В августе в Бразилии пройдет 42-й по счету чемпионат мира по рабочим профессиям. Такие чемпионаты уже более 60 лет устраивает международная организация Worldskills International, созданная для того, чтобы повышать интерес к этим самым профессиям у молодежи. На предыдущем чемпионате впервые выступила и команда России, заняв при этом последнее место. Опросы, проводимые среди выпускников школ, показывают: девять из десяти юных респондентов желают получить высшее образование. И ни одного потенциального слесаря или токаря. Средние учебные заведения у подрастающего поколения давно не в почете. Означает ли это, что рабочий класс в России проиграл «гламуру»?
Владимир Шарков, министр образования РК:
– Я бы не был так категоричен. Да, ребята в своем большинстве стремятся получить высшее образование, но это не значит, что выпускникам не интересно среднее профессиональное образование. Ведь рабочие специальности крайне востребованы на рынке труда, и наша задача – правильно сориентировать ребят, чтобы они в дальнейшем не жалели о своем выборе. В этом году студент Сыктывкарского политехнического техникума Артем Кузьпелев стал самым технологичным сварщиком в России по итогам Всероссийской олимпиады профмастерства. Насколько я знаю, ему уже предложили работу в одном из крупнейших предприятий страны. Это пример того, что не все так плохо.
Наталья Бутрим, старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных технологий СГУ:
– Я бы так прямолинейно не стала утверждать. Подготовка специалистов среднего профессионального образования сегодня действительно оставляет желать лучшего. Как правило, выпускники техникумов заметно проигрывают в доходах сверстникам, получившим высшее образование, имеют меньше возможностей для карьерного роста. Но даже специалистов с высшим образованием я не назвала бы «гламуром». Для того чтобы им состояться и закрепиться в профессии, нужно много учиться и работать.
Михаил Дронов, директор Коми регионального частного учреждения социального развития «Созидание»:
– К сожалению, в последние годы, начиная с перестроечных времен, наша производственная сфера, система подготовки рабочих кадров, образование и воспитание были исковерканы, подверглись большой ломке. Мы как подсели на нефтяную иглу, так и не слезаем с нее. И экономический кризис, который сейчас грянул, не подвигает нас развивать новые производства. Точно так же и с человеческим фактором. Люди понимают, что, работая на производстве, они не получат достойной оплаты, а как можно содержать семью на 6-7 тысяч? Не все же могут попасть на работу в нефтянку и к газовикам.
Галина Киселева, председатель Общественной палаты Коми:
– Наверное, придется с этим согласиться. А куда деваться? Действительно, рабочий класс проиграл «гламуру». И нам надо сегодня проводить серьезнейшую работу в системе образования, поменять в обществе нравственные ценности, сознание людей, для того чтобы вновь поднять престиж рабочих профессий, как это было раньше.
Михаил Брагин, председатель Комитета Госсовета РК по социальной политике:
– Еще не проиграл, я знаю высококлассных электриков и сантехников, которые получают довольно приличную зарплату. И знаю бесконечное число менеджеров с дипломами вуза, которые работают абы где за копейки. Система ценностей у молодежи поменялась. Родители и школа ориентируют ребенка на получение высшего образования, по их мнению, это круто, это модно. Не на то, чтобы он стал специалистом в той сфере, где у него душа лежит, а на получение диплома, который стал залогом высокой зарплаты, непыльной работы. Ситуацию исправит введение распределения после учебы в вузе. Получил высшее образование за счет государства, вот и отработай по контракту 3-5 лет, куда направит государство, к примеру, в Воркуте, Инте или Удорском районе.
Сергей Козлов, начальник Управления Республики Коми по занятости населения:
– Учитывая, что наши техникумы справляются с планом набора, так категорично заявлять, что мы проиграли «гламуру», не стоит. С другой стороны, сегодня общественное мнение таково, что специальность экономиста более популярна в обществе, чем специальность слесаря или токаря. Но, на мой взгляд, это все преходящее. Думаю, не за горами то время, когда вернется престиж рабочих профессий, потому что практика показывает, что труд высококвалифицированного токаря или сварщика оплачивается значительно лучше, чем труд обычного экономиста или юриста.
Андрей Попов, писатель:
– Почему «гламуру»?! Проиграл высшему образованию, желанию заниматься интеллектуальным трудом. И не проиграл, а пока проигрывает. Но Наполеон тоже в Москве был. А теперь Париж в Сыктывкаре находится. Да, труд высококвалифицированного рабочего и труд интеллектуальный сближаются. И, возможно, скоро обнимутся – и между ними не будет особых противоречий, во всяком случае, не будет повода говорить, что кто-то чего-то проигрывает или выигрывает.
Да проиграл рабочий класс 100%. Реально пройдитесь по бывшим ПТУ республики и посмотрите на мастерские. Базы нет! Зато все стали именоваться проф. лицеями, техникумами и колледжами. Срок обучения сократили на 0,5 года, в основном за счёт практики, сейчас одумались, вернули 3 года, но педагоги замумукались уже программы переписывать!