранения Коми Евгения Котова привела цифры: за первое полугодие 2015 года в республике за медицинской помощью после употребления курительных смесей обратились 531 человек, в их числе 177 детей. За аналогичный период прошлого года – соответственно 271 и 38. То есть цифры заметно выросли. В прошлом году зафиксировано две смерти, причиной которых послужило отравление спайсами (в обоих случаях – совершеннолетние курильщики), в нынешнем пока обошлось без трагедий.
Впрочем, член Общественной палаты Коми Анна Фролова, известная на ниве борьбы с наркоманией, высказала мнение, что статистика в данном случае не соответствует реальности и она лично знает о множестве случаев, когда спайсы стали причиной летального исхода. Например, в 2011 году, по статистике, смертей от курительных смесей официально зафиксировано пять, а она знает об одиннадцати – общалась с родственниками погибших. В качестве причин смерти указаны асфиксия, оторвавшийся тромб, но произошло это все после активного употребления спайсов.
Министр здравоохранения Коми Наталья Арнаутова пояснила, что судмедэксперты в данном случае должны указывать непосредственную причину смерти (сосудистые нарушения, например), а вот косвенные факторы остаются за рамками графы в справке. Но в принципе, по мнению министра, можно добавить графу, в которой указывать, употреблял ли умерший те же курительные смеси.
– Что ж, если в наших силах скорректировать статистический учет, чтобы видеть истинные причины смерти, предлагаю так и сделать, – согласился Владимир Тукмаков.
Министр образования Коми Владимир Шарков провел параллель между распространением спайсов и террористической угрозой, заявив, что меры предосторожности в школах предпринимаются одни и те же: дежурство учителей, строго контролирующих, что происходит в школе во время уроков и перемен, пропускной режим. Но, к сожалению, во многих муниципалитетах к правительственным поручениям в этой сфере отнеслись чисто формально. Более того, некоторые директора школ, даже узнав о том, что тот или иной ученик употребляет курительные смеси, замалчивают эту информацию, опасаясь, по всей видимости, наказания за то, что допустили такое. А действовать надо с точностью до наоборот. Поэтому многие учебные заведения сейчас ждет серьезная проверка, и, судя по словам Владимира Шаркова, больше всего «прошерстят» те школы и ссузы, где руководство было не склонно выносить сор из избы, пока информация о проблеме не дошла до министра из других источников.
– Если работа не дает плодов, будем менять методы, учтем опыт других регионов, – заявил Владимир Шарков. – Но нужна помощь общественности. Дома ребенок под контролем родителей, в школе – педагогов, а если ему предложат спайсы по пути домой или в школу?
Председателя Общественной палаты Галину Киселеву сообщение о замалчивании руководством школ информации об употреблении учениками спайсов привело в негодование: бояться нужно не наказания, а потери ребенка.
– Нужно по полной задействовать родительскую общественность, создать инициативную группу, которая будет ходить на собрания, разъяснять, ведь многие родители никак не могут понять, что и их ребенок тоже может стать жертвой, – высказалась Галина Киселева. – Нужно объединять усилия и делать родителей своими сообщниками.
Кроме того, она указала на то, что основной группой риска, скорее всего, являются не школьники, а юные студенты ссузов, которые вроде бы уже и взрослыми считаются, а вырвавшись из-под родительского крыла, начинают вести себя крайне неосмотрительно.
Также участники заседания сочли, что необходимо воспользоваться опытом Анны Фроловой, приглашавшей на профилактические встречи наркоманов, победивших свое пагубное пристрастие: лучше человека, уже прошедшего весь путь, никто не расскажет о такой проблеме.
Что касается непосредственно распространителей курительных смесей, то члены рабочей группы сочли, что нужно лучше бороться с сайтами, где их продают. Правда, сделать это не так-то просто: один сайт закрывают, завтра новых пять открывается. И то же самое со страницами в социальных сетях, где практически в открытую торгуют спайсами. По решению суда такие сайты блокируются, но очень медленно, так что, по мнению Анны Фроловой, делать это надо по заявлениям общественности, сразу. Владимир Тукмаков счел, что такой законопроект следует разработать. (Как сообщила пресс-служба главы и правительства Коми, депутат Госдумы Владимир Поневежский уже готов участвовать в разработке и продвижении такого закона на федеральном уровне.)
И.о. руководителя комитета информатизации и связи Борис Тульчинский рассказал, что компьютеры во всех образовательных учреждениях защищены системой фильтрации контента, так что из школы и училища на сайт, где продают «дурь», выйти нельзя. Но ведь сейчас практически у всех подростков есть мобильные устройства с выходом в интернет, так что для покупки спайсов пользоваться школьным компьютером совершенно незачем.
Проблему распространения спайсов в регионе в скором времени обсудят и на заседании правительства Коми – этот вопрос включен в рабочую повестку на 27 августа.
Анна Потехина
Оставьте первый комментарий для "Спасти от спайсов"