31 декабря в сыктывкарском поселке Верхняя Максаковка скончался 95-летний труженик тыла Сергей Даньщиков. В военные годы он работал на пароходе, помогая обеспечивать фронтовиков древесиной и зерном. Ради победы переживал и голод, и лишения. После Великой Отечественной войны долгие годы трудился на благо родной республики. Последнее интервью он дал журналисту «Республики». Этот материал редакция посвящает памяти человека, который внес свой вклад в победу над фашизмом, вырастил четверых детей, воспитал внуков.
В уютном доме журналиста «Республики» встретила дочь Сергея Даньщикова – Любовь Шпак. Она показала свои стихи, посвященные отцу. В красивых строках нежное признание в любви к родному человеку с пожеланием крепкого здоровья.
Сергей Даньщиков родился в 1928 году в селе Вомын Корткеросского района Коми. Маленький Сережа рос в тяжелое для страны время. Были голод, репрессии, а затем и война. Его мать умерла в 1936 году, а через год репрессировали отца, который впоследствии умер в лагере. Два старших брата – Владимир и Василий – погибли, сражаясь за Родину во время Великой Отечественной войны. Были у него и сестры. Старшие – Фаина и Анна – вышли замуж. Муж Анны был пограничником. Долгое время они прожили на советско-китайской границе. Вернулись в Коми уже после войны. После ареста отца Сергея Даньщкова вместе с маленькими сестрами отправили в разные детдома.
– Октябрьской ночью 1937 года забрали отца, – вспоминал он. – В том же году, и тоже в октябре, забрали и коми поэта Виктора Савина. В то время исполнился год со смерти матери. Отец нам, четверым малышам, топил баню, кормил. Утром мы проснулись, а отца нет. Сосед сказал: «Ваш отец в тюрьме». Тетя увела нас сначала в сельский детдом. Потом меня отправили в село Нёбдино.
Любовь Шпак рассказала, что отцу было 13 лет, когда началась война. Со школьной скамьи детей из детдомов стали забирать на различные работы. Сергей попал на пароход, который перевозил лес, зерно и другие грузы. Трудился кочегаром. Работать недоедавшим воспитанникам детдомов было невероятно тяжело. Надо было топить пароходные котлы, таскать метровые чурки для растопки.
Собеседник издания добавил, что те подростки, кто были покрупнее, сбегали на фронт в возрасте 14-15 лет, а он был совсем щупленький. Только после войны его взяли в армию. Отправить должны были в теплый Ашхабад. В октябре 1948 года в столице Туркменской ССР произошло страшное землетрясение, и молодых солдат посылали туда для помощи в ликвидации последствий.
Однако вместо Ашхабада Сергей попал в итоге в Свердловскую область. Там молодые солдаты помогали в строительстве железной дороги: прокладывали туннель сквозь гору. Была осень, а им выдали летнее обмундирование. Холода стояли не слабее, чем в Коми. Спали в бараках, собранных на скорую руку. Работали с ними и арестанты. Они жалели молодых солдатиков, делились с ними своими фуфайками. Выжить удалось благодаря этой помощи.
После службы в армии Сергей Даньщиков вернулся в родную республику, где долгие годы трудился. Работал трактористом, электриком, плотником. Вместе с супругой Анастасией, которая умерла 14 лет назад, они вырастили сына Владимира и трех дочерей – Наталью, Марию и Любовь. Нрав у Сергея Даньщикова был довольно крутой. Об этом свидетельствует хотя бы история о том, как уже после рождения получила имя Любовь.
– Сестры отца хотели, чтобы меня назвали Мариной. А мама меня хотела назвать в честь своей бабушки – Екатериной. Когда я уже родилась, папа услышал от мамы: «Моя Катенька». Возмутился, поругались сильно. Уходя по делам, он сказал, что назовет дочку именем той женщины, которую первой по дороге встретит. Ему встретилась тетя Люба, – поведала Любовь Шпак.
Любушка – так ласково называл ее отец. До последних дней жизни Сергей Даньщиков внимательно следил за новостной повесткой, читал газеты и смотрел телевизор. Он был полон оптимизма и много шутил, утверждал, что юмор и смех помогают пережить любые трудности.
Любовь Шпак раскрыла секреты долголетия отца: он никогда не курил, а алкоголь употреблял всегда строго в меру и только по праздникам. Но главные составляющие долгой жизни – оптимизм и трудолюбие.
– Какой спорт в те годы? – удивилась вопросу о здоровом образе жизни Любовь Сергеевна. – Надо было таскать воду, кормить скотину, дрова колоть. Детей много, всем внимание надо уделить.
– Самое главное не показал, – с этими словами ветеран с гордостью продемонстрировал письмо с личной подписью президента и поздравлением на 95-летие.
Любовь Шпак тогда отметила, что представители поселковой администрации тоже не забывают труженика тыла. Регулярно навещают, приносят подарки.
Сергей Даньщиков очень хотел дожить до ста лет. К сожалению, мечте не суждено было сбыться, но ведь не случайно говорят, что человек жив, пока о нем жива память.
Коллектив газеты «Республика» выражает соболезнования родным и близким Сергея Даньщикова.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора и из личного архива Сергея Даньщикова
Оставьте первый комментарий для "Война и мир Сергея Даньщикова"