Республика должна стать некомфортным регионом для наркоторговцев, а употребление зелья должно считаться в обществе занятием, внушающим отвращение. Разговор о том, как этого добиться, состоялся в ходе заседания общественного совета при следственном управлении Коми.
В республике основную массу уголовных дел по фактам незаконных операций с наркотиками расследует управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН). Но в борьбе с распространением и потреблением опасного зелья участвуют и сотрудники других правоохранительных органов. К подследственности следственного управления относятся преступления, совершенные подростками и в отношении подростков. Сейчас именно несовершеннолетние оказались под угрозой нападения «наркоспрута».
Подростки все чаще становятся фигурантами уголовных дел, связанных с распространением и употреблением наркотиков. Только за пять месяцев 2015 года в следственные органы поступило 113 сообщений о подобных преступлениях (за весь 2014 год – 152). По результатам рассмотрения сообщений возбуждено 45 уголовных дел (в 2014 году – 39). Самое распространенное среди несовершеннолетних наркотическое средство – курительные смеси (спайсы). Популярность этой отравы объясняется ее относительной дешевизной и легкостью приобретения через интернет.
Беда еще и в том, что на месте ликвидированной преступной группировки тут же появляется новая – чаще всего «филиал» межрегионального криминального сообщества. Сотрудники следственного управления отметили, что и эту проблему можно решить, если буквально «отвадить» наркоторговцев от Республики Коми, ликвидируя новый «филиал» сразу после его появления. Через некоторое время боссы межрегиональной наркомафии поймут, что соваться в Коми невыгодно: можно не только понести серьезные убытки, но и оказаться за решеткой – и не исключено, что число попыток наладить торговлю зельем в регионе если не сойдет на нет, то хотя бы значительно уменьшится.
Как подчеркнул руководитель следственного управления Николай Басманов, именно по этому пути в последнее время и идут сотрудники регионального УФСКН, сосредоточившиеся на ликвидации наркогруппировок. Задержаны десятки распространителей зелья, изъяты миллионы разовых доз наркотиков. Но, по мнению правоохранителей, одними мерами уголовно-правового характера с распространением наркотиков не справиться, нужна широкая поддержка общественности.
Неоценимую помощь в выявлении несовершеннолетних потребителей зелья могли бы оказать педагоги, но, по выводам следователей, руководители некоторых учебных заведений подчас скрывают ставшие им известными факты употребления наркотиков учащимися, чтобы не подпортить «имидж» школы или училища.
Пока педагоги «закрывают глаза» на употребление наркотиков учащимися, продавцы зелья налаживают каналы поставки отравы в учебное заведение, обзаводятся постоянными потребителями, вербуют распространителей.
Выявление факта употребления наркотиков в учебном заведении должно стать для педагогов не «минусом», а «плюсом», поскольку, вовремя узнав о проблеме, представители соответствующих структур смогут оперативно принять меры для ее решения.
Следователи считают важной задачей развеять устойчивый миф об огромных доходах и «красивой жизни» распространителей зелья. Чаще всего подростки идут в наркобизнес именно за «легкими деньгами», рассчитывая сразу разбогатеть. При этом берутся за распространение зелья дети отнюдь не бедных родителей – в сетях наркоспрута оказываются подростки, которые воспитываются в семьях со средним, а то и очень высоким достатком.
Слухи о «легких деньгах» в наркоторговле сильно преувеличены. Только преступники, которые стоят на высших ступенях криминальной иерархии, получают большие суммы. Подросток в наркомафии может рассчитывать лишь на низшую, но при этом самую опасную «должность» закладчика. Именно закладчики, которые переносят наркотики и прячут их в условленных местах, чаще всего попадают в поле зрения правоохранителей.
За закладку дозы наркотика в тайник платят двести рублей, за месяц «ударной работы» закладчик может получить примерно десять тысяч рублей – с таких доходов не разбогатеешь. Да и легкими эти деньги не назовешь – с учетом того, что наказание за незаконные операции с наркотиками порой даже суровее, чем кара за убийство или изнасилование. Преступник, распространявший наркотики в составе организованной группы, может попасть в колонию на двадцать лет.
По результатам обсуждения члены общественного совета высказали предложения об усилении противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, о повышении эффективности профилактики совершения подобных преступлений в молодежной среде, о совершенствовании взаимодействия следственного управления с общественными организациями в этом направлении.
Людмила ВЛАСОВА
Оставьте первый комментарий для "Миф о «легких деньгах» привлекает подростков в наркомафию"